Школьный урок физического воспитания
Подчиняясь общим положениям об уроке физического воспитания, школьный урок обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ и комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков п в режиме учебного дня. Все это требует соблюдения ряда требований к методике школьного урока.
Требования к проведению урока. 1. Каждый урок должен решать комплекс заранее планируемых оздоровите;]ьпых, образовательных и воспитательных задач с учетом их места в тематическом планировании (см. «Планирование учебной работы»). Определяя задачи урока, следует учитывать лимит времени, отводимого изучению конкретной темы, этап обучения, уровни образовательной п физической подготовленности учащихся и их воспитанности, материально-техническое оснащение. Формулировки задач должны быть конкретны, лаконичны и с возможно большей определенностью отражать планируемые конечные результаты. Это не только обеспечит целенаправленность взаимодействий учителя и учащихся, но и позволит судить о приращениях в знаниях, умениях и физических способностях школьников, полученных в результате данного урока. При выборе форм предъявления задач учитываются познавательные возможности занимающихся и их состояние, нередко — настроение и потребности. Например, в младших классах задачи излагаются, как правило, в форме констатации («Научиться быстрому бегу по прямой»), в средних—с введением специальной терминологии («Ознакомиться с техникой бегового шага в беге на короткие дистанции»), в старших — в форме, стимулирующей познавательную активность (см. «Активизация деятельности учащихся»). На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с изучением нового материала или совершенствованием ранее усвоенного.
2. Состав учебного материала должен соответствовать учебной программе и характеру поставленных задач, его объем — быть оптимальным (т. е. учитывать длительность урока, количество учеников и т. п.). Внепрограммный материал может предлагаться лишь с целью индивидуализации обучения или в форме дополнительного, необязательного.
13* 195
3. При организационной целостности и логической завершен
ности каждый урок должен быть связан по направленности педа
гогических задач, содержанию учебного материала, объемам и
интенсивности нагрузок с предыдущими и последующими урока ми,
причем не только в пределах изучаемой темы, но и разделов учеб
ной программы.
4. Используемые методы обучения и воспитания должны быть
представлены в рациональных сочетаниях с учетом задач урока.
Например, если теоретический материал принципиально новый
или излагается младшим школьникам и задачей является форми
рование знаний на уровне представлений и прочного запоминания,
то учебная информация предлагается в виде описания фактов,
определения понятий, готовых выводов и обобщений, т. е. исполь
зуются информационно сообщающий и репродуктивный методы
изложения. Если же задачей ставится развитие творческого мыш
ления и самостоятельности, то в сочетании с упомянутыми ис
пользуется и объяснительно-побуждающий метод (подробнее см.
«Формирование знаний в процессе физического воспитания»).
5. В процессе урока необходимо обеспечить оптимальное вза
имодействие всех элементов его содержания с целью оказания
разносторонних влияний на учеников. Например, содержание и
дозировка физических упражнений должны обеспечивать не толь
ко образовательный эффект, но и воспитание физических и нрав
ственных качеств, развитие эмоциональной сферы на фоне
активизации интеллектуальной деятельности, расширения и углуб
ления познавательного интереса. Взаимодействие форм организа
ции учебной деятельности обеспечивается включением в коллек
тивную работу элементов индивидуальной (например, выполне
ние общеразвивающих упражнений в индивидуальном темпе и
дозировке при фронтальной организации).
6. Обеспечение занятости и функциональной готовности уче
ников к очередным усилиям на протяжении всего урока. Для это
го в паузах между упражнениями ученики побуждаются к проду
мыванию предстоящих действий на основе анализа предыдущих,
наблюдениям за действиями товарищей, привлекаются к оказанию
взаимопомощи и страховки, к выполнению заданий, обеспечиваю
щих активный отдых (например, подводящих упражнений к от
талкиванию между попытками в прыжке в высоту). Такая орга
низация деятельности учащихся, расширяя возможности педаго
гических воздействий, способствует рациональному расходованию
времени урока и предупреждению нарушений дисциплины.
