ЗО.Дидактические закономерности и принципы обучения
Обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:
- направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;
-деятельностный характер обучения;
-единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;
- проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;
- обеспечение радости успехов в овладении знаниями;
- раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;
- повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;
- согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.
Умелая реализация этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности.
Специфические закономерности обучения:
1 Научность и мировоззренческая направленность обучения (содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность);
2.Проблемность обучения (в процессе обучения необходимо ставить, перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные ситуации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности);
3. Наглядность обучения (сложилась целая система наглядных пособий, которые применяются в обучении. К этим пособиям относятся: а) реальные предметы и явления в их натуральном виде; б) модели машин; в) муляжи ;
г) иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии; д) графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы; е) различные технические средства: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры.Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса);
4. Активность и сознательность учащихся в процессе обучения (без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности);
5. Доступность обучения (сделать обучение доступным - значит правильно, с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся определить его содержание, то есть тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету; правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала; правильно определить количество учебного времени (уроков), отводимого для изучения каждого учебного предмета; доступность обучения связана с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития);
6. Систематичность и последовательность обучения (обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала);
7. Прочность обучения и его цикличность (прочность обучения обеспечивается: учащиеся должны совершать в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет и систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся);
8. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения (чтобы учитель, готовясь к проведению учебных занятий, тщательно продумывал, какие конкретные образовательные, развивающие и воспитательные задачи он будет решать; важное значение имеет подбор фактического материала; не менее существенным является также выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление школьников, их самостоятельность; реализация этой проблемы требует тесной связи теории с практикой).
Требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами.К наиболее важным из них относятся следующие:
-обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
-обучение должно характеризоваться проблемностью;
-обучение должно быть наглядным;
-обучение должно быть активным и сознательным;
-обучение должно быть доступным;
-обучение должно быть систематическим и последовательным;
-обучение должно быть прочным;
-в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.
31.Методы и приёмы обучения, классификация методов.
Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Слово метод в переводе с греческого языка означает исследование, способ, путь к достижению цели.
Каждый метод обучения включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебнопознавательной деятельности учащихся.
Под методами обученияследиет понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке.
Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А.Данилова и Б.П.Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы: а) методы приобретения новых знаний; б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Данная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в’ нее внести некоторые уточнения, то можно выделить следующие группы методов обучения:
-методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; -методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; -методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
-методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке
умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;
-методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестиро-
вание
32.Понятие технологии обучения, методологические требования к педагогической технологии.
Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно- воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса.
В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.
Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.
Педагогические технологии - