Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру

Задачи

Основное отличие состоит в том, что задача науки – проводить исследования, а задача школы и учреждений профессионального образования – осуществлять воспитание, обучение и образование учащихся. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задачавскрытия закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами.

2. К важнейшим постоянным задачам принято относитьпрогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

3. Среди задач, возникших в последнее десятилетие, следует выделить задачу внедрения результатов исследований в практику. Эта задача связана, прежде всего, с появлением рыночных отношений в сфере не только материального, но и духовного производства.

Следует еще остановиться на тех задачах, которые отнесены к классу временных. Их число, масштабность, сложность, непредсказуемость в определенной степени зависят от социально-экономических условий жизни общества. Решение их диктуется потребностями практики и самой развивающейся науки. Такие задачи относятся к классу задач «быстрого реагирования», например, создание электронных учебников, электронных каталогов, ком-пьютеризация образовательных учреждений и т.д.

К основным педагогическим категориям относятся «воспитание», «обучение», «образование». Педагогика широко оперирует общенауч-ными категориями, такими как «развитие» и «формирование».

Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру - student2.ru Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру - student2.ru

Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.

Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру - student2.ru

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике.

2. Методологические основы профессиональной педагогики (системный, личностно-ориентированный, компетентностный, аксиологический и другие подходы). Методология и методы профессионально-педагогического исследования.

Методология педагогики – совокупность гносеологических подходов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Основные методологические подходы в педагогике:

1. Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

2. Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

3. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).

4. Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

5. Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

6. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

7. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

8. Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Методология педагогики – совокупность гносеологических подходов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Методы исследования в профессиональной педагогике. Теоретические методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование. Эмпирические методы исследования:

1. Частные методы: изучение литературы и документов; наблюдение; устный и письменный опрос; метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные методы: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.

Применение инструментальных методов (методик) исследования в профессионально-педагогических исследованиях: хронометраж, циклография и другие биомеханические методики, электроэнцефалография, электромиография, электрокардиография, методики определения функционального состояния нервной системы в процессе учения и труда.

3. Система общего и профессионального образования в России. Основные тенденции развития современной системы профессионального образования.

Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Система профессионального образования состоит в России из трех уровней — начального, среднего и высшего. По общему уровню развития этой системы Россия сравнима с ведущими государствами мира. Широко признано высокое качество российского профессионального образования. Об этом свидетельствует то, что в высших учебных заведениях страны обучается около 100 тыс. иностранных студентов. Начальный уровень образуют около 4 тыс. средних профессионально-технических училищ (СПТУ). Средний уровень профессионального образования образуют примерно 2,6 тыс. учебных заведений разных типов: техникумов, колледжей, училищ и др. Высшее профессиональное образование в стране дают около 950 учебных заведений, в которых обучается 4,1 млн студентов. За период 1990-х годов образовано около 450 новых вузов, в том числе 100 государственных и 350 негосударственных. Высшие учебные заведения располагаются преимущественно в административных центрах регионов России.

Принципы построения системы образования в России

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Современные тенденции развития профессионального образования определяются жесткими требованиями рынка к качеству производительного труда. Уровень профессионализма работника, его социально-культурный статус должны оптимально соответствовать как интересам личности, так и кадровым потребностям мелких, средних и крупных предприятий.

В настоящее время созданы и успешно работают новые типы учебных заведений, которые осуществляют многоуровневое непрерывное профессиональное образование, оптимально обеспечивающее интересы личности и кадровые потребности экономики. В связи с этим повышается конкурентоспособность их выпускников, как правило, владеющих несколькими профессиями (от трех до восьми), расширяются их возможности сделать карьеру, обеспечивается стабильность в профессиональной деятельности, в частности за счет наличия нескольких вариантов трудоустройства на различных этапах жизненного пути человека.

4. Педагогический процесс как составляющая профессионального образования. Определение и структура, характеристика основных компонентов. Закономерности и принципы педагогического процесса.

Педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении как целостная система; профессиональное обучения, воспитание и развитие в целостном педагогическом процессе; проектирование содержания, методов, форм и средств профессионального обучения.

Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру.

ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОДЫ – СРЕДСТВА – ФОРМЫ

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик; это предвидимый результата деятельности.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание представляет собой опыт, который передается для достижения поставленной цели.

Методы – действия педагога и учащихся, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства – способы «работы» с содержанием (их используют в единстве с методами).

Формы придают логическую завершенность педагогическому процессу.

Наши рекомендации