Раздел 5. История образования и педагогической мысли
1 вариант
№ | Вопрос или задание | Метка правильного ответа | ||
1.1.1 | Инициация | |||
А | посвящение в илиоты | |||
Б | подготовка к военной службе | |||
В | процедура посвящения во взрослые | |||
Г | государственная аттестация | |||
Д | процедура посвящения в воины | |||
1.1.2. | Первый в истории Китая профессиональный преподаватель: | |||
А | Я.А. Коменский | |||
Б | Лао Ши | |||
В | Гербарт | |||
Г | Конфуций | |||
Д | Гомер | |||
1.2.1 | Учебное заведение в Древних Афинах, в которых мальчики осваивали навыки физических упражнений… | |||
1.2.2 | Философ античности, впервые высказавший идею о необходимости государственного дошкольного воспитания | |||
А | Платон; | |||
Б | Аристотель; | |||
В | Демокрит; | |||
Г | Сократ; | |||
Д | Гераклит. | |||
1.2.3 | Основатель эвристического метода обучения: | |||
А | Я.А. Коменский | |||
Б | И.Г. Песталоцци | |||
В | Аристотель | |||
Г | Сократ | |||
Д | В. де Фельтре | |||
2.1.1 | Предметы, входившие в полный курс средневековых наук, называемых «семь свободных искусств» | |||
А | Г грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка; | |||
Б | грамматика, риторика, богословие, арифметика, геометрия, астрономия, музыка; | |||
В | грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, архитектура, музыка; | |||
Г | медицина, грамматика, риторика, диалектика, геометрия, астрономия, архитектура; | |||
Д | грамматика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, архитектура, музыка. | |||
2.1.2. | Традиции семейного православного воспитания в России 16 века были закреплены в произведении… | |||
2.1.3. | Социалист – утопист, автор произведения «Город солнца»: | |||
А | Т.Мор; | |||
Б | Ш.Фурье; | |||
В | Р.Оуэн; | |||
Г | М.Монтень; | |||
Д | Т.Кампанелла. | |||
3.1.1 | Я.А. Коменским были предложены следующие 4 типа школ: | |||
А | тривиальные, элементарные, коллегиумы, университеты; | |||
Б | школы дошкольные, начальные, средние, высшие; | |||
В | М материнские, родного языка, латинские, академические; | |||
Г | пропедевтические, элементарные, повышенного типа, высшие; | |||
Д | Н начальные школы, лицеи, гимназии, университеты. | |||
3.1.2 | Педагог, который впервые обосновал дидактические принципы и правила: | |||
А | Дж.Локк; | |||
Б | И.Ф.Гербарт; | |||
В | К.Д. Ушинский; | |||
Г | И.Г. Песталоцци; | |||
Д | Я.А. Коменский. | |||
3.1.3 | Я.А. Коменский предлагал создать школу: | |||
А | гармоничного развития; | |||
Б | К комического сознания: | |||
В | всеобщей мудрости; | |||
Г | развития добродетелей; | |||
Д | элементарного образования. | |||
3.2.1 | Три основных фактора влияющих на развитие ребенка по теории Ж.Ж.Руссо: | |||
А | школа, родители ,сверстники; | |||
Б | природа, люди, вещи; | |||
В | воспитание, книги, учителя; | |||
Г | культура, люди, вещи; | |||
Д | наследственность, среда, воспитание. | |||
3.2.2 | Соотношение периода развития ребенка по Ж.Ж. Руссо и основной цели воспитания | |||
Период | Цель воспитания | |||
1. | от рождения до 2 лет | А.Нравственное воспитание | ||
2. | от 2 до 12 лет | Б Б.Физическое развитие | ||
3. | от 12 до 15 лет | В В.Развитие внешних чувств | ||
4. | от 15 лет до совершеннолетия | Г Г.Умственное и трудовое воспитание | ||
3.2.3 | Дж.Локк предлагал воспитывать юных: | |||
А | рыцарей; | |||
Б | ремесленников; | |||
В | граждан; | |||
Г | патриотов; | |||
Д | джентльменов. | |||
3.2.4 | В основу отбора содержания обучения джентльмена Дж.Локк положил принцип: | |||
А | природосообразности; | |||
Б | культуросообразности; | |||
В | самодеятельности; | |||
Г | утилитаризма; | |||
Д | научности. | |||
3.3.1 | Первое государственное учебное заведение в Москве при | |||
Петре I: | ||||
А | Школа математических и навигационных наук | |||
Б | Институт благородных девиц | |||
В | Школа ремесленников | |||
Г | Московский университет | |||
Д | Морская академия | |||
3.3.2 | С его именем связано создание в России воспитательных домов: | |||
А | Петр I; | |||
Б | И.И. Бецкой; | |||
В | М.В. Ломоносов; | |||
Г | Н.И. Новиков; | |||
Д | В.Ф. Одоевский. | |||
4.1.1 | Основной метод работы В.Ф. Одоевского с детьми: | |||
А | развивающие беседы | |||
Б | трудовое обучение | |||
В | многократное повторение | |||
Г | наставление | |||
Д | игра | |||
4.1.2 | Основу педагогической системы К.Д. Ушинского составляет принцип: | |||
А | всеобщности; | |||
Б | народности; | |||
В | природосообразности; | |||
Г | культурообразности; | |||
Д | гуманизма. | |||
4.1.3 | В России была впервые создана государственная система преемственных школ: | |||
А | 1764; | |||
Б | 1804; | |||
В | 1917; | |||
Г | 1924; | |||
Д | 1936. | |||
4.1.4 | Обязательные предметы, включенные в программу обучения в детских садах России в 19 веке: | |||
А | фребелевские занятия; | |||
Б | закон Божий, русский язык; | |||
В | иностранные языки, русский язык; | |||
Г | русский язык, рукоделие; | |||
Д | иностранные языки, богословие. | |||
4.2.1 | Ребенок по Ф.Фребелю, это: | |||
А | сосуд греховности; | |||
Б | чистая доска; | |||
В | индивидуум; | |||
Г | совершенный человек; | |||
Д | носитель божественной сущности. | |||
4.2.2 | Целью воспитания ребенка по Ф.Фребелю является: | |||
А | развитие природных способностей; | |||
Б | подготовка к обучению в школе; | |||
В | развитие интеллекта и улучшение нравов; | |||
Г | развитие органов чувств; | |||
Д | физическое развитие. | |||
4.2.3 | Ф.Фребель придавал следующее символическое значение шару и кубу: | |||
А | символ сложного единства; | |||
Б | символ движения и покоя; | |||
В | символ «единства в многообразии»; | |||
Г | символ духа и материи. | |||
Д | символ бытия и сознания. | |||
4.3.1 | Основным элементом при обучении счету в теории элементарного образования И.Г. Песталоцци является: | |||
А | математический куб; | |||
Б | десяток; | |||
В | единица; | |||
Г | Звук; | |||
Д | форма. | |||
4.3.2 | Педагог, впервые предложивший звуковой метод обучения детей грамоте: | |||
А | И.Г. Песталоцци; | |||
Б | К.Д. Ушинский; | |||
В | Л.Н. Толстой; | |||
Г | М. Монтессори. | |||
Д | Ф.Фребель. | |||
5.1.1 | Педагог, центральной идеей педагогической системы которого является воспитание в коллективе и через коллектив: | |||
А | П.П. Блонский; | |||
Б | С.Т. Шацкий; | |||
В | В.А. Сухомлинский; | |||
Г | А.С. Макаренко; | |||
Д | К.Н.Вентцель. | |||
5.1.2 | Организатор детского сада ,автор книги: «Практическая работа в детском саду»: | |||
А | А.С.Симонович; | |||
Б | Л.К. Шлегер; | |||
В | Е.И. Тихеева; | |||
Г | Е.Н. Водовозова; | |||
Д | М.Монтессори. | |||
5.1.3. | Соотношение названия учебно-воспитательного учреждений и их авторов (20-40-е г. XX в.) | |||
Учебно-воспитательные учреждения | Педагоги-организаторы | |||
1. | Школа-колония «Бодрая жизнь» | А В.Н. Сорока-Росинский | ||
2. | Колония имени М. Горького | Б В.А. Сухомлинский | ||
3. | Школа имени Ф.М. Достоевского | В С.Т. Шацкий | ||
4. | Павлышская средняя школа | Г А.С. Макаренко | ||
5.2.1. | Соотношение направления и их представителе1 в зарубежной реформаторской педагокике | |||
Основные направления | Педагоги исследователи | |||
1. | Педагогика прагматизма | А В.А.Лай | ||
2. | Педагогика действия | Б П.Наторп | ||
3. | Трудовая школа | В Д.Дьюи | ||
4. | Социальная педагогика | Г. Г. Кершенштейнер | ||
5.2.2 | В 1907 году М.Монтессори открывает дошкольное учреждение для детей бедняков: | |||
А | детский сад; | |||
Б | учреждение для бедных; | |||
В | дом ребенка; | |||
Г | детский приют; | |||
Д | ясли. | |||
5.2.3 | Для развития термической чувствительности детей М.Монтессори предлагала использовать: | |||
А | песок; | |||
Б | воду; | |||
В | крупы; | |||
Г | камешки; | |||
Д | глину. | |||
2 вариант
№ | Вопрос или задание | Метка правильного ответа | |||
1.1. | В первобытном обществе проводилось церемония посвящения подростков в полноправные члены общины, которая назывались… | ||||