7. На каждом уроке должно обеспечиваться оперативное уп
равление деятельностью учеников, включающее ее организацию,
стимулирование и регулирование. Оно осуществляется на основе
анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции орга
низма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимаю
щихся. Управление деятельностью учащихся предусматривает
организацию активного восприятия учебной информацин:концепт-
рацию внимания на наиболее существенном для понимания содер-
жания учебного материала, поддержание познавательной активности и внимания (см. «Активизация деятельности учащихся»). Дидактическими условиями реализации этого являются: качество словесного изложения и предъявления средств наглядности; использование контрольных вопросов в моменты ослабления внимания обучаемых; фронтальный опрос непосредственно после объяснений; применение полученных знаний на практике в действиях по образцу и в нестандартных условиях; регулирование интеллектуальной н физической нагрузок в соответствии с эффектом последействия от предыдущего задания и пр.
В управлении деятельностью учеников на уроке немаловажное значение имеет умение учителя создавать оптимальный эмоциональный фон. (Кстати, эта проблема пока остается наименее разработанной применительно к школьному уроку.) Эмоциональные нагрузки дозируются прежде всего варьированием манеры поведения учителя, стиля общения, речевых интонаций и степени выразительности жестовых сигналов с учетом настроения, уровня проявления учебной активности, внимания и интереса учащихся к занятиям.
8. Обеспечение необходимой помощи тем ученикам, которые
не в состоянии самостоятельно решить возникающие по ходу уро
ка познавательные или двигательные задачи. Содержание и спо
собы помощи обусловлены видами деятельности занимающихся
(интеллектуальной, двигательной, поведенческой), сложностью
выполняемых заданий и задачами урока. В интеллектуальной дея
тельности помощь может быть выражена, например, в предвари
тельном пли попутном разъяснении -способов учебных действий
(как составить план решения двигательной задачи, как анализи
ровать результаты выполнения упражнения и т. п.), причин и пу
тей предупреждения или устранения двигательных ошибок, крите
риев оценки результатов работы и т. п. При выполнении практи
ческих упражнений ока выражается чаще всего в сочетании со
страховкой (например, поддержка за ноги при выполнении стой
ки на голове) или в облегчении внешних условий выполнения за
дания (например, кувырок вперед на наклонной плоскости). По
мощь в поведенческих актах, в выборе способов взаимообщения
осуществляется использованием наглядных примеров (например,
как форАМЫ поведения влияют на эффективность учебной работы),
а также созданием ситуаций, предрасполагающих к позитивным
взаимоотношениям (например, привлечение к взаимостраховке и
взаимопомощи). Весьма важно определить меру и своевремен
ность помощи. Будучи излишней, она создает у занимающихся
ложное представление о собственных возможностях, а недоста
точная и несвоевременная помощь может привести к травмам и
недооценке своих сил.
9. Обеспечение своевременного информирования учеников о
результатах выполнения ими учебных заданий и соответствии
поведения установленным правилам. В зависимости от содержа
ния заданий информация может быть сопутствующей с целью
предупреждения ошибок и оперативного управления действиями занимающихся (например, при овладении техникой упражнения, судействе игры) или отсроченной по времени в форме разбора действий после выполнения заданий. При подведении итогов урока целесообразно посредством наводящих вопросов стимулировать учащихся к анализу и оценке результатов проделанной работы, осознанию степени достигнутого в собственном физическом развитии и образовании.
