Формирование положительной Я-концепции учащихся
Впервые понятие «я-концепции» стало обсуждаться в 60-е годы XX в. благодаря работам Бернса, Роджерса, Маслоу и др.
Я-концепция личности – динамическая система представлений человека о самом себе, выражающихся в осознании человеком своих физических, интеллектуальных и эмоциональных свойств и качеств; это самосознание, которое формируется в процессе социализации и воспитания совокупность установок на «себя». На основе «я-концепции» личность строит свое поведение.В основе Я-концепции лежат три составляющие:
ü когнитивной составляющей, показателем которой выступает убеждение
ü эмоционально-оценочной составляющей эмоциональное отношение к происходящему;
ü поведенческой составляющей, проявляющейся как реакция на происходящее, через определённое поведение
Исходя из перечисленных составляющих Я-концепции, определяется ее структура:
· самопредставление или образ «Я» (каким я себе кажусь?);
· самооценка, связанная с отношением человека к себе, к своим качествам (самоотношение), с принятием себя (самопринятие);
· поведение потенциально возможное, вызванное самопредставлением и самооценкой.
Я-концепция личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение.
Показатели отрицательной Я-концепции личности: Часто самокритично высказывается, Имеет негативные ожидания в ситуации соперничества, Склонен подчеркивать недостатки других, критично относиться к успехам других, Не желает признавать свою оплошность или вину, Не способен принять похвалу, Отказывается от попыток добиться успехов.Показатели положительной Я-концепции личности: Проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, Уверен в своей компетентности, Считает, что напряжено трудиться, ставит перед собой реальные цели, Принимает на себя ту или иную ответственность,
Самооценка человека определяет наличие у него определённого типа «я»-концепции. Самооценка может быть: положительная: заниженная, завышенная, объективная; отрицательная: заниженная, завышенная, объективная.Наиболее благоприятной - положительная объективная «Я».
«Я»-концепция формируется у человека на всех этапах возрастного развития. В процессе формирования положительной Я-концепции ученика очень важно оказывать ему постоянную психологическую поддержку, учитывать его способности, развивать волю, ставить реальные цели, дисциплинировать.
Педагогическое руководство формирования положительной Я-концепции заключается в том, чтобы научить ученика следующим последовательным действиям:
· определить собственные личностные свойства и качества
· выявить, какие качества преобладают;
· осуществить диагностику, т. е. оценить степень развития собственных свойств и качеств;
· определить последовательность и способы самосовершенствования жизненно необходимы свойств и качеств.
Формирование положительной Я-концепции ученика – это не разовое мероприятие, а постоянная кропотливая работа на уроках и во внеурочное время;
методические рекомендации:
ü во время занятий уделять одинаковое внимание всем ученикам;
ü поведение учителя не должно быть спонтанным, а напротив – цельным, выдержанным, педагогически грамотным;
ü объективно оценивать слова, действия, поступки учеников, не придираться, не ущемлять их достоинств;
ü по возможности найти повод похвалить ученика, поддержать его;
ü всегда учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Формировать Я-концепцию ученика может тот педагог, у которого выработана собственная положительная объективная Я-концепция.
29. Педконфликты и способы их разрешения.Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, характеризующееся активностью субъекта, направленной на разрешение решение противоречий.Признаки: биполярность; активность, направленная на преодоление противоречия; субъекты как инициаторы конфликта (нельзя находится в конфликте с природой например)
Педагогический конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.Особенности педконфликтов:
· Проф. ответственность педагога
· Участники имеют различный социальный статус
· Разница в возрасте и жизненном опыте порождают различную степень ответственности
· Различное понимание событий и их причин участниками
· Присутствие других учеников при разрешении è воспитательный потенциал
· Проф.позиция обязывает учителя взять инициативу по разрешению конфликта на себя
· Легче предупредить, чем разрешить
Конфликт можно характеризовать с точки зрения его составляющих элементов (структуры) и динамических характеристик (развития). Структура: стороны (участники), условия (пространственно-временные, социально-психологические, социальные), предмет конфликта, действия, исход.