1.2. | Первые учебные заведения в государствах Древнего Востока: | ||||
А | начальные школы | ||||
Б | Дома табличек | ||||
В | гимнасии | ||||
Г | частные школы | ||||
Д | монастырские школы | ||||
1.2.1 | Соотношение по Платону, души человека с добродетелями: | ||||
1. | волевая душа | A. мудрость | |||
2. | чувственная душа | Б. мужество | |||
3. | разумная душа | B. умеренность | |||
1.2.2 | Вершиной образования, по мнению Квинтилиана является: | ||||
А | овладение искусством оратора | ||||
Б | овладение ремеслом | ||||
В | овладение письмом | ||||
Г | знание языков | ||||
Д | умение ездить верхом, фехтовать | ||||
1.2.3 | Цель Афинского воспитания: | ||||
А | воспитание ремесленников | ||||
Б | воспитание гражданина | ||||
В | подготовка воина | ||||
Г | воспитание хорошего управленца | ||||
Д | формирование всесторонне развитого человека | ||||
2.1.1 | Важную роль в развитии педагогической мысли в эпоху Средневековья сыграла: | ||||
А | схоластика | ||||
Б | филантропия | ||||
В | философия | ||||
Г | гуманизм | ||||
Д | диалектика | ||||
2.1.2. | Идеал воспитания на Руси IX-XVII вв. | ||||
А | трудолюбивый и добрый человек | ||||
Б | сильный и отважный человек | ||||
В | умный и любознательный человек | ||||
Г | всесторонне развитый человек | ||||
Д | образованный и воспитанный человек | ||||
2.1.3. | Социалист-утопист, автор произведения «Гаргантюа и Пантагрюэль»… | ||||
3.1.1 | Я.А. Коменский сформулировал троякую цель воспитания: | ||||
А | умственное, нравственное, физическое в их единстве; | ||||
Б | знание языков и наук, вера и благочестие, добрые нравы; | ||||
В | развитие интеллекта, физическое совершенствование, нравственная добродетель. | ||||
Г | развитие ума, сердца, воли. | ||||
Д | физическое совершенствование, развитый интеллект, моральная чистота. | ||||
3.1.2 | Педагог, автор произведения, положившего начало науке о процессе обучения, написавший первое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста: | ||||
А | В. Дистервег; | ||||
Б | И.Ф. Гербарт; | ||||
В | Я.А. Коменский; | ||||
Г | К.Д. Ушинский. | ||||
Д | Ф.Фребель. | ||||
3.1.3 | Соотношение типов школ с возрастной периодизацией, по Я.А. Коменскому | ||||
Период | Типы школ | ||||
1. | Детство | А Школа родного языка | |||
2. | Отрочество | Б Университет | |||
3. | Юность | В Материнская школа | |||
4. | Возмужалость | Г Латинская школа | |||
3.2.1 | Возрастной период детства, называемый Ж.Ж. Руссо «периодом бурь и страстей»: | ||||
А | от рождения до 2 лет; | ||||
Б | от 2 до 12 лет; | ||||
В | от 12 до 15 лет; | ||||
Г | от 15 лет до совершеннолетия | ||||
3.2.2 | Предложенный Ж.Ж .Руссо метод наказания: | ||||
А | телесные наказания; | ||||
Б | словесные наказания; | ||||
В | беседы нравственного содержания; | ||||
Г | угроза; | ||||
Д | естественные последствия. | ||||
Дж.Локк преследовал следующую цель, создавая систему «воспитания джентльмена»: | |||||
А | воспитать делового, практичного юношу с манерами аристократа, будущего предпринимателя; | ||||
Б | воспитать в юноше всесторонне гармонично развитую личность; | ||||
В | воспитать личность, развитую духовно и нравственно; | ||||
Г | воспитать воина, физически развитого и крепкого; | ||||
Д | воспитать гражданина-патриота своего Отечества. | ||||
3.2.4 | По Дж. Локку, решающее влияние на развитие ребенка должна оказывать: | ||||
А | среда; | ||||
Б | наследственность | ||||
В | воспитание; | ||||
Г | деятельность; | ||||
Д | природа. | ||||
3.3.1 | Видный общественный деятель времени Екатерины 11, руководивший делом реорганизации образования и его развитием в России: | ||||
А | М.В. Ломоносов; | ||||
Б | Н.И. Новиков; | ||||
В | И.И. Бецкой; | ||||
Г | В.Г. Белинский; | ||||
Д | А.И. Герцен. | ||||
3.3.2 | Педагог, автор работы «О воспитании и наставлении детей» | ||||
А | Н.И. Новиков; | ||||
Б | А.Н. Радищев; | ||||
В | А.И. Герцен; | ||||
Г | Н.А. Добролюбов; | ||||
