Этапы и организация работы над дипломным исследованием

С чего начинать работу над дипломным исследованием? В каком порядке совершать действия? Возможен следующий план работы по выполнению дипломного исследования:

1. Уточнение темы, объекта и предмета исследования.

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

5. Составление плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы.

7. Написание текста введения с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.)

8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

9. Написание текста главы, посвященной анализу литературы по теме исследования. Здесь могут быть представлены:

а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);

б) общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования;

10. Разработка различных способов решения выделенной проблемы.

11. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

12. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных дел, дидактических текстов и т.д.).

13. Констатирующий эксперимент с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

14. Анализ результатов данного этапа педагогического эксперимента; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.

15. Написание текста главы, посвященной описанию констатирующего эксперимента.

16. Обучающий (преобразующий) этап педагогического эксперимента с целью проверки научного предположения.

17. Подготовка к осуществлению данного этапа педагогического эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.)

18. Проведение и анализ обучающего этапа педагогического эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).

19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.

20. Написание текста главы (глав), посвященной опытно-экспериментальной работе. Здесь отражаются подготовка к осуществлению эксперимента; условия, в которых он протекал; характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента; название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных); анализ результатов; выводы и рекомендации.

21. Проведение контрольного эксперимента, сравнение результатов констатирующей и контрольной части педагогического эксперимента.

22. Компоновка подготовленных текстов и главы.

23. Написание выводов к главам.

24. Составление заключения.

25. Составление списка литературы.

26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.)

27. Уточнение оглавления дипломной работы.

28. Оформление титульного листа.

В приведенном выше примерном плане действий курсивом выделены пункты, которые относятся специально к таким работам (а их большинство), которые выполняются в области дидактики, теории воспитания, педагогического проектирования, образовательных технологий и пр. и носят прикладной характер.

Безусловно, план действий может варьироваться, может осуществляться возврат и коррекция тех или других позиций, могут добавляться дополнительные действия и т.д.

Рассмотрим более подробно некоторые, наиболее значимые и требуемые по стандарту аспекты содержания и оформления дипломного исследования.

Методика выполнения дипломной работы

Содержание введения в тему исследования

Текст дипломного исследования начинается с введения. Оно должно занимать 2-3 страницы печатного текста и содержать в себе обоснование выбора темы, цели и хода исследования. Здесь раскрывается актуальность исследуемой проблемы, научная новизна и практическая значимость работы. Для этого студенту необходимо показать значимость выделенной проблемы и обосновать необходимость ее разрешения в настоящее время. Проблема (от греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Чёткая, конкретная формулировка проблемы позволяет определить прогнозируемые результаты исследования, которые станут объектом анализа. Решение проблемы не содержится в известном знании и не может быть получено путём преобразования имеющейся информации. Чтобы выявить проблему, необходимо описать проблемную ситуацию, вскрыть недостатки в обученности или воспитанности учащихся или в воспитательном процессе, которые следует устранить и, по возможности, выявить противоречия, на разрешение которого будет направлено исследование. Далее необходимо показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, перечислить авторов, которые изучали данную проблему, указать на недостаточно изученные аспекты.

Таким образом, во введении кратко отражается информация о замысле исследования, формулируется цель, гипотеза, объект, предмет и задачи исследования.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть раскрыто средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель – переформулированная проблема.

Формулирование проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им могут быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – часть, сторона объекта. Это те значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, как теоретические (ключевые слова: ознакомиться, изучить, рассмотреть, разработать понятийно-терминологическую систему, проанализировать, сопоставить точки зрения, обобщить и т.д.), так и практические (ключевые слова: подобрать и создать методики, исследовать, разработать, апробировать, проанализировать, выявить особенности, определить условия, сравнить, определить результативность и пр.). Количество задач может варьироваться от 3-4 до 10-12. Иерархически организованная последовательность задач образует основу программы исследовательской деятельности.

Задачи исследования, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза представляет собой пробное обобщение относительно природы изучаемых явлений и возможных путей разрешения проблемы. Гипотеза должна содержать в себе предположение о закономерной (причинной) связи исследуемых явлений. Гипотеза может состоять из одного или двух - трех утверждений. Чаще всего в гипотезе встречаются конструкция типа: «Если ….., то ……..» или «Мы предположили, что становление …… возможно при следующих условиях……».

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели выявления проблемы, тенденции, направлении. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.

Несколько фрагментов дипломных исследований студентов, описывающих базовые позиции исследования во введении, представлены в Приложении 2.

В процессе работы над дипломной работой гипотеза, цели и задачи исследования могут дополняться, уточняться, корректироваться. Например, В.И. Загвязинский, ссылаясь на философскую литературу, пишет о рабочей и научной или реальной гипотезе. Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение о закономерной (причинной) связи явлений, необходимое для систематизации теоретического и фактического материала. Научная гипотеза – это уточненная рабочая гипотеза, появляющаяся при накоплении нового теоретического и практического материала.

Наши рекомендации