По дисциплине «Педагогика»
Практические задания
к государственному экзамену
специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование»
курс 6 группа 71, 72, 73, 74, 75
2015-2016 учебный год
(заочная форма обучения)
№ 1
Интерпретируйте пословицы и поговорки о факторах, влияющих на формирование личности ребенка.
№ 2
Интерпретируйте педагогическую ситуацию.
«Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, из-за боязни, что дочь простудится».
Предложите варианты тактики действий педагога по отношению к родителям и ребенку.
№ 3
Предложите вариант организации дневного сна с учетом индивидуальных особенностей детей.
№ 4
Смоделируйте вариант использования театрализованной игры для развития творчества детей.
№ 5
Интерпретируйте педагогическую ситуацию.
«Два воспитателя поссорились. Причиной конфликта явилось расхождение мнений по поводу проведения режимных процессов.
Один говорит: «Детей я отправляю в туалет после еды постепенно. Потом они раздеваются и ложатся спать. Зачем им ждать других, терять время?»
Мнение другого педагога: «Детей нужно всех вместе поднимать из-за стола, организованно вести в спальню и туалет. Тогда они не балуются, и воспитателю легче: всех видит, может каждому помочь, проследить за качеством формирования навыков».
Кто же из педагогов прав? Обоснуйте свою позицию.
№ 6
Спроектируйте основные требования по использованию компьютерных игр в работе с дошкольниками.
№ 7
Смоделируйте вариант тактики педагога по приобщению детей к уборке игрушек.
№ 8
Смоделируйте вариант организации работы педагога по ознакомлению дошкольников с правом на отдых.
№ 9
Интерпретируйте предложенную педагогическую ситуацию:
«Некоторые родители интересуются у воспитателя только тем, как ел ребенок, как он спал».
Чем это можно объяснить? Спроектируйте варианты действий педагога по расширению круга педагогических интересов родителей.
№ 10
Предложите интерпретацию педагогической ситуации:
Дети легли спать: воспитателя вызвали на совещание, а помощник, увидев, что дети лежат тихо, ушел в соседнюю группу. Проснувшийся через некоторое время Витя увидел, что взрослых нет, разбудил соседа, они развеселились и постепенно разбудили всю группу.
Вернувшийся педагог обнаружил, что дети бросаются подушками, кто-то залез под кровать, все возбуждены.
Чтобы утихомирить детей, им приказали лечь в постель, и за нарушение порядка всех заставили лежать дольше обычного.
Справедливым ли было наказание? Как поступили бы вы в подобной ситуации?
№ 11
Интерпретируйте педагогическую ситуацию:
— Теперь ребятам и поиграть-то нельзя! — со вздохом сказала одна бабушка другой.
— То они рисуют, то считают, то дежурят... Раньше, бывало, сколько хотели, столько и играли.
Другая бабушка согласилась: в самом деле, день в саду расписан по минуткам, где уж тут играть!
Объясните, какое место занимают игры в педагогическом процессе, в режиме дня. Сколько часов в день отводится игре в детском саду? Какова роль игры в жизни ребенка?
№ 12
Предложите интерпретацию пословицы «Век живи – век учись» с точки зрения потребности современного общества в непрерывном образовании.
№ 13
Предложите интерпретацию педагогической ситуации:
«Мать двухмесячного ребенка говорит бабушке:
- Не надо брать ребенка на руки. Нечего приучать его к рукам!
Но бабушка возражает:
- Ребенку необходимо быть не только в своей кроватке или манеже, но и на руках, это необходимо для его развития.
– Нет, ты не права: приучишь к рукам, не будет покоя, станет капризничать – лишь бы взяли на руки»
Выскажите свое мнение: кто из них прав? Аргументируйте свой ответ.
№ 14
Интерпретируйте предложенную ситуацию, наметьте пути решения проблемы:
Многие педагоги после летнего отдыха не узнают своих воспитанников: дети забыли, в какой последовательности надо одеваться, разучились пользоваться вилкой и ножом, забывают убирать игрушки.
№ 15
Спроектируйте варианты тактики педагога по отношению к детям в описанной ситуации:
«Утренний прием – самое удобное время для ведения индивидуальных разговоров с детьми. Предложите, о чем можно поговорить в это время:
- с детьми младшего дошкольного возраста;
- со старшими дошкольниками?»
№ 16
Интерпретируйте педагогическую ситуацию.
«Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль. Каким образом дать возможность исполнить эту роль другим детям?»
№ 17
Сконструируйте вариант игры «Чудесный мешочек» для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, прописав дидактическую задачу.
№ 18
Предложите интерпретацию педагогической ситуации:
«Прежде чем пойти гулять, малыши на «поезде» объезжают группу, определяют, везде ли порядок. «В группе порядок, - удовлетворенно говорит воспитатель. – Можно и гулять идти. Интересно, а в ваших шкафчиках такой же порядок?» Дети подходят к шкафчикам, открывают их и проверяют. Заметив непорядок, педагог подходит к ребенку, напоминает, где какая вещь должна лежать. Такая процедура повторяется каждый день. Вечером, когда родители приходят за детьми, воспитатель обращает внимание на то, как сын или дочь «умеет наводить порядок».
Для решения какой задачи воспитатель использует такую систему в работе? Почему он обращается не только к детям, но и к родителям?
№ 19
Предложите интерпретацию педагогической ситуации:
«К воспитателю обратился отец, обеспокоенный тем, что его четырехлетний сын путает цвета: синий называет зеленым, желтый – красным, а квадрат путает с треугольником».
Чем, на ваш взгляд, могут быть вызваны подобные затруднения ребенка? Что бы вы посоветовали отцу и чем бы помогли ребенку сами?
№ 20
Интерпретируйте смысл педагогической ситуации:
Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
— Папа, а почему яблоко темнеет?
— Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний и, что особенно важно, железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет. Наступает длительная пауза.
— Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?
Какую ошибку допустил отец мальчика? Как бы вы поступили в этой ситуации?
№ 21
Предложите интерпретацию педагогической ситуации:
Ребенка, входящего утром в группу, воспитатель, поздоровавшись, приглашает к столу, где лежат специально приготовленные картинки или предметы. Проведя запланированный разговор о них, педагог интересуется: «Во что ты хочешь поиграть?» либо «Чем ты хочешь заняться?». Выслушав желание ребенка, воспитатель либо одобряет выбор, либо советует поиграть во что-то другое.
Например, Сережа захотел взять самосвал, но им уже играет Дима, и взрослый предлагает взять машину для перевозки молока.
Выскажите свое мнение о подобных утренних диалогах. Не лучше ли предоставлять ребятам свободу выбора занятий по интересам? Аргументируйте свое мнение.
№ 22
Предложите интерпретацию педагогической ситуации:
«Разговаривая с ребенком утром в понедельник, воспитатель выяснил, что пьяный отец побил малыша за какую-то провинность. На теле мальчика были синяки».
Как вы отреагируете на подобные факты? Спроектируйте работу с родителями.
№ 23
Предложите интерпретацию проблемной педагогической ситуации:
Многие детские сады поддерживают тесную связь со школой, в которую пойдут их выпускники. Воспитатели посещают уроки в первом классе, присутствуют на педагогических советах в школах, а учителя бывают на занятиях и педагогических советах в детском саду.
Первого сентября дети старшей группы с воспитателем идут в школу, чтобы поздравить первоклассников с началом учебы в школе и вручить им цветы, подарить закладки к учебникам.
В чем педагогический смысл такой совместной работы?
№ 24
Предложите интерпретацию проблемной педагогической ситуации:
Родители готовили Колю к школе давно. Им хотелось, чтобы их сын был исполнительным и послушным. И они решили воспитывать его нравоучительными предупреждениями, долгими напоминаниями, страхом.
— Скоро школа — отбегаешься. Сядешь за книжки...
— Учительница у тебя строгая. Смотри!
— На уроке — не за столом. Будешь сидеть как вкопанный.
И страх вселился в ребенка. Но вопреки надеждам и ожиданиям родителей, страх привел к обратным результатам. Ребенок сидел на уроке тихо («как вкопанный»), но трудно воспринимал все, что происходило. Он не отвечал на вопросы учительницы. Более того, когда она подходила к Колиной парте, он сжимался в комок и отворачивался.
В чем ошибки родителей в подготовке мальчика к школе? Каковы последствия?
№ 25
Интерпретируйте педагогическую ситуацию:
Объясните причину того, что в детских играх игрушки могут использоваться «не по назначению», как об этом пишет К.Д. Ушинский:
«Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь...»
№ 26
Интерпретируйте педагогическую ситуацию:
Детям для игры дали старые потрепанные кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное здание. «Это для украшения группы. Дети еще маленькие, сами строить не умеют, пусть играют старыми кубиками, учатся», - объяснила педагог.
Как вы считаете, могут ли быть в групповой комнате игрушки «для украшения»? Каковы требования к подбору и размещению игрушек в группе?
Преподаватель _______ Т.И. Гайдель
Рассмотрены на заседании ЦК
психолого-педагогических дисциплин
Протокол №10 от 10 ноября 2015 г.
Председатель ЦК________________