10. Разработка системы домашних заданий е учетом задач урока, уровня подготовленности и условий их выполнения. Воз-можные варианты: чтение рекомендуемой литературы; закрепление усвоенных знаний через применение их на практике (например, составление комплекса упражнений самостоятельной разминки в соответствии с задачами предстоящего урока); выполнение подводящих упражнений- с целью совершенствования в технике разученного на уроке двигательного действия; выполнение комплекса упражнений для развития физических способностей; подготовка спортивного инвентаря и экипировки (например, для занятий на лыжах), индивидуальных карточек тестирования и т. п. Подобные задания предлагаются обычно всему классу или группам учащихся примерно одинаковой подготовленности. Отдельным ученикам могут быть предложены индивидуальные задания (например, с целью ликвидации диспропорций в физическом развитии или исправления дефектов осанки). В любом случае общая направленность домашних заданий должна быть нацелена | на укрепление здоровья, улучшение физического развития и под- 1 готовленностп, совершенствование навыков проведения самостоя- ш тельных занятий, повышение успеваемости учащихся по предмету. Следует учитывать также возможность выполнения заданий в домашних условиях и продумать систему контроля за их выпол- ' кением. Основной формой контроля является периодическая про- ' верка выполнения заданий с помощью разработанной учителем I системы тестов с обязательной фиксацией результатов в пндиви- ■ дуальных карточках или специальных протоколах, отражающих динамику показателей.
Подготовка к уроку. Полноценное решение комплекса педагогических задач урока возможно лишь при тщательной подготовке самого урока, учителя к его проведению и школьников к участию в нем. Условно выделенные стороны подготовки органически связаны, и главенствующая роль в их реализации принадлежит учителю.
В подготовке урока различают два последовательных этапа. ■ Целью первого этапа является определение оптимального вариан-та содержания и построения урока: уточнение сформулированных в четвертном плане учебно-воспитательных и оздоровительных задач; разработка содержания урока с учетом результатов предыдущих занятий; определение системы учебных заданий и дозировки упражнений; выбор методов и методических приемов, адекватных задачам и содержанию урока; определение способов обратной
19Я
связи (опрос, проверка выполнения и т. п.) на любом из этапов урока, критериев оценки качества работы; определение способов и направлений передвижений в зале (на учебной площадке); подбор дидактического материала (наглядных пособий, обучающих карточек и т. п.), инвентаря и оборудования, определение места и методики их использования в уроке; распределение учебного времени между конкретными видами деятельности учителя и учащихся; определение рациональной структуры урока, последовательности действий учителя; разработка содержания домашних заданий. Конечные результаты планирования фиксируются в конспекте урока, оформляемом в соответствии с установленными требованиями (см. «Планирование учебной работы»). Второй этап подготовки к уроку выражается в практических действиях по оформлению мест выполнения учебных заданий, определению зон расположения инвентаря и оборудования, расстановке снарядов. Предварительно проверяется техническая исправность снарядов, мелкого инвентаря, мест приземления в секторах для прыжков, состояние матов, беговых дорожек и покрытия игровых площадок. Особое внимание уделяется проверке прочности крепления гимнастических снарядов. Места расположения раздаточного инвентаря и дидактического материала должны исключать неоправданные потери времени при их использовании.
Подготовка самого учителя включает: изучение специальной методической литературы (пособий, монографий, журнальных статей) по теме урока с целью использования достижений педагогической науки и практики; написание конспекта урока; личную двигательную подготовку (пробное выполнение необходимых физических упражнений, приемов страховки и помощи); речевую подготовку (самопроверка в интонациях и расставлешш смысловых акцентов в произношении команд, подсчете, описании правил игры, изложении рассказа ил» беседы и т. д.).
Подготовка учащихся предполагает: предварительное ознакомление их с главными задачами, направленностью и особенностями содержания предстоящего урока; выполнение «опережающих» домашних заданий (подготовительных или однотипных по структуре упражнений, чтение литературы по предстоящей теме); изготовление дидактического материала, который понадобится на уроке; подготовку собственного (например, лыжного) инвентаря к уроку; инструктивно методическую подготовку учителем помощников-групповодов, судей, контролеров и т. п.
Организационное обеспечение урока. К организационным мероприятиям относятся: создание санитарно-гигиенических условий; материально-техническое обеспечение урока; размещение а перемещение учеников в зале (на площадке); организационно-методические формы учебной деятельности; организация работы помощников учителя и временно освобожденных, но присутствующих па уроке учеников.
