История возникновения педагогики
Как произошло название науки о воспитании — педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?
Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании — педагогика. Греческое слово пейдагогос (пейда — ребенок, гогос — вести) первоначально обозначало раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Из Древней Греции пришли к нам и многие другие педагогические термины, например, школа (shole — досуг, игра), гимназия (gym-nasion — гимнасий) — школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и т.д.
Примечательно, что уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека. Афинский правитель Солон (между 640 и 635 — ок. 559 до н.э.) издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей тому или иному виду труда, и сын мог не кормить его в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.
Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования?
Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561 —1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623), он назвал педагогику, под которой понимал «искусство обучения чтению».
Стимулом развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики.
Широкое распространение получили идеи иезуитского (католического) и исламского воспитания. Со времени эпохи Возрождения начали формироваться идеи социалистического воспитания (Т. Мор и Р. Оуэн в Англии, Т. Кампанелла в Италии, К. Сен-Симон, Ш. Фурье во Франции, К. Маркс и Ф. Энгельс в Германии, В.И. Ленин в России и т.д.).
По уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным освещением теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.
Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций.
Необходимость анализа и систематизации народных представлений о воспитании, его национальных обычаев и традиций привела к разработке специальной научной дисциплины — этнопедагогики (этнос — народ, нация), которая в последнее время получает все более широкое развитие.
Обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели — Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др. Они стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.
В 1950 г. писал профессор А.Ф. Протопопов. «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания».
К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:
• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;
• определение целей воспитания;
• разработка содержания воспитания;
• исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вкладв развитие педагогической теории?
Это — Дж. Локк (1632—1704) в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712—1778) во Франции, Г. Песталоцци (1746— 1827) в Швейцарии, И. Гербарт (1776—1841) и А. Дистервег (1790-1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629-1680), М.В. Ломоносов (1711-1765), К. Д. Ушинский (1824 -1870), Л.Н. Толстой (1828—1910) в России и др.
Ф. Бэкон лишь выделил педагогику в самостоятельную отрасль знания, то Я.А, Коменский (1592—1670) своими фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Он развивал идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям, выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу. Разработал принципы природосообразности воспитания, согласно которым последнее должно соответствовать «природной гармонии тела и души», способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей, быть для них посильным, совершаться постепенно и без спешки.
В своем знаменитом труде «Великая дидактика» (1632) Коменский раскрывал вопросы обучения и сформулировал ставшие классическими дидактические принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др. В книге «Материнская школа» одним из первых в педагогике разрабатывал проблемы дошкольного воспитания.
Дж. Локк в труде «Мысли о воспитании» выступал против распространенного в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой якобы можно писать что угодно, указывая тем самым на огромную роль воспитания.
Ж.Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого природного совершенства, а должно основываться на предоставлении детям полной свободы, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке в педагогике теории «свободного воспитания» и «педоцентризма», т.е. необходимости целиком следовать за влечениями и желаниями детей, не мешая их спонтанному (самопроизвольному) развитию.