Закономерности процесса воспитания школьников
Закономерности воспитания отражают объективные, независимые от педагога существенные связи, которые возникают всегда при организации воспитательного процесса независимо от субъектов воспитания.
Как справедливо считает Н. Е. Щуркова, «определить закономерность — значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы педагогической практики. Пренебречь закономерностями — значит заведомо обречь профессиональную деятельность на низкую продуктивность» *. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.
В то же время, несмотря на строгость смысла слова «закон» и однокоренного с ним слова «закономерность», в педагогической литературе существует множество подходов к выделению законов и закономерностей воспитания.
Так, Н. Е. Щуркова обосновывает следующие закономерности:
■ воспитание совершается только путем активности самого ребенка;
■ содержание деятельности детей в процессе воспитания вариативно и определяется на каждый момент их актуальными потребностями;
■ развитие личности осуществляется через деятельность, и только через деятельность, самой личности;
■ проявление любви — решающего фактора защищенности и благоприятного развития личности;
■ дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил
И.П. Подласый выделяет закономерности воспитания как факторы, от которых зависит качество воспитания: от сложившихся воспитательных отношений; от соответствия цели организации действий, помогающих эту цель достигнуть; от соответствия воспитательной практики характеру воспитательного влияния; от совокупного действия объективных и субъективных факторов; от интенсивности воспитания и самовоспитания; от активности участников воспитательного процесса в педагогическом взаимодействии; от эффективности развития и обучения; от качества воспитательного воздействия; от интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитанника; от интенсивности и качества взаимоотношений; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников (Г. И. Щукина).
Несомненно, эти факторы существенно влияют на процесс воспитания. Однако многие перечисленные закономерности носят частный характер и являются проявлениями других, более общих характеристик воспитательного процесса. Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерности этого процесса. Именно рассмотренные ниже закономерности вбирают смысл всех приведенных выше положений.
Первая закономерность.Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, мы должны рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, и т. п.
Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.
Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. В процессе обучения приобретается социальный опыт, который является основой для формирования мировоззрения и поведения человека, происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формируется комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая как единый процесс образование и воспитание, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые в свою очередь требуют новых знаний и умений.
Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность, и т. п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.
Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает адекватность деятельности каждого педагога общей цели: единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информации), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.
Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Принципы воспитания
Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. Сегодня существует множество подходов к определению принципов воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В Российской педагогической энциклопедии, в статье А. В. Мудрика, дается свое видение принципов воспитания. При этом необходимо отметить некоторый классицизм их формулировок.
А. В. Мудрик определил следующие принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности образования.
Принцип природосообразности воспитания обосновывался в различные исторические эпохи разными учеными. Идея природосообразности воспитания высказывалась еще в античном обществе. Этот принцип занимал значительное место в педагогических системах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского. По-своему его трактовали сторонники свободного воспитания и педологи. Особую роль в развитии идеи природосообразности воспитания сыграло учение о ноосфере В. И. Вернадского.
Современная трактовка принципа природосообразности воспитания, как считает А.В. Мудрик, означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
Он считает, что «в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:
■ осознавал себя гражданином Вселенной;
■ отчетливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
■ осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
■ имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;
■ формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
■ осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее» .
Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, людям, социуму, природе).
А.В. Мудрик считает, что в соответствии с этим принципом «необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей».
Он также подчеркивает, что реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия включает множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе — между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.
В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур — одно ид условий эффективности воспитания х.
В педагогической энциклопедии А. В. Мудрик в качестве принципов воспитания, помимо перечисленных, обосновывает принципы центрации и дополнительности образования.
Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.
Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.
Перечисленные принципы, несомненно, отражают суть процесса воспитания и адекватны современному пониманию воспитательного процесса. Являясь общеметодологическими принципами, они отражают гуманистическую сущность воспитания.
В то же время наряду с перечисленными принципами имеют право на существования принципы, которые определяют основные требования к организации воспитательного процесса.
Такими являются принципы гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания и создания воспитывающей среды.
Они не противоречат принципам, о которых говорилось выше, а дополняют и инструментируют их.
Принцип гуманистической ориентации воспитания считает ребенка главной ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье.
Условиями реализации данного принципа являются:
■ добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
■ доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
■ оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
■ предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
■ осознание ребенком социальной защищенности, формирование готовности к защите своих интересов;
■ учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
■ опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
■ в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
■ педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;
■ педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
■ поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты таких решений, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
■ защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
■ в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации данного принципа являются:
■ взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;
■ координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка.
■ обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
■ ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;
■ учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, особенности типа поселения, учебного заведения и т. д.);
■ коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
■ воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;
■ школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
■ педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
■ все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Чтобы реализовать принцип индивидуализации, требуются следующие условия:
■ мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;
■ определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
■ выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
■ учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
■ предоставление возможности учащимся для самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
■ работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
■ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
■ осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией об индивидуальных качествах ребенка;
■ педагог на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;
■ постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальными особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог в большей степени реализовать себя в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.
Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным; при этом некоторые референтные отношения воспринимаются им как должное, типичное, обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как нормы. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют или в равном количестве, или даже в преобладании неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)
В работах Махатмы Ганди мы встречаем термин «социальные прививки», которые понимались им как постепенное познание ребенком отрицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного иммунитета от негативных явлений. Они предполагают познание физического страдания, духовной опустошенности, преодоление болезни, страха, непротивление злу насилием.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
■ включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
■ диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
■ стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
■ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
■ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
■ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху —
залог успешной жизни в дальнейшем;
■ не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
■ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
■ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
Принцип создания воспитывающей среды требует, чтобы в учебном заведении были такие отношения, которые формировали бы социальность ребенка. Прежде всего речь идет о единстве коллектива школы педагогов и учащихся.
В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности. При этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
■ выделении доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
■ определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
■ развитии детского самоуправления, инициативе и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
■ формировании позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);
■ неповторимости учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);
■ наличии отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
■ школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность к общим успехам и работе педагогов;
■ педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
■ общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;
■ необходимо реально доверять детям, а не играть в доверие им;
■ каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
■ равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся. Перечисленные принципы, условия и правила отражают суть нашего подхода к организации воспитательного процесса.