Экспертиза учебных заведений
Убеждать никого не нужно — лишь в органической взаимосвязи педагога со школой, а школы с педагогом можно понять, чего стоят обе стороны. Категория педагога находится в неразрывной связи с категорией учебного заведения, в каком он трудится. При аттестации педагогов, как шило из мешка, вылезла ее индивидуалистическая направленность: в нынешнем виде она вынуждает учителя беспокоиться прежде всего о собственном имидже, почти полностью игнорирует коллективистский характер учительского труда. Конечно, на темном небе блеск ярких звезд замет-
нее, но без своих притуманенных соседей пробить мрак не смогут даже звезды первой величины. Педагоги высшей квалификации весят много, но продукт педагогического труда — это всегда результат коллективных усилий. И если достижения отдельных мастеров нивелируются неумелыми параллельными действиями менее опытных, а может, и недобросовестных коллег, высоких общих успехов достигнуть не удастся.
Категория учителя должна проектироваться на категорию учебного заведения и наоборот. Недопустимо, чтобы слабый учитель имел более высокую категорию (и зарплату) в учебно-воспитательном заведении низшего уровня, чем его более опытный коллега в другом коллективе.
Разрабатывая критерии оценки категорийности учебно-воспитательных заведений, исследователям пришлось изучить множество мнений. Для педагогов старшего поколения это «видимые» показатели: уровень дисциплинированности учащихся, количество и оборудование кабинетов, интерьер школы, состояние пришкольного участка, качество обучения, наличие музея, комнаты актива и т. д. Почти не упоминались такие параметры, как квалификация педагогов, текучесть кадров, количество книг в библиотеке, их читаемость, читательские запросы обучаемых, уровень демократизации школьной жизни, моральный климат в коллективе, отношения учителей с родителями, отношение учащихся к школе, внедрение новых технологий, дальнейшая судьба выпускников школы, ряд других показателей, характеризующих «дом радости».
Для определения категории учебного заведения разработана компьютерная экспертная система «Категория». Более 60 характеристик требуется ввести в систему, прежде чем она выдаст итоговый результат. Главный принцип — параметры берутся не в абсолютном значении, а рассчитываются на одного учащегося или педагога. За абсолютными цифрами можно многое спрятать, конкретный ответ — что имеет конкретный педагог или учащийся — весит значительно больше.
На первый взгляд мало кому придет в голову отдать преимущество небольшой сельской школе перед городской новостройкой. Но уже первые сравнения по площади учебного заведения, приходящейся на одного учащегося, показыва-
ют, что сельская школа предлагает лучшие условия и тендует по этому показателю на более высокую категории
Выделено шесть категорий учебно-воспитательных за| дений: первая — наивысшая, вторая — высшая, третья) высокая, четвертая — выше средней, пятая — средняя^ шестая — ниже средней. Нет и не может быть заведений низкой категории. Экспертная система определяет категорию по каждому критерию. Школа может занимать ведущие места по одним показателям и безнадежно отставать по другим. Общий итог выводится путем усреднения конкретных показателей. Поскольку они уже нормированы (т. е. сведены к расчетам на одного учащегося и учителя), то отпадает необходимость выделять веса отдельных критериев.
В заключение ЭВМ распечатывает «паспорт школы», в котором выделено 20 важнейших параметров, определен, уровень каждого из них. Пусть этот паспорт напоминает педагогам, родителям, учащимся о проблемах, которые следу- ч ет решать прежде всего, стремясь к повышению категории.
XI. Почему в моделях аттестации не учитывается такой
критерий, как психолого-педагогическая подготовка учи
теля?
1. Это проверяется на экзаменах.
2. Потому что теоретические знания педагогики и психоло
гии еще не гарантируют высоких результатов.
3. Потому, что эта подготовка «оседает» в результатах и
«высвечивается» через них.
4. Потому, что ее нельзя определить.
5. Потому, что она не имеет значения.
XII. Для чего производится экспертиза учебных заведе
ний?
1. Чтобы привести зарплату педагогов в соответствие с
уровнем обучения и воспитания, обеспечиваемым учеб
ным заведением.
2. Для снижения экономических затрат.
3. Чтобы поднять престиж образования.
4. Чтобы поставить в зависимость квалификацию педагога
от категории учебного заведения.
5. Для стимулирования педагогов и повышения общих ре
зультатов обучения и воспитания.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
I (опросы | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |||
Ошеты | 3, 5. 6, 9, | 2,3 | все | 3,4 | ||||||||
12, 14. | Н | |||||||||||
16,18 | ||||||||||||
1 (опросы | XI | XII | XIII | |||||||||
Ответы | 1—3 | 1,4,5 | ||||||||||
Контрольный тест
I Что означает понятие «профессиональная педагогическая де
ятельность» ?
-' Перечислите функции учителя.
< Какая функция педагога является главной ?
I Как связаны функции учителя с этапами разработки педаго
гических проектов ?
1 Что означают требования к учителю?
(> Какова структура педагогических способностей ?
! Какие способности относятся к главным ?
v Что означает понятие «педагогическое мастерство» ?
'> Раскройте особенности педагогического общения.
10 Можно ли научиться мастерству?
11 Какова формула профессионального потенциала педагога?
/.' Какие компоненты входят в систему профессионального потенциала педагога?
I' Раскройте сущность понятия «идеальный педагог».
II Что такое мастерство учителя как система?
IV Какова структура педагогического мастерства?
/с> Какие качества педагога занимают первые места по оценкам учащихся?
17. Что изучает педагогическая квалиметрия?
/Л'. По какому принципу проводится аттестация учителей за рубежом ?
19. Проанализируйте двухзвенную модель квалификации.
20. Дайте оценку шестизвенной модели аттестации.
1Ц1 Литература для самообразования
Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1997.
Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.—М., 1988.
Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный процесс. — М., 1989.
Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности.— М., 1991.
Эверт Н.А., Сосновский А.И., Кулиев С.Н. Критерии оценки деятельности учителя. — М., 1991.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995.
Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М., 1997.
Скульский Р.П. Учиться быть учителем. — М., 1986.
Азаров ЮЛ. Искусство воспитания. — М., 1985.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя, — М., 1989.
Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.
Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. — Киев, 1998.
Часть
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
10 И. П. Подласый, кн. 1
I
ТЕМА
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
и^--
Сущность процесса обучения Дидактические системы и модели обучения
Цели обучения Содержание учебного процесса
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
Минимально необходимое время (в минутах)
изучения материала темы (МНВ).........................
Трудность (в условных единицах от 1.00)
изучаемого материала....................................
0,80
10*
Время (в минутах), необходимое для полно
ценного усвоения знаний........................................................ 240