Общие характеристики исследования

Параметры исследования – проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения.

Проблема исследования – выраженное основное противоречие, которое должно быть разрешено.

Объект – педагогическое явление, которое рассматривается исследователем.

Предмет – аспект изучаемого объекта, который рассматривается исследователем.

Гипотеза – совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерии исследования – актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Логика педагогического исследования – развертывание исследования в определенной последовательности этапов и процедур.

Этапы исследования:

  1. Постановочный
  2. Поисково-теоретический (изучение степени разработки проблемы)
  3. Аналитико-проблемный
  4. Теоретико-проектировочный
  5. Опытно-экспериментальный
  6. Обобщающий

Понятие методологии педагогической науки. Основные подходы к исследованию педагогических явлений.

Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность

Подход - совокупность приемов отношения к чему-нибудь (к изучению чего-нибудь).

Принцип, рассматриваемый как исходное положение какой-либо науки, теории, учения, всегда выступает как отражение определенной установки исследователя, базирующейся на подходах, избранных им в качестве основополагающих.

Уровни методологии педагогики:

Философский уровень- методология представляет собой систему исходных философских идей, на которых осуществляется исследование, определяющих общие принципы познания (например: философия экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, материализма, религиозная философия).

Общенаучный уровень – система подходов к пониманию реальности, применяемой в большинстве научных дисциплин и определяющих общие способы изучения педагогических феноменов (например: системный и синергетический подходы).

Конкретнонаучный уровень – система методов, подходов и принципов исследования, специфичных для педагогики (личностный, субъектный, деятельностный, аксиологический, культурологический, компетентностный , средовый, технологический и другие подходы).

Технологический уровень– уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Тестовые задания

  1. 4
  2. 1-3, 2-3, 3-2
  3. 4, 1, 2, 3
  4. 8
  5. 6, 7, 8
  6. 1-3, 2-1, 3-2
  7. констатирующий
  8. экспериментом
  9. 2, 3, 4, 1
  10. статическим

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Учебно-методические материалы лекционного курса

ЛЕКЦИЯ 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

План лекции

1. Общие признаки воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

2. Воспитание как компонент социализации личности.

3. Воспитание как управление развитием личности.

4. Воспитание как средство трансляции культуры.

5. Воспитание и обучение. Воспитание во внеучебной деятельности.

Общие признаки воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

Движущие силы воспитания - это разрешение противоречий в развитии личности ребёнка. Основное противоречие - между требованиями общества и возможностями конкретной личности.

Общие признаки воспитания. Во-первых, воспитание - это процесс, то есть динамическое явление. Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. В-третьих, гуманистическая направленность воспитания. В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак определяет субъектную позицию воспитанника.

  1. Воспитание как компонент социализации личности.

Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация) личности предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности - деятельность, общение, самопознание. Процесс воспитания предполагает целенаправленное воздействие на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание. Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.

Наши рекомендации