Методы воспитания выносливости
Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод (табл. 2).
Таблица 2
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания
Детей 7–17 лет (по В.И.Ляху, 1998)
№ п/п | Метод | Нагрузка | Отдых | Упражнение (средство) | ||
Число повторений | Длительность | Интенсивность | ||||
Слитного (непрерывного) упражнения | Не менее чем 5–10 мин (1-Г/кл.), 10–15 мин (V-IX кл.), 15–25 мин (X-XI кл.) | Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160– 170 уд./мин | Без пауз | Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др. | ||
Повторного интервального упражнения | 3–4 (при хорошей подготовке больше) | 1–2 мин (для начинающих), 3–4 мин (для достаточно тренированных) | Субмакси- мал ьная ЧСС от 120–140 в начале до 170- 180 уд./мин | Активный (бег трусцой, ходьба), неполный | То же | |
Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы | Число кругов (1-3) | Время прохождения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30–60 с | Умеренная или большая | Без пауз | Повторный максимум (ПМ) каждого упраж нения (индивидуально): 1/2–1/3 ПМ (вначале), 2/3–3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий) | |
Круговая тренировка в режиме интервальной работы | Число кругов (1-2) | 5–12 мин, длительность работы на одной станции 30–45 с | Субмаксимальная переменная | Отдых между станциями 30-60 с; отдых между кругами 3 мин | Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д. |
Окончание табл. 2
Игровой | Не менее 5–10 мин | Переменная | Без пауз | Подвижные и спортивные игры типа «Два мороза», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Мини- баскетбол» и т.п. | ||
Соревновательный | 1 (проводить не чаще 4 раз в год) | В соответствии с требованиями программы | Максимальная | Без пауз | 6- или 12-минутный бег, бег на 600–800 м (1-П/кл.), 1000–1500 м (V–IX кл.), 2000–3000 м (X–XI кл.) |
Для азвития специальной выносливости применяются (табл. 3): 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы.
Таблица 3
Методы и характерные показатели нагрузки при
Развитии специальных видов выносливости (по В.И.Ляху, 1998)
Вид выносливости | Нагрузка | Отдых | Упражнение (средство) | Метод | ||
Число повторений | Длительность | Интенсивность | ||||
Силовая (анаэробная-аэробная) | От 10 до 15-30 раз | От 10 до 30 с | От средней до субмаксимальной | Не полный, 20-40 с | Круговая тренировка: 20–30 с – работа, 20 с – отдых | Интервальный |
Скоростная, основанная на анаэробно-креатин-фосфатном энергетическом источнике | 3–5 раз | От 8 до 45с | Максимальная | Пассивный | 3х100 м, 4х60 м | Повторный |
Скоростная, основанная на анаэробно-гликолитическом механизме энергообеспечения | 1 –2 раза | От 45 с до 2 мин | Субмаксимальная - 85-95% от максимальной мощности | Не полный, 30-60 с | Темповый бег 2х200м | Интервальный |
Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме энергообеспечения | 1–Зраза | 2–10 мин | Средняя – от 60–65 до 70–75% от максимальной мощности | Не полный | Бег 2х3 мин, минимум 1 мин активного отдыха | Интервальный |
Координационная | 1 –3 раза | 2–10 мин | То же | Без пауз | Игровые упражнения и игры, специально подобранные гимнастические упражнения и др. | Игровой |
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянны2й темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило интервал отдыха между упражнениями 1 – 3 мин (иногда по 15 – 30 сек). Таким образом тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для ра0звития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6 -10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.