Создание санитарно-гигиенических условий предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный
эффект от занятий физическими упражнениями и предупреждающих травматизм (проветривание и влажная уборка раздевалок и зала, подготовка инвентаря, оборудования, беговых дорожек, прыжковых ям, игровых площадок и т. п.). Целесообразно также заранее назначить ответственных (дежурные, старшие в подгруппах, временно освобожденные от занятий и др.). Для поддержания соответствующие условий целесообразно назначать дежурных из числа временно освобожденных и занимающихся.
Создание материально-технических условии предполагает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.
Размещения учеников должны обеспечивать условия для оперативного управления их действиями, для полноценного восприятия ими информации учителя, качественного выполнения учебных заданий, взаимоанализа и оценки действий товарищей, взаимопомощи и страховки и т. п. Варьирование способов построения, перестроений и перемещений, повышая эмоциональный фон и активизируя учащихся, способствует развитию ориентировки во времени и пространстве, формированию навыков групповых действий, сознательной дисциплины и организованности.
Организационно-методические формы учебной деятельности выбираются в соответствии с задачами урока. Все организационно-методические формы по признаку включенности в учебную работу объединяются в две группы.
Первую группу составляют те формы, при которых одновременно работают все ученики. В зависимости от того, какие они задания выполняют, различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации.
Фронтальная организация учебной деятельности характеризуется одновременным выполнением всеми учащимися одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения (в колоннах, в круг, несколькими шеренгами, врассыпную и т. д.). Чаще всего она используется при необходимости управления однородной деятельностью учеников, например при разучивании упражнений, не требующих страховки и помощи, общеразвивающих упражнений {положения низкого старта, группировки для кувырка, ведение мяча и т. п.).
Групповая организация учебной деятельности предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах различных заданий. Разделение учеников на группы и определение содержания учебных заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности, а иногда и росто-аесовых показателен (например, на уроках баскетбола или борьбы). Переход к данной форме организации возможен лишь при достаточном уровне дисциплинированности класса и предварительной подготовке помощников учителя — групповодов. Она используется преимущественно в средних и старших классах.
Индивидуальная организация учебной деятельности предусматривает одновременное выполнение занимающимися независимо друг от друга персонального задания, определяемого учителем с учетом уровня подготовленности, двигательных возможностей, анатомо-физиологических и психологических особенностей каждого ученика. Эта форма представляет собой реализацию дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся и может использоваться в разных целях: для выравнивания подготовленности учащихся класса; для ликвидации диспропорций в физическом развитии конкретных учеников; для расширения возможностей физического совершенствования сильных учеников и стимулирования учебно-познавательной активности отстающих; для содействия формированию навыков самостоятельной работы и развития творческой инициативы. Применение данной формы характерно для занятий со старшими школьниками, уже овладевшими навыками самоорганизации и контроля за правильностью движений, умениями регулировать нагрузку и выбирать рациональные варианты решения двигательных задач.
Вторую группу форм организации учебной деятельности составляют те из них, при которых ученики выполняют упражнение поочередно (одни выполняют упражнение, другие наблюдают, анализируют, помогает, страхуют). В зависимости от того, как осуществляется очередность, различают «круговую» форму организации, посменную и попеременную в парах.
«Круговая» форма организации предусматривает поочередную работу учеников в небольших группах, каждая из которых последовательно выполняет серию заданий на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала. Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на различные мышечные группы для развития разнообразных физических способностей. Реже эта форма применяется при обучении физическим упражнениям, поскольку при этой форме усложняются контроль и управление действиями учеников, своевременная помощь и страховка. Дозировка определяется индивидуально для каждого занимающегося исходя из его максимальных возможностей (например, выполнить в три четверти усилий от возможного максимума ученика). Кроме того, нагрузка может регулироваться варьированием количества мест выполнения упражнений (чем их больше, тем меньше количество учеников в каждой группе, а следовательно, и меньшая длительность пауз между повторениями упражнений). К подобной организации учебной деятельности учащиеся подводятся постепенно, начиная с V—VI классов. От класса к классу интенсивность выполнения заданий повышается.
Посменная форма организации учебной деятельности предусматривает поочередное выполнение одинакового упражнения несколькими группами учеников (например, одна группа юношей выполняет упражнение на гимнастической стенке, а другая наблюдает, оценивает). Количество повторений упражнения каж-
дой группой зависит от пропускной способности места занятия и отведенного времени.
Попеременное выполнение упражнения в парах предусматривает разбивку всех учеников на пары, в которых поочередно одним учеником выполняется упражнение, а другим осуществляется страховка, помощь, оценивание и корректировка действия. Затем учащиеся меняются ролями.
В некоторых случаях формы организации учебной деятельности могут совмещаться. Например, при групповой форме внутри той или иной группы выполнение физического упражнения может быть или фронтальным, или посменным, или поточным, или в парах.
Организация работы помощников учителя — физкультурных организаторов, дежурных, групповодов, судей, капитанов команд, исполнителей разовых поручений — повышает уровень организационного обеспечения урока и имеет большое образователыю-воспитательное значение. Эффективность работы помощников зависит от полноты знаний ими соответствующих функций и основных способов их реализации. Поэтому перед уроком учитель должен подробно проинструктировать помощников, акцентируя внимание на наиболее важных моментах организации предстоящего занятия, ознакомить с конкретными правами и обязанностями; в ходе урока — постоянно контролировать действия помощников, оперативно оказывая им необходимую консультативную и практическую помощь; по окончании урока — проводить разбор и аргументированно оценивать проделанную работу.
Организация деятельности временно освобожденных от практических занятий диктуется необходимостью предупредить их отставание в знании учебного материала, свести к минимуму возможные помехи в проведении урока, расширить возможности оказания помощи учителю.
Активизация деятельности учащихся на уроках обусловлена в конечном итоге уровнем познавательной и двигательной активности занимающихся.
Познавательная активность выражается в стремлении учеников к осознанию и качественному решению учебных задач, расширению и углублению знаний, познанию сущности выполняемых действий. Внешними ее признаками являются: повышенный интерес к учебной информации и точному воспроизведению заданных действий, высокая самоорганизация в учебных действиях, инициатива в выполнении учебных заданий.
Двигательная активность определяется объемом и интенсивностью выполняемых физических упражнений, а также действий по подготовке и уборке мест занятий. Она является решающим фактором обеспечения моторной плотности урока,
В учебной деятельности оба вида активности взаимозависимы. ■Например, овладение физическим упражнением требует, с одной стороны, усвоения знаний о технике и воздействии упражнения на организм, что предполагает проявление познавательной актив-
ности, а с другой — многократных повторений самого упражнения, т. е. проявления двигательной активности.
Тот и другой вид активности может проявляться неосознанно как удовлетворение потребности детей в движениях или познания предметов и явлений окружающей действительности.
Для стимулирования и управления активностью используют следующие методические приемы.
Конкретизация не только общих задач урока, но и частных для каждого фрагмента урока.
Постановка задач поискового характера. Например, учащимся предлагается определить, за счет чего возрастает скорость при низком старте, какие физические качества наиболее значимы для эффективности стартовых действий и т. д. Учитель корректирует суждения учеников, подводя их к самостоятельному формулированию задач предстоящей работы.
Варьирование содержания или способов организации выполнения упражнений в рамках каждого урока и единой дидактической направленности всей серии уроков. Например: использование различных видов построения или одного вида строя при разной его организации (в шеренгу — на непривычной стороне зала, по диагонали и т. д.); частичная или полная замена упражнений разминки аналогичными по направленности воздействий, но отличающимися по форме движений; выполнение знакомых упражнений в новых условиях организации (индивидуально, в парах и т. д.); введение упражнений, создающих предпосылки к овладению материалом последующих уроков (опережающие задания), или упражнений из других разделов программы.