Д | М.В.Ломоносов. | ||||
4.1.1 | Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности: | ||||
А | К.Д. Ушинский; | ||||
Б | Л.Н. Толстой | ||||
В | Н.Г. Чернышевский | ||||
Г | Е.И. Тихеева | ||||
Д | Л.К. Шлегер | ||||
4.1.2 | Основным принципом организации обучения, по мнению Л.Н. Толстого, является: | ||||
А | наглядность; | ||||
Б | доступность; | ||||
В | научность; | ||||
Г | последовательность; | ||||
Д | свобода. | ||||
4.1.3 | В России появились первые детские сады: | ||||
А | в конце 18 века; | ||||
Б | в начале 19 века; | ||||
В | во второй половине 19 века; | ||||
Г | в конце 19 века; | ||||
Д | в годы советской власти | ||||
4.1.4 | Первое учебное заведение, готовящее руководительниц для детских садов России, называлось: | ||||
А | Высшие Женские курсы; | ||||
Б | Бестужевские курсы; | ||||
В | Фребелевские курсы; | ||||
Г | Женские курсы имени профессора Д.И. Тихомирова; | ||||
Д | Институт благородных девиц. | ||||
4.2.1 | Название, которое дал Ф. Фребель своему детскому учреждению: | ||||
А | филантропия; | ||||
Б | малая школа; | ||||
В | дом ребенка; | ||||
Г | детский сад; | ||||
Д | ясли сад. | ||||
4.2.2 | Ф. Фребель организовал профессиональную подготовку: | ||||
А | гувернанток; | ||||
Б | родителей; | ||||
В | садовниц; | ||||
Г | воспитательниц; | ||||
Д | учительниц. | ||||
4.2.3 | По мнению Ф. Фребеля, ребенок от рождения наделен инстинктами: | ||||
А | питания и роста; | ||||
Б | деятельности, познания, художественным и религиозным; | ||||
В | деятельности; | ||||
Г | движение, познание, речь; | ||||
Д | питания, роста, движения. | ||||
4.3.1 | Первоэлементом нравственного воспитания в теории элементарного образования И.Г. Песталоцци является | ||||
А | любовь к Родине; | ||||
Б | любовь к природе; | ||||
В | любовь к людям; | ||||
Г | любовь к самому себе; | ||||
Д | любовь к матери. | ||||
4.3.2 | Педагог, одним из первых выдвинувший требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер и подчеркнувший необходимость установления связи между воспитанием и духовной жизнью общества: | ||||
А | П.Ф. Каптерев; | ||||
Б | К.Д. Ушинский; | ||||
В | В. Дистервег; | ||||
Г | И.Ф.Гербарт; | ||||
Д | Л. Н. Толстой. | ||||
5.1.1 | Организатор Первой опытной станции по народному образованию, в деятельности которой решались теоретические и практические вопросы строительства новой школы: | ||||
А | Н.К. Крупская; | ||||
Б | А.С. Макаренко; | ||||
В | В.А. Сухомлинский; | ||||
Г | С.Т. Шацкий; | ||||
Д | П.П.Блонский. | ||||
5.1.2 | Проект под названием «Идеальный детский сад» был разработан: | ||||
А | Ф. Фребелем; | ||||
Б | П.П. Блонским; | ||||
В | К.Н. Вентцелем; | ||||
Г | Л.К. Шлегер; | ||||
Д | А.С. Симонович. | ||||
5.1.3 | Основой содержания образования общеобразовательной школы 1950-70-е годы | ||||
А | Связь школы с жизнью | ||||
Б | Связь школы с общественностью | ||||
В | Связь школы с производством | ||||
Г | Связь школы у учреждениями дополнительного образования | ||||
Д | Преемственность образовательных учреждений | ||||
5.2.1. | М.Монтессори была сторонницей педагогического направления | ||||
А | Свобдного воспитания | ||||
Б | Христианско-религиозного воспитания | ||||
В | Авторитарного воспитания | ||||
Г | Демократическое воспитание | ||||
Д | Гуманистического воспитания | ||||
5.2.2. | Для развития барической чувствительности детей М.Монтессори предлагала использовать: | ||||
А | Маленькие гири разных размеров | ||||
Б | Маленькие шары разных размеров | ||||
В | Деревянные кубики разных размеров | ||||
Г | Деревянные дощечки | ||||
Д | Камешки разных размеров | ||||
5.2.3. | Соотношение направления и их представителей в зарубежной реформаторской педагогике | ||||
Основные направления | Педагоги-исследователи | ||||
экспериментальная педагогика | А Д. Дьюи | ||||
социальная педагогика | Б Э. Мейман, А. Бине | ||||
метод проектов | В П. Наторп | ||||
педагогика прагматизма | Г У. Килпатрик | ||||