Виды и характеристика соревнований
Достаточно полную классификацию соревнований по их признакам приводит А.А.Тер-Ованесян (1978), которую в приложении к гимнастике можно интерпретировать следующим образом.
Соревнования можно различать по таким критериям:
• по значению (подготовительные и основные);
• по масштабам (районные, городские, региональные, Олимпийские игры);
• по решаемым задачам (контрольные, классификационные, отборочные, показательные);
• по характеру организации (открытые, закрытые, традиционные, матчевые, кубковые и т.п.);
• по форме зачета (личные, командные, лично-командные);
• по возрастным категориям участников (детские, юниорские, для взрослых, для ветеранов);
• по полу (среди мужчин или женщин);
• по профессиональной ориентации участников (школьные, студенческие и др.);
• для групп с отклонениями в состоянии здоровья (для слабовидящих и слепых, для глухонемых, ампутантов и др.).
Существует много типов соревнований, в том числе сочетающих в себе несколько признаков, перечисленных выше. К примеру, чемпионат мира в предолимпийском году является главным событием года, одновременно лично-командными отборочными соревнованиями для участия в Олимпийских играх, с ограничением участников по возрасту — не моложе 14 лет. Школьные соревнования могут быть районного или городского масштаба, классификационными (с присвоением спортивных разрядов), традиционными, проводимыми с зачетом по возрастным категориям с выявлением победителей в младшей, средней и старшей группах участников. Все это важно иметь в виду, поскольку подготовка к каждому соревнованию или серии соревнований не может быть аморфной. Она подчинена конкретной задаче, а содержание отражает специфику предстоящих выступлений.
Подытоживая этот раздел, приведем схему, в которую укладываются все случаи участия гимнастов в соревнованиях различного типа.
По целям и задачам соревнования разделяются на вспомогательные и основные. Вспомогательные соревнования проводятся для проверки готовности гимнастов и подведения их к основным соревнованиям на промежуточных этапах подготовки. Гимнасты могут соревноваться не по полной соревновательной программе.
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Схема типов соревнований в гимнастике
Подготовительные соревнования направлены на адаптацию спортсменов к условиям соревновательной борьбы, отработку тактических вариантов (Платонов, 1986, 1996). Создаются условия для соперничества внутри тренировочных групп.
Контрольные соревнования ставят задачу проверки готовности гимнастов в том или ином виде программы, виде многоборья. Программа контрольных соревнований может отличаться от требований правил официальных соревнований и предлагается гимнастам в виде специальных требований и нормативов. Для гимнастов высокой квалификации некоторые официальные соревнования также могут быть контрольными.
Подводящие соревнования чаще всего моделируют основные соревнования, готовят гимнастов к конкретным стартам.
Подготовительные, подводящие и контрольные соревнования не являются, как правило, официальными. Их результаты расцениваются как учебно-тренировочные показатели текущей подготовки.
Основные соревнования — целевые, итоговые, кульминационные, венчающие цикл подготовки гимнастов.
Отборочные соревнования проводятся, как правило, по программе предстоящих главных соревнований. По их итогам комплектуется состав участников главных соревнований. Поэтому они весьма ответственны и спортсмены готовятся к ним часто с большей напряженностью, чем к финальным главным соревнованиям.
Главные соревнования позволяют гимнасту проявить себя в полной мере, завоевать самые престижные титулы, повысить свой рейтинг, укрепить спортивный авторитет. Естественно, на каждом этапе многолетней подготовки главными соревнованиями будут относительно доступные уровню подготовленности гимнастов соревнования «местного» масштаба.
Вспомогательные соревнования планируются в подготовительном периоде и начале соревновательного периода, по мере готовности гимнастов. Основные соревнования завершают цикл подготовки, и если год делится на два или три макроцикла, то их общее количество достигает 5—7 в год.
Если в работе с новичками и гимнастами младших разрядов соревнования не часты, то по мере роста мастерства значение соревновательной практики значительно возрастает.
Гимнастика — многоборный вид спорта. В рамках одного дня соревнований гимнастка стартует 4 раза, а гимнаст — 6 раз. В связи с этим ведется учет не только количества соревнований, но и количества стартов в год. Это более точно отражает объем соревновательной подготовки.
Таким образом, ведущие гимнасты принимают в среднем участие в 4—6 официальных соревнованиях в год, в 10 — 12 вспомогательных соревнованиях, контролируются в 90 — 120 стартах (мужчины) и в 70 — 90 стартах (женщины), заняты в 17 — 22 соревновательных днях в год.
К каждому конкретному соревнованию проводится целенаправленная подготовка. Непосредственное участие в соревнованиях планируется как соревновательный микроцикл.