Тема 13. Классики западноевропейской педагогики XIX века

1. Развитие школы в XIX в.

2. История жизни и педагогические эксперименты И.Г.Песталоцци.

3. Дидактические взгляды Гербарта.

4. Педагогические взгляды А.Ф.Дистервега.

1.XIX век весьма значителен в истории как развитие школ, так и для становления педагогической науки во всех странах Западной Европы. Почему?

1) этому способствовали серьезные изменения в жизни общества, связанные с переходом от феодальных отношений к капиталистическим, что обусловило бурное развитие промышленности, потребовавшей нового уровня образованности от людей.

2) на протяжении всего XIX века шла борьба между церковью и государством за руководство школьным делом и лишь к концу столетия, да и то не везде, преимущество оказалось на стороне государства.

3) практически во всех развитых странах Западной Европы был принят закон об обязательном начальном образовании.

4) Существенные изменения произошли и в области среднего образования: увеличилась сеть средних учебных заведений; наряду с классическими школами (гимназия – в Германии, лицей – во Франции, грамматические школы – в Англии), появляются школы, ориентированные на практические потребности времени. Так называемые реальные школы, где особое внимание уделялось предметам практического значения (естественнонаучные предметы, новые языки, география, новая история и т.д.)

5) в ведении церкви, как правило, оказывались школы для простого народа. Обучение в них ограничивалось чтением, письмом, элементами арифметики, центральное место занимало обучение религии.

Образцом школьного дела в этот период является Германия. Вопросам воспитания, образования уделяют большое внимание выдающиеся немецкие мыслители И.Кант, Гумбольдт, И.Ф. Гербарт, Ф.А.Дистервег и мн. др.

3. Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) родился в семье юриста в г. Ольденбург. Получил прекрасную общеобразовательную подготовку с домашним учителем, затем поступил в предпоследний класс местной гимназии, где проявил склонность к занятиям философией. В 1794 – 1797 гг. учится в Иенском университете, где уже серьезно занимается философией. В 1797 – 1800 гг. Гербарт работает домашним учителем в семье бернского аристократа Штейгера. Первоначальные педагогические взгляды его получили отражение в Отчетах г.фон Штейгеру. Последующая жизнь Гербарта была связана с Гёттингенским университетом. Здесь он завершил свое образование, защитил докторскую диссертацию по философии, читал лекции по философии, педагогике, психологии.

Из опубликованных работ в эти годы заслуживают особого упоминания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Последняя работа стала первым опытом построения педагогической теории. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности, имя Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 г. он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 г. возглавлял И.Кант. Почти четверть века Гербарт проработал в Кенигсбергском университете. Его деятельность там была очень разнообразной. Помимо чтения лекций, Гербарт добился открытия при университете педагогической семинарии с опытной школой. Семинария должна была готовить учителей и служить одновременно лабораторией для разработки общих вопросов педагогики. В этот период им были написаны такие работы, как «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике» и др.

В 1833 г. Гербарт возвращается в Геттингенский университет, где работает последние годы жизни. Итоговым трудом Гербарта были «очерки лекций по педагогике», которые приобрели широкую популярность.

Педагогические идеи Гербарта.

1) Гербарт одним из первых подошел к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению, в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Центральной педагогической проблемой является проблема о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия.

2) Гербарт различал педагогику как науку и педагогику как искусство. Содержание педагогики как науки определялось им как стройный порядок, как система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с требованиями науки.

Свойства научной педагогики должны концентрироваться в цели воспитания.

3. Целью же воспитания должен быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида. В вопросе нравственного воспитания Гербарт отрицал кантовский принцип категорического императива, т.е. безусловного правила поведения: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом всеобщего поведения. Гербарт понимал, что в жизни индивид вынужден учитывать моральные требования, предъявляемые обществом. Надо, чтобы всеобщность нравственного закона «во вне» стала внутренним законом для самого индивида. Гербарт связывал волю с нравственным суждением, в котором соединяются, по его мнению, прекрасное и целесообразное. Над обеими сферами царит идея прекрасного, совершенства идеальной личности. Опираясь на эстетические представления ребенка о мире, воспитатель может развить у него «свободную твердость духа», способствуя тому, чтобы тот сам выработал себе нравственный закон и следовал ему, потому что не может поступить иначе.

4) Помимо общей цели воспитания Гербарт выделил 2 группы целей – возможные и необходимые. Возможные цели ориентировали на перспективу, на то, что воспитанник будет представлять из себя в будущем. Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых для занятий всяким делом – выработки активной восприимчивости, многостороннего интереса. Главным средством развития многостороннего интереса Гербарт считал обучение. Обучение, как и воспитание, невозможно без поддержки порядка, дисциплины. Это должно предварять и воспитание, и обучение.

5) Таким образом, Гербарт выделил три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.

а) Управление имеет своей целью поддержание порядка непосредственно в данное время, оно предваряет воспитание.

б) Центральным вопросом обучения Гербарт считал вопрос о роли интереса в процессе познания. Функция интереса, по Гербарту, состоит в том, чтобы возбуждать желание к дальнейшим занятиям, к дальнейшему обучению. По содержанию интересы Гербарт делил на 2 группы, включавшие 6 разновидностей. 1 группа – интересы, направленные на внешнюю природу. Это познавательно-опытные интересы. Их разновидности: эмпирический, умозрительный, эстетический интерес. 2 группа– интересы, ориентированные на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение. Их разновидности – симпатический, социальный и религиозный интерес. Кроме того, Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение» Он считал, что преподавание должно вести в 2-х направлениях: «ввысь», открывал воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, направлении действительности – с ее недостатками и нуждами, чтобы подготовить ребенка к встрече с ними.

в) Основная задача воспитания – нравственное воспитание. Но оно невозможно без дисциплинирования воспитанника. Дисциплина – это своего рода пролог к нравственному воспитанию. Средства дисциплинирования: принципиальные – угроза, надзор, принуждения. Но все это должно смягчаться любовью и снисходительностью к детям. Центр тяжести воспитания составляет выработка характера. Рассматривая характер как облик воли, он объяснял этим побуждение к действию, осуществляемому в соответствии с приятным решением. Воспитание должно создавать необходимые предпосылки для становления нравственного характера, который впоследствии обнаружится в нравственной решительности, в устойчивой нравственной деятельности. В нравственном развитии ребенка Гербарт выделял 4 ступени:

1 – «память воли» (выработка твердого характера по отношению к внешним условиям);

2 – «выбор» (осмысление положительных и отрицательных сторон, к чему стремится ребенок, учет условий, необходимых для достижения желаемого);

3 – «принцип» (связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения).

4 – «борьба» (складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании).

6) В организации процесса обучения Гербарт выделял несколько ступеней: «Ясность», «ассоциация», «Система», «метод». Эти ступени должны строго следовать одна за другой.

7) В числе основных форм преподавания Гербарт называл описательные, аналитические, синтетические.

Аналитическое преподавание имеет своей целью выделение из изучаемого отдельных частей, признаков, а также нахождение общего.

Синтетическое преподавание дает элементы нового знания: учитель сам определяет сочетание элементов нового, синтез заключается в сознательном составлении целого из элементов новых, незнакомых.

Описательное (изобразительное) преподавание. Его цель расширить кругозор ребенка, полноту его опыта, сферу общения с людьми.

Наши рекомендации