Стадии протекания:предконфликтная (нарастание противоречий, инцидент – формальный повод, стечение обстоятельств), собственно конфликт (открытое противоборство, конфликтоген – слова, действия, бездействие), разрешение, послеконфликтная* (напряжение остаётся)
Типы и причины конфликтов:
- по участникам: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые
- от предмета конфликта: конфликты ценностей, конфликты интересов, средств достижения целей, потенциалов, правил взаимодействия
-от социальных последствий: конструктивные (способствуют развитию), деструктивные (создают напряжённость, ведут к разрушению)
- в зависимости от длительности и напряжённости: бурные быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущиеПредпосылки: объективные ( условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источником конфликтной ситуации) и субъективные (индивидуальные особенности людей, отрицательное отношение к учителю).Причины:
Учитель-ученик: Нарушение дисциплины, Плохое выполнение дз, Нездоровые отношения между учениками, Оскорбление со стороны учителя, грубость, Необъективная оценка
Учитель – учитель: Нетактичное отношение, Неудобное расписание, Перекладывание чужих обязанностей, Неравномерное распределение нагрузки
Учитель – родители: Самоустранение родителей от процесса обучения, Предвзятое отношение со стороны учителяПравила поведения в ситуации конфликта:Не отвечать агрессией на агрессиюНе оскорблять и не унижать
· Соблюдать такт и корректность
· Давать возможность высказаться
· Проявлять эмпатию
· Не навязывать свою точку зрения
· Не делать скоропалительных выводов
· В своих выводах опираться только на факты
30. Основы управления современной школой. Методическая работа в школе и аттестация педкадров.Школа – исключительно сложный и весьма разветвлённый по своей внутренней структуре механизм. è весьма многообразная структура управления:
1) должностные лица (директор, завучи, завхоз, руководители детских и юношеских организаций)общешкольная конференция (представители учителей, родителей, учащихся), педсовет и входящие в его комиссии
2) органы ученического самоуправления
3) органы родительской общественности
Принципы: скоординированность, персональная ответственность, поддержание здорового психологического микроклимата, тактичный и регулярно выполняемый контроль, поощрение педагогического творчества и инноваций.
Функции: Директора: подбор и расстановка кадров, контроль за ходом УВП, оказание практической помощи и активация д-ти органов самоуправления, родительской общественности; определение и корректировка в соответствии с законодательством круга обязанностей школы, осуществление деловых контактов, поддержание необходимого санитарно-гигиенического состояния, укрепление и развитие материально-технической базы, приём и увольнение обслуживающего персонала, представление работников по согласию с педсоветом к поощрениям и наградамЗам.директора по УВР: организация учебных занятий, контроль за выполнением учебных программ, организация внеклассной работы по предметам, регулирование учебной нагрузки, анализ УВР и составление статистических отчётов, реализация и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов по вопросам совершенствования УВР, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, руководство работой предметных методических комиссий.
Зам.директора по ВР:организация и координация внеклассной воспитательной работы, проведение методической работы с классными руководителями, поддержание деловых контактов с родителями, руководителями внешкольных детских организаций, научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работыМетодическая работа в школе — целенаправленная деятельность администрации и педагогического коллектива школы по совершенствованию профессионального мастерства и педагогической культуры учителей
Задачи методической работы в школе:
1) формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
2) повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;
3) организация работы по изучению новых государственных образовательных стандартов, учебных планов и образовательных программ;
4) обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
5) организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
6) оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж и др.;
7) оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
8) повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры учителя и качества образования детей и молодежи.Основные формы организации методической работы в школе: Коллективные/ Индивидуальные
Основные формы: научно-методический совет школы, предметные методические объединения, школы передового педагогического опыта, индивидуальный уровень метод.работыАттестация педагогических кадров—процедура оценки результатов профессиональной деятельности педагогов с целью совершенствования качества образования и воспитания, а также стимулирования педагогических работников к профессиональному росту, непрерывному повышению квалификации и результативности труда.
Основнымсредством стимулированиявыступает дифференциация оплаты труда учителя.В основу проведения аттестации положены принципы: добровольности, коллегиальности, открытости. Аттестационная комиссия, три категории (на уровне школы, района, города\области)
В Республике Беларусь порядок проведения аттестации педагогических работников регулируется «Положением об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь
При аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личные качества, делаются выводы о присвоении, подтверждении работником квалификационных категорий. Результаты аттестации педагогических работников являются основой их дифференцированной оплаты труда. Аттестация педагогического работника проводится по каждой занимаемой им должности. Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования.