Определение понятия «Эстетическая культура» Компоненты Эстетической культуры
Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:
- эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;
- знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
- овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
- мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни;
- потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.
Эстетическое воспитание в эпоху Древнего мира
Эстетические идеи в Древнем мире были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания. Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное. Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Итак, практика общественной жизни Древнего мира выдвинула задачу обучению музыке, танцам, пению. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца. Неразвитость социально - экономических отношений стран Древнего мира наложила отпечаток на эстетические идеи.
В период античности социально - экономическое развитие общества потребовало нового взгляда на человека, его воспитание и образование. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания.
В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. В период античности обязательными элементами эстетического воспитания являлись изучение музыки, пения, рисования, риторики, обучение игре на музыкальном инструменте, гимнастике, а также прослеживалась связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества.
Эстетическое воспитание в эпоху Средневековья
Средневековая эстетическая мысль развивалась в новых исторических условиях. Феодальные отношения наложили отпечаток на духовную культуру. Особенностью развития искусства было подчинение его религии. Развивалось церковное искусство. Отрицались элементы танца, жеста, движения, преследовалась народная музыка, театр. Несмотря на то, что Август (V век) подчеркивал божественное происхождение искусства, а Василий Великий (IX век) осуждал обучающихся искусству, не отрицалось эстетическое воздействие музыки и слова на человека. Глубоко усвоив положения аристотелевской системы эстетического воспитания, Фома Аквинский (XIII век) развил идею, что искусство есть подражание, средство познания, развития эстетического чувства. В Средневековье проводилась мысль о единстве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, основным средством определялась музыка. В средневековых университетах преподавали семь свободных искусств.
Эстетическое воспитание в эпоху Возрождения
В эпоху Возрождения произошел огромный переворот в общественной жизни, сформировались гуманистические взгляды в обществе. Центральное место в искусстве заняла живопись, развивались литература, архитектура, театр, музыка. Получила дальнейшее развитие идея всестороннего развития /В.де Фельтре/, подчеркивалось воспитательное воздействие искусства /М.Падуанский/, разрабатывалось содержание и методика воспитания и обучения художников /Альберти, Л.да Винчи/. В содержание образования включались общеобразовательная подготовка, разрабатывался принцип наглядности обучения /Я.А.Коменский/. Овладение искусством стало составной частью образования человека.