Общие характеристики исследования
Параметры исследования – проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения.
Проблема исследования – выраженное основное противоречие, которое должно быть разрешено.
Объект – педагогическое явление, которое рассматривается исследователем.
Предмет – аспект изучаемого объекта, который рассматривается исследователем.
Гипотеза – совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Критерии исследования – актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
Логика педагогического исследования – развертывание исследования в определенной последовательности этапов и процедур.
Этапы исследования:
- Постановочный
- Поисково-теоретический (изучение степени разработки проблемы)
- Аналитико-проблемный
- Теоретико-проектировочный
- Опытно-экспериментальный
- Обобщающий
Понятие методологии педагогической науки. Основные подходы к исследованию педагогических явлений.
Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность
Подход - совокупность приемов отношения к чему-нибудь (к изучению чего-нибудь).
Принцип, рассматриваемый как исходное положение какой-либо науки, теории, учения, всегда выступает как отражение определенной установки исследователя, базирующейся на подходах, избранных им в качестве основополагающих.
Уровни методологии педагогики:
Философский уровень- методология представляет собой систему исходных философских идей, на которых осуществляется исследование, определяющих общие принципы познания (например: философия экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, материализма, религиозная философия).
Общенаучный уровень – система подходов к пониманию реальности, применяемой в большинстве научных дисциплин и определяющих общие способы изучения педагогических феноменов (например: системный и синергетический подходы).
Конкретнонаучный уровень – система методов, подходов и принципов исследования, специфичных для педагогики (личностный, субъектный, деятельностный, аксиологический, культурологический, компетентностный , средовый, технологический и другие подходы).
Технологический уровень– уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Тестовые задания
- 4
- 1-3, 2-3, 3-2
- 4, 1, 2, 3
- 8
- 6, 7, 8
- 1-3, 2-1, 3-2
- констатирующий
- экспериментом
- 2, 3, 4, 1
- статическим
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Учебно-методические материалы лекционного курса
ЛЕКЦИЯ 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
План лекции
1. Общие признаки воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
2. Воспитание как компонент социализации личности.
3. Воспитание как управление развитием личности.
4. Воспитание как средство трансляции культуры.
5. Воспитание и обучение. Воспитание во внеучебной деятельности.
Общие признаки воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
Движущие силы воспитания - это разрешение противоречий в развитии личности ребёнка. Основное противоречие - между требованиями общества и возможностями конкретной личности.
Общие признаки воспитания. Во-первых, воспитание - это процесс, то есть динамическое явление. Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. В-третьих, гуманистическая направленность воспитания. В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак определяет субъектную позицию воспитанника.
- Воспитание как компонент социализации личности.
Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация) личности предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности - деятельность, общение, самопознание. Процесс воспитания предполагает целенаправленное воздействие на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание. Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.