Объяснение учителем техники физического упражнения по ходу выполнения его одним из уче^ ников. Остальные ученики, наблюдая за своим товарищем и слу-шпя учителя, приучаются к активности на протяжении всего урока, приобретают умения выделять объекты наблюдения, выявлять двигательные ошибки и их причины, определять эффективность способов выполнения физических упражнений и т. д. Примерные варианты приема: а) при выполнении упражнения одним из уче* ников учитель акцентирует внимание наблюдающих на главных элементах техники упражнения, разъясняет причины появления двигательных ошибок и пути их устранения; б) при наблюдении за одинаковыми действиями двух учеников сравнивается резуль* тативность движений каждого; в) при выполнении одним учени* ком двигательного действия разными способами (например, прыжка в высоту с разбега способами «согнув ноги» и «перешагивать ем») сравннвается их эффективность.
Задания по самоанализу используются преимуществ венно в старших классах, так как требуют высокого уровня ана* литического мышления и умения соединять мысль с действием. Однако для своевременного развития подобных способностей упрощенные задания следует предлагать уже школьникам среднего
возраста. Примерные варианты заданий: выполнение действия с использованием ориентиров, облегчающих контроль за собственными движениями (например, выполнение бега с перешагиванием через набивные мячи для регламентации высоты подъема бедра); самокоррекция движений в процессе выполнения физического упражнения на основе сопутствующих указаний учителя; про-говаривание последовательности движений в предстоящем действии; словесный отчет о выполнении действия с анализом причин допущенных ошибок; контроль за своими движениями на основе собственных мышечных ощущений.
Задания с выбором, активизирующие учеников в а самостоятельный поиск наиболее рационального способа решения двигательной задачи. Например: применить тот или иной способ преодоления препятствия яри разной его высоте; закончить комбинацию на гимнастическом снаряде тем или иным соскоком. По мере расширения двигательного опыта и развития способности к самостоятельным решениям задания усложняются (например, преодолеть полосу препятствий способом, соответствующим конструктивным особенностям препятствий и собственным двигательным возможностям; выбрать способ лазанья, чтобы быстрее влезть на заданную высоту).
Задания творческого характера, предусматривающие создание учениками новых вариантов или сочетаний движений: выполнение общеразвнвающнх упражнений из оригинальных исходных положений; составление комплекса утренней гимнастики, комбинаций на гимнастических снарядах, комплекса упражнений разминки; создание новых вариантов подвижной игры и т. п.
Использование межпредметных связей стимулирует познавательную активность учащихся путем использования их знаний в физиологии, анатомии, физике и других учебных предметах. Можно использовать знания школьников об инерции, общем центре тяжести тела, площади опоры, скорости.
Использование элементов проблемного обучения позволяет активизировать учеников с помощью учебных задач, создающих проблемную ситуацию. Учащиеся анализируют эту ситуацию, выдвигают и практически проверяют предположения, обобщают результаты и формулируют выводы. Задача может быть поставлена на несколько уроков (например, определить рациональную последовательность подводящих и подготовительных >пражнеш!Й для освоения прыжка в длину с разбега способом «согнув йоги»), но может быть и более частной — на один урок (например, придумать вариант подвижной игры, обеспечивающей совершенствование в одном из компонентов техники прыжка — сочетании разбега с отталкиванием). Способы постановки и решения проблемных задач могут быть различны. В одном случае учитель знакомит учеников с возможными средствами решения задачи н предлагает отобрать наиболее действенные, в другом — лишь ставит задачу и предлагает самостоятельно подобрать средства, опираясь на ранее полученные знания.
Применение игрового и соревновательного методов обучения активизирует деятельность учеников за счет, привнесения в учебный процесс эмоциональной напряженности, индивидуального и коллективного соперничества.
Использование перечисленных методических приемов для активизации деятельности учеников должно опираться на дифференцированный подход к ребенку. Тогда и сам дифференцированный подход становится действенным приемом активизации. Индивидуальный подход, позволяет, с одной стороны, не сдерживать активность наиболее сильных учеников, а с другой — не подавлять активность слабых чрезмерными для них требованиями, В результате такого подхода всем ученикам независимо от их физического развития и подготовленности обеспечивается перспектива роста. Дифференцированный подход осуществляется в следующих основных формах: 1)учащиеся делятся на группы в соответствии с их физическим развитием; для каждой из групп разрабатывается отдельное задание; 2) учащиеся делятся на группы в соответствии с тем, как они владеют изучаемым двигательным действием; по мере овладения тем или иным элементом техники данного физического упражнения они переходят в другую группу, в которой изучаются последующие элементы; 3) отдельным ученикам предлагаются персональные задания, выполняемые в индивидуальном темпе в отведенных местах зала (например, освоение опорного прыжка «согнув ноги» организуется одновременно в трех местах: на первом — изучается напрыгивание на мостик и отталкивание от него, на втором — переход через снаряд, на третьем — приземление); состав групп и количество повторений обусловлены успешностью выполнения каждого задания.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Планирование учебной работы по предмету «Физическая культура» значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. Основными документами планирования являются план-график очередности прохождения программного материала в учебном году и планирование учебно-воспитательного процесса на уроках, которое осуществляется в фор мах поурочных четвертных планов и конспектов (планов) отдельных уроков.
Годовой план-график
Годовой план-график очередности прохождения программного материала составляется для каждой параллели классов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следующую подготовительную работу. Вначале следует проанализировать возможности учеников и условия занятий, сопоставить их
с программными требованиями и наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году изучению материала каждого раздела программы, т. е. составить «сетку часов». Предусмотренное программой распределение учебного времени на прохождение разделов программы является примерным. В зависимости от конкретных условий учитель по согласованию с руководством школы может изменять объем времени, рекомендованный для освоения различных разделов программы. Например, в школе, где в силу местных условий не может быть пройден раздел «Лыжная подготовка» и имеются условия для занятий плаванием, футболом и борьбой, годовая сетка часов для IX класса (юноши) может быть такой: гимнастика — 12, легкая атлетика — 14, футбол — 10, кроссовая подготовка ■—10, плавание—14, борьба—8.
После этого следует пронумеровать в каждом разделе программы рекомендуемые к изучению теоретические сведения я физические упражнения. Например, IX класс (юноши). Раздел «Футбол»: удар по летящему мячу — I, обманные движения — 2, остановка опускающегося мяча — 3, удар по мячу головой — 4, выбрасывание мяча из-за боковой линии — 5, двусторонние игры — 6. Далее нужно распределить часы и учебный -материал (номера упражнений из соответствующих разделов программы) по учебным четвертям, т. е. составить годовой план-график (табл. 1).
Т а б л и ца I
Примерный годовой план-график очередности прохождения программного материала для IX класса
Количество часон, отведен- | Распределение | упражнений | ||||||
ных на | разделы по четвертям | по четвертям | ||||||
Раздел программы | ||||||||
II | ш | IV | I | II | IV | |||
Теоретические | ||||||||
сведения | 1,3 | 1,2 | 1.4 | 1,3 | ||||
Гимнастика | 1,2 | 1,3-10 | 1,10 | |||||
Легкая атлетика | 1.3 | 2,3,5 | ||||||
4,7 | 6,8 | |||||||
Футбол | 1,2 | 2,4 | ||||||
3,6 | 5,6 | |||||||
Кроссовая | ||||||||
подготовка | 1,2 | 1,2 | ||||||
Плавание | 1.2 | |||||||
Борьба | 1,2 | 1.2 | ||||||
Поурочный четвертной план
Поурочный четвертной план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти.
Он составляется па основании годового графика прохождення программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях.
Разработка плана на четверть начинается с формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти.