Задачи и система логопедической работы при устранении дислексии
Можно выделить два основных направления коррекционной работы:
- устранение дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи:
Фонематическая дислексия- недоразвитие фонематической системы языка. Несформированность навыков акустической и кинестетической дифференциации фонем.
Семантическая дислексия - нарушения понимания прочитанного, из-за несформированности звуко-слогового синтеза.
Аграмматическая дислексия- недоразвитие морфологических и синтетических обобщений, аграмматизм в устной речи.
Мнестическая дислексия- нарушение слухо-речевой памяти. Это выражается в том, что дети с трудом запоминают содержание стихов, путаются воспроизведении прочитанных рассказов. На этом этапе овладения грамоты долго устанавливается связь звука с буквой.
устранение дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций:
Оптическая дислексия-
-нарушение зрительного восприятия (цвет, величина, форма):
-нарушение зрительного анализа и синтеза;
-нарушение пространственных представлений ребенка;
-нарушение движение глаз при чтении.
Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи
На овладение детьми определенными операциями чтения оказывают влияние нарушений фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной монологической речи.
Цель работы - развитие и коррекция всех сторон устной речи.
Основные задачи коррекции дислексии, обусловленной ФФН:
- формирование точной дифференциации фонем русского языка;
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
- закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза речевых единиц;
- коррекция дефектов звукопроизношения.
Устранение дислексии, вызванной системным недоразвитием речи, у младших школьников, помимо коррекции фонетико-фонематических процессов, должно решать следующие задачи:
- количественное и качественное обогащение активного словаря ребенка;
- развитие навыков словоизменения;
- уточнение значений синтаксических конструкций;
- развитие навыков построения связного высказывания.
Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций
Цель - обучение ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.
Задачи работы - развитие и коррекция гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Поэтому методика включает в себя два основных блока:
1- развитие и коррекция гностических зрительных функций. Основные задачи:
- развитие произвольного зрительного внимания;
- развитие навыков зрительного анализа и синтеза;
- развитие зрительной памяти.
2 - развитие и коррекция зрительных моторных функций. Основные задачи:
- развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз;
- формирование зрительно-пространственных представлений;
- выработка зрительно-моторных координаций.
Последовательность работы над зрительными функциями определяется индивидуально для каждого ребенка и зависит от наибольшей выраженности нарушений гностических или моторных функций зрения.
Задания каждого блока подбираются по принципу возрастающей сложности, сначала с использованием картинного, хорошо знакомого ребенку материала, и лишь затем в работу вводится буквенный материал (буквы, слоги, слова, предложения). Кроме того, картинный материал, предлагаемый детям для выполнения упражнений, также постепенно усложняется: от цветных реалистических к черно-белым и затем к силуэтным и контурным, что является подготовкой к восприятию букв и цифр Авторы: Ястребова, Каше, Филичева, Лалаева
13.Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный
Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный периоды).
Добкуварный период.Задачи:
1.Развитие звукового анализа (фонематического слуха, внимания к звуковой стороне речи)
2.Формирование фонематического восприятия (определение линейной последовательности, кол-во звуков и букв..)
3.Нормализация временных и оптико-пространственных представлений
4.Исправление произносительных и ритмико-слоговых нарушений речи
5.Развитие пассивного и активного словаря
6.Развитие ВПФ (мышления, память, внимание)
7.Формирование мелких мускульных ощущений при движении руки.
• Содержание:
1. Развитие фонематическ. слуха – способность физ слуха воспринимать и различать речевые звуки. 2. Формирование операций слогового анализа (добавление слога в слове, придумывание слов со слогом)
3. Формирование операций фонематического восприятия (выделение звука из состава слова)
4. Работа над развитием оптико-пространственных представлений зрительного восприятия (определение ведущей руки, ориентировка в пространстве)
5. Подготовка руки к процессу письма (тренировка мышц пальцев, штриховка, разлиновка).
Букварный период.Задачи:
1.Формирование правильного зрительного восприятия графических знаков .
2.Формирование звуко-буквенного соответствия .
3.Отработка графического навыка прописывания русских букв .
4.Формирование процесса чтения..
• Содержание:
1. Аналитическое письмо Заключается в отработке графического навыка и формирование правильного зрительного восприятия графемы. Используется таблица Соколовой (прописывание буквы в воздухе и в тетрадях).
2. Аналитико-синтетическое письмо Прописывание слов различной слоговой структуры, составление слов, предложений и запись в тетрадь.
3. Синтетическое письмо Детей обучают писать изложения и сочинения. Обучение чтению по Егорову: 1. Овладение звуко-буквенными обозначениями (опознавание печатных букв) 2. Послоговое чтение (сукцессивное) (соединение букв в слоги) 3. Становление целостных приемов восприятия (способ чтения называется – симультанным, то есть целостным) 4. Целостное чтение (или синтетическое.
14.Задачи и содержание работы по формированию произношения в специальной школе 5 вида. Раздел программы рассчитан на 2 года:
В 1 классе выделяется 2 часа
Во 2 классе – 1 час.
Задачи: 1. Исправление дефектов звуко-слоговой стуктуры речи 2. развитие ритмической и интонационной стороны речи 3. Развитие слухового и фонемного восприятия дефектно произносимого звука. Работа проводится как на уроках, так и на индивидуальных занятиях. На уроках звукопроизношения коррекцией звукопроизношения не занимаются!!!! Содержание: 1. Знакомство с фонематической системой русского языка (сначала изучаются гласные, затем согласные раннего онтогенеза – м,н, п,б, затем остальные). 2. Знакомство с разными видами звукового анализа: - фонемный (дифференциация по звукам) – хлопни в ладоши, когда услышишь звук. - фонематический (выделение (узнавание) звука на фоне слова) – назови только гласные в слове, составь звуковую схему слова, - слоговой (отхлопай слоговой контур, подбери слова по схеме, назови гласные в слове по порядку) - морфемный (по части слова, приставки, суффиксы и т.д.) (найди заданную общую часть) - синтаксический (подбери предложение к схеме…) 3. Формирование интонационной и ритмической стороны речи Знакомство с интонационными конструкциями (повествование, ? !). Уроки произношения должны быть тематически связаны с уроками обучения грамоте