Предмет: «Основы коррекционной педагогики»

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г.ЯЛТА)

Кафедра педагогики и управления учебными заведениями

“УТВЕРЖДАЮ”

Директор института ППиИО

_______________Н.В.Горбунова

“______”_______________2013 р.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПНДВЧ 05 «Основы коррекционной педагогики»

Отрасль знаний 0101 Педагогическое образование

Специальность 6.010106 «Социальная педагогика»

Специальность 6.010101 «Дошкольное образование»

Специальность 6.010102 «Начальное образование»

Специальность6.030103 «Практическая психология»

Институт Педагогики, психологи и инклюзивного образования

Кредитно-модульная система

организации учебного процесса

Ялта – 2013 г.

Рабочая программа дисциплины «Основы коррекционной педагогики

для студентов направления подготовки 0101 «Педагогическое образование»

Специальность 6.010106 «Социальная педагогика»

Специальность 6.010101 «Дошкольное образование»

Специальность 6.010102 «Начальное образование»

Специальность 6.030103 «Практическая психология»

„___” ________, 2013 г.

Разработчики:Власов М.И. ст.преподаватель

Рабочая программа утверджена на заседании кафедры социальной педагогики

Протокол № ___ от. “____”________________20__ г.

Заведующий кафедрой _______________________ (Богинская Ю.В. )

“_____”___________________ 20___ г

Одобрена научно-методическим советом РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г.Ялта)

Протокол № ___ от. “____”________________20___ г.

“_____”________________20__ г.

Председатель _______________Н.В.Горбунова

Ялта, 2013.г

I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет: «Основы коррекционной педагогики»

4ДО, 4зДО

Наименование показателей Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Количество кредитов – 3   Нормативная
Отрасль знаний 0101 «Педагогическое образование»  
Модулей – 2 Направления подготовки6.010101 «Дошкольное образование» Год подготовки:
Содержательных модулей – 2 4-й 4-й
Индивидуальное научно-исследовательское задание: конспектиование и реферирование литературы Семестр
Общее количество часов -107 8-й 8-й
Лекции
Кол-во часов в неделю: дневной формы обучения: 4 аудиторных – 5 самостоятельной работы студентов – 10     Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр 20 год. 5год.
Практические, семинарские
24 год. 10 год.
Лабораторные
год. год.
Самостоятельная работа
63год. 92 год.
Индивидуальные занятия:год.
Вид контроля: экзамен


I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет: «Основы коррекционной педагогики»

4НО, 4зНО

Наименование показателей Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Количество кредитов – 3   Нормативная
Отрасль знаний 0101 «Педагогическое образование»  
Модулей – 2 Направления подготовки6.010102 «Начальное образование» Год подготовки:
Содержательных модулей – 2 4-й 4-й
Индивидуальное научно-исследовательское задание: конспектиование и реферирование литературы; Семестр
Общее количество часов -107 8-й 8-й
Лекции
Кол-во часов в неделю: дневной формы обучения: 4 аудиторных – 5 самостоятельной работы студентов – 10     Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр 20 год. 5год.
Практические, семинарские
24 год. 12 год.
Лабораторные
год. год.
Самостоятельная работа
63год. 95 год.
Индивидуальные занятия:год.
Вид контроля: экзамен

I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет: «Основы коррекционной педагогики»

4СП, 4зСП

Наименование показателей Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Количество кредитов – 1,5   Нормативная
Отрасль знаний 0101 «Педагогическое образование»  
Модулей – 2 Направления подготовки6.010106 «Социальная педагогика» Год подготовки:
Содержательных модулей – 2 4-й 4-й
Индивидуальное научно-исследовательское задание: конспектиование и реферирование литературы; Семестр
Общее количество часов -54 8-й 8-й
Лекции
Кол-во часов в неделю: дневной формы обучения: 2 аудиторных – 5 самостоятельной работы студентов – 10     Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр 16 год. 8год.
Практические, семинарские
12 год. 4 год.
Лабораторные
год. год.
Самостоятельная работа
26 год. 42 год.
Индивидуальные занятия:год.
Вид контроля: экзамен

I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет: «Основы коррекционной педагогики»

1ПП, 1зПП

Наименование показателей Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
Дневная форма обучения Заочная форма обучения
Количество кредитов – 1,5   Нормативная
Отрасль знаний 0101 «Педагогическое образование»  
Модулей – 2 Направления подготовки6.030103 «Практическая психология» Год подготовки:
Содержательных модулей – 2 1-й 1-й
Индивидуальное научно-исследовательское задание: конспектиование и реферирование литературы; Семестр
Общее количество часов -54 1-й 2-й
Лекции
Кол-во часов в неделю: дневной формы обучения: 4 аудиторных – 5 самостоятельной работы студентов – 10     Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр 16 год. 2год.
Практические, семинарские
12 год. 10 год.
Лабораторные
год. год.
Самостоятельная работа
26 год. 95 год.
Индивидуальные занятия:год.
Вид контроля: экзамен

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: формирование научной компетенции студентов, приобщение их к научно-исследовательской работе.

Задачи:

- дать представление о науке как составляющей культуры;

- ознакомить с методологией научно-исследовательской работы; сформировать навыки и умения выполнения научно-исследовательской работы.

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Снижение экономического уровня жизни, ухудшение экологической обстановки привело к резкому снижению физического и психического здоровья нации. Так, по современным данным в 1-11 классах массовых школ только 8,5% детей можно признать гармонически развитыми. Практически здоровых (не имеющих отклонений в здоровье) - 25 -30%. У 40-45% детей выявлены отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям.

Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями входит составной частью в единую государственную систему образования. Современная система специального образования в настоящее время модифицируется в направлении интегрированного и инклюзивного образования с целью более эффективной социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Таких детей в Украине не менее 4,5% от общего количества детского населения, причем эта цифра неуклонно растет, в то же время половина таких детей обучаются в общеобразовательной школе, не имея необходимой социально-психолого-педагогической поддержки.

Курс "Основы коррекционной педагогики " направлен на подготовку студентов педагогических факультетов высших учебных заведений недефектологического профиля к работе с детьми, с особыми образовательными потребностями, квалифицированному выявлению таких детей с последующим направлением их на психолого- медико-педагогические консультации с целью уточнения дальнейшей траектории их развития. Предполагается изучение наиболее распространенных видов детских дизонтогений (нарушений интеллектуальной и речевой деятельности, слухового и зрительного анализаторов, комплексных дефектов развития, других дефектов развития нарушений опорно-двигательного аппарата, психопатических форм поведения). Анализируются причины возникновения, особенности, способы выявления и коррекции различных видов аномалий.

В результате изучения дисциплины студент должен

ЗНАТЬ:

- основные виды психического дизонтогенеза;

- причины его возникновения;

- структуру дефекта и особенности отклонений в развитии психики таких детей;

- основы дифференциальной диагностики;

- особенности содержания, форм, приемов и методов обучения и воспитания детей каждой группы;

УМЕТЬ:

- выявлять детей с особыми образовательными потребностями;

- на ранних этапах выявлять причины, вызывающие трудности в образовании воспитанников массовых учебно-воспитательных учреждений;

-давать рекомендации родителям таких детей по вопросам обучения и воспитания.

IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержательный модуль 1. Общие сведения о коррекционной педагогики, как науке.

Тема 1 История развития общественной помощи лицам, с отклонениями в развитии.

Тема 2.Коррекционная педагогика как наука. Предмет и задачи коррекционной педагогики. Понятие "ребенок с особыми образовательными потребностями”. Виды детских аномалий и причины их возникновения. Структура дефекта развития

Содержательный модуль 2. Психологические особенности в картине отдельных нарушении развития у детей

Тема 3.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Понятие "сурдопедагогика”. Формы и методы обучения детей с нарушениями слуха

Тема 4.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения Понятие "тифлопедагогика”. Формы и методы обучения детей с нарушениями зрения.

Тема 5.Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 6.Классификация олигофрении и психолого-педагогическая характеристика детей-олигофренов

Тема 7.Задержка психического развития. Классификация ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Тема 8.Множественные нарушения развития.

Тема 9. Проявления неврозов и психопатий. Их классификация.

Тема 10. Расстройства аутистического спектра

Тема 11. Речевые нарушения. Основные понятия, классификация

Тема 12. Зарубежный опыт специального образования и воспитания.

Наши рекомендации