Задачи и система логопедической работы при устранении дислексии

Можно выделить два основных направления коррекционной работы:

- устранение дислексии, обусловленной преимуществен­но несформированностью устной речи:

Фонематическая дислексия- недоразвитие фонематической системы языка. Несформированность навыков акустической и кинестетической дифференциации фонем.

Семантическая дислексия - нарушения понимания прочитанного, из-за несформированности звуко-слогового синтеза.

Аграмматическая дислексия- недоразвитие морфологических и синтетических обобщений, аграмматизм в устной речи.

Мнестическая дислексия- нарушение слухо-речевой памяти. Это выражается в том, что дети с трудом запоминают содержание стихов, путаются воспроизведении прочитанных рассказов. На этом этапе овладения грамоты долго устанавливается связь звука с буквой.

устранение дислексии, обусловленной преимуществен­но несформированностью зрительных функций:

Оптическая дислексия-

-нарушение зрительного восприятия (цвет, величина, форма):

-нарушение зрительного анализа и синтеза;

-нарушение пространственных представлений ребенка;

-нарушение движение глаз при чтении.

Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи

На овладение детьми определенными опера­циями чтения оказывают влияние нарушений фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной монологической речи.

Цель работы - развитие и коррекция всех сторон уст­ной речи.

Основные задачи коррекции дислексии, обусловлен­ной ФФН:

- формирование точной дифференциации фонем рус­ского языка;

- формирование полноценных представлений о звуко­вом составе слова;

- закрепление навыков звуко-слогового анализа и син­теза речевых единиц;

- коррекция дефектов звукопроизношения.

Устранение дислексии, вызванной системным недо­развитием речи, у младших школьников, помимо коррек­ции фонетико-фонематических процессов, должно решать следующие задачи:

- количественное и качественное обогащение активно­го словаря ребенка;

- развитие навыков словоизменения;

- уточнение значений синтаксических конструкций;

- развитие навыков построения связного высказывания.

Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций

Цель - обучение ребенка способам обработки визуального матери­ала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.

Задачи работы - развитие и коррекция гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Поэтому ме­тодика включает в себя два основных блока:

1- развитие и коррекция гностических зрительных функций. Основные задачи:

- развитие произвольного зрительного внимания;

- развитие навыков зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительной памяти.

2 - развитие и коррекция зрительных моторных функций. Основные задачи:

- развитие и коррекция точных прослеживающих дви­жений глаз;

- формирование зрительно-пространственных пред­ставлений;

- выработка зрительно-моторных координаций.

По­следовательность работы над зрительными функциями оп­ределяется индивидуально для каждого ребенка и зависит от наибольшей выраженности нарушений гностических или моторных функций зрения.

Задания каждого блока подбираются по принципу воз­растающей сложности, сначала с использованием картинного, хорошо знакомого ребенку материала, и лишь затем в работу вво­дится буквенный материал (буквы, слоги, слова, предло­жения). Кроме того, картинный материал, предлагаемый детям для выполнения упражнений, также постепенно усложняется: от цветных реалистических к черно-белым и затем к силуэтным и контурным, что является подготов­кой к восприятию букв и цифр Авторы: Ястребова, Каше, Филичева, Лалаева

13.Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный

Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный периоды).

Добкуварный период.Задачи:

1.Развитие звукового анализа (фонематического слуха, внимания к звуковой стороне речи)

2.Формирование фонематического восприятия (определение линейной последовательности, кол-во звуков и букв..)

3.Нормализация временных и оптико-пространственных представлений

4.Исправление произносительных и ритмико-слоговых нарушений речи

5.Развитие пассивного и активного словаря

6.Развитие ВПФ (мышления, память, внимание)

7.Формирование мелких мускульных ощущений при движении руки.

• Содержание:

1. Развитие фонематическ. слуха – способность физ слуха воспринимать и различать речевые звуки. 2. Формирование операций слогового анализа (добавление слога в слове, придумывание слов со слогом)

3. Формирование операций фонематического восприятия (выделение звука из состава слова)

4. Работа над развитием оптико-пространственных представлений зрительного восприятия (определение ведущей руки, ориентировка в пространстве)

5. Подготовка руки к процессу письма (тренировка мышц пальцев, штриховка, разлиновка).

Букварный период.Задачи:

1.Формирование правильного зрительного восприятия графических знаков .

2.Формирование звуко-буквенного соответствия .

3.Отработка графического навыка прописывания русских букв .

4.Формирование процесса чтения..

• Содержание:

1. Аналитическое письмо Заключается в отработке графического навыка и формирование правильного зрительного восприятия графемы. Используется таблица Соколовой (прописывание буквы в воздухе и в тетрадях).

2. Аналитико-синтетическое письмо Прописывание слов различной слоговой структуры, составление слов, предложений и запись в тетрадь.

3. Синтетическое письмо Детей обучают писать изложения и сочинения. Обучение чтению по Егорову: 1. Овладение звуко-буквенными обозначениями (опознавание печатных букв) 2. Послоговое чтение (сукцессивное) (соединение букв в слоги) 3. Становление целостных приемов восприятия (способ чтения называется – симультанным, то есть целостным) 4. Целостное чтение (или синтетическое.

14.Задачи и содержание работы по формированию произношения в специальной школе 5 вида. Раздел программы рассчитан на 2 года:

В 1 классе выделяется 2 часа

Во 2 классе – 1 час.

Задачи: 1. Исправление дефектов звуко-слоговой стуктуры речи 2. развитие ритмической и интонационной стороны речи 3. Развитие слухового и фонемного восприятия дефектно произносимого звука. Работа проводится как на уроках, так и на индивидуальных занятиях. На уроках звукопроизношения коррекцией звукопроизношения не занимаются!!!! Содержание: 1. Знакомство с фонематической системой русского языка (сначала изучаются гласные, затем согласные раннего онтогенеза – м,н, п,б, затем остальные). 2. Знакомство с разными видами звукового анализа: - фонемный (дифференциация по звукам) – хлопни в ладоши, когда услышишь звук. - фонематический (выделение (узнавание) звука на фоне слова) – назови только гласные в слове, составь звуковую схему слова, - слоговой (отхлопай слоговой контур, подбери слова по схеме, назови гласные в слове по порядку) - морфемный (по части слова, приставки, суффиксы и т.д.) (найди заданную общую часть) - синтаксический (подбери предложение к схеме…) 3. Формирование интонационной и ритмической стороны речи Знакомство с интонационными конструкциями (повествование, ? !). Уроки произношения должны быть тематически связаны с уроками обучения грамоте

Наши рекомендации