Характеристика игры дошкольника. Классификация детских игр в дошкольных учреждениях
Игра- деятельность, напрвленная на организацию в предметной и соц действительности, в кот. Ребенок отражает впечатление от ее познания.
Характеристика игры:
1. Активная формула познания окр. Среды.
2. Игра- сознаетльная и целенаправленная деятельность.
3. Игра- свободная, самост, возникающая по инициативе ребенка
В. А, Запорожец указывал, что в игре воля и самостоятельность проявляется:
- в выборе или ее содержании
- в добровольном объеденении с кем-либо
- в свободном входе и выходе игры
Функции:
1, Обеспечение эмоционально-чувственной сферы
2. Дидактическая
3. Обеспечение основ здор.
4. Воспитательная (коллективизм, взаимопомощь, ответственность, активность, коммуникаб., иннициат., трудол., )
5. Развивающая
6. Мотивационная
7. Коррегирующая (способы отношения к другим, способы поведения)
8. Креативная(С-Р игры, драмматич.)
9. Адаптационная
Общее с соц. Деят.
1. Целенаправленность
2. Осознанность
3. Активность
Специфичность игры:
-свобода исамостоятельность
- самореализация
-творческая основа
Высокая эмоциональная активность
Структура игры
Цель-мотив-способ реализации-планомерные действия –результат
Виды:
Творческие (режиссерские, С-Р, строительно-конструктивные, игры-драмматиз., театральные игры)
Игры с правилами (дид., подвижные игрыв- большой, средней, малой подвижности, сюжетные, игры с предметами, настольно-печатные, словесные.)
Народные игры (подвижные, диалектические, обрядовые, игры-забавы ,игры-развлечения.)
Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни» (1).
П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.
В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются "творческими", или «сюжетно-ролевыми». Первое название представляется нам наиболее точным, так как сюжет и роли имеются и во многи-играх с правилами.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет,
распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».
В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.