Внимание и его физиологические основы
Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания, как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образование доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов.
Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо».
Внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.
Многие ученые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:
1) Внимание как результат двигательного приспособления. Привер-женцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2) Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
3) Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интенсивности представления.
4) Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5) Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6) Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздра-жительности центральной нервной системы.
7) Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другими – тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Среди современных отечественных психологов трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения его концепции можно свести к следующим:
- внимание является одним из моментов ориентировочно-исследо-вательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;
- по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;
- в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
- с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий.
Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время общепринято следующее определение.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами-детекторами новизны. Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание. Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток-детекторов новизны. Такие клетки, по-види-мому, отвечают за непроизвольное внимание человека.
Следующие характеристики произвольного внимания – распределение, глубина и объем – связаны, вероятно, с работой двух других анатомо-физиологических структур: ретикулярной формации и доминанты.
Термином «доминанта» называют очаг нервного возбуждения, преобладающий в данный момент в коре головного мозга человека и связанный с зоной его повышенного внимания. Если доминанта вызвана объектом, воспринимаемым зрительно, то очаг возбуждения располагается в пределах затылочной части коры головного мозга; если доминанта порождена звуковыми раздражителями, то она локализуется в пределах височной доли коры головного мозга; наконец, если объект внимания человека по своей природе умственный, то доминанта затрагивает и лобную долю коры головного мозга.
Общее состояние внимания, в частности такая его характеристика как устойчивость, связаны, по-видимому, с работой ретикулярной формации. Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго. Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т.п.