Понятие о способностях
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используют тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Дадим определение способностей.
Способности – это совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.
Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность, которая и достигается в процессе обучения и воспитания. Обнаруживаются способности не в знаниях и навыках как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, важными для данной деятельности. Именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают право говорить о способности или неспособности к этой деятельности.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и, наоборот.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
Большой вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др.
Этими вопросами занимаются в настоящее время В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков. В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей имеются два направления. Первое – психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А. Голубевой, В.М. Русалова). Другое направление – исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы Л.С. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славс-кая) сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
Отечественная психология, не признавая врожденность способностей, не отрицает, однако, врожденность некоторых особенностей, заключенных в строении мозга, органов чувств и движения, особенностях типа нервной системы. Эти морфологические и функциональные особенности человека, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.
Подавляющее большинство психологов считает, что задатки – это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физио-логические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).
Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они представляют только одно из условий формирования способностей. Существенной характеристикой задатков является их многозначность, поскольку на основе одних и тех же задатков (например, хорошее цветоразличение) могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью (могут развиваться способности художника, а могут и способности контролера на текстильной фабрике).
В отличие от самих способностей задатки вполне могут существовать и не теряться долгое время, причём относительно независимо от того, обращается или не обращается к ним человек, использует или не использует их на практике.
Виды способностей
Вотечественной и зарубежной науке имеются различные классификации способностей человека. Наиболее общей из них является деление способностей на две группы: общие и специальные (рис. 13).
Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды. Рассмотрим их более подробно.
Общие элементарные способности – это способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности. К ним относятся основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить, воображать, принимать и осуществлять решения. Каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее психическое действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мнемическое, мыслительное, волевое. Оно в результате упражнений может стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности – это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов. Глазомер – это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т.е. – это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух – это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух – это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные спо-собности развиваются на основе задатков в процессе обучения.
Общие сложные способности – это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Рис. 13. Классификация способностей
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих её в тех же условиях, называется одаренностью.
Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий.
Гениальность – это высшая степень одаренности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение.
Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Так, мы говорим о гениальности Моцарта в музыке, Ч. Дарвина – естествознании, М.В. Ломоносова – физике и механике, Д.И. Менделеева – химии и т.д.
Развитие способностей
Перед психологией остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы такого процесса еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса. Это, прежде всего, данные о сензитивных периодах формирования функций.
Так, Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что каждый индивид в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ребенка 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5–7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Например, в подростковом возрасте уже очень трудно научиться прямохождению и речи.
Важную роль в развитии способностей играют мотивация и вызываемая ею напряженная активность. Так, например, одаренные дети проявляют большую склонность к деятельности, к которой предрасположены. Они без устали систематически и интенсивно занимаются интересующим их делом.
Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, как созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется теми требованиями, которые выдвигаются перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности, проявлением максимальных усилий в ней. Из этого следует, что деятельность необходимо рассматривать как источник и фактор формирования способностей, а трудолюбие, настойчивость и работоспособность – как важнейшие, приобретенные при жизни предпосылки формирования способностей.
Как считал Б.М. Теплов, внесший большой вклад в развитие общей теории способностей, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Для успешного развития способностей следует учитывать выводы «теории предела», согласно которой человек наиболее полно раскрывает и развивает свои способности, работая на пределе своих физических или умственных сил. Однако при этом следует учитывать особенности принципа препятствий: преграда должна быть данному человеку доступной.
«Развитие способностей, – писал Л.С. Рубинштейн, – совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня».
Способности развиваются постепенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности. Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и постепенное их обобщение приводят к образованию специальных и вместе с тем универсальных механизмов, или систем деятельности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.
На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и подражательный характер, но чем раньше и отчетливее выступают оригинальные, творческие элементы, тем больше оснований говорить об одаренности. На втором этапе развития способностей характерны творческие элементы в деятельности, самостоятельность в постановке и решении вопросов. Так создаются внутренние предпосылки для саморазвития и самовоспитания способностей.
Способности развиваются неравномерно: одни – раньше, другие – позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способности (дошкольный возраст). Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности. Одни и те же способности могут развиваться то более быстрыми, то более медленными темпами, в зависимости от условий деятельности и воспитания. Так, какое-либо собственное открытие способа действий или овладение новыми способами действий, разработанными другими, создает новые возможности не только для повышения продуктивности труда, но и для более быстрого развития способностей. Наоборот, прекращение поисков, самоуспокоенность и самоудовлетворённость могут резко снизить темп развития способностей.
В заключение хочется отметить, что успехи на работе и в жизни в целом, по мнению психологов, более зависят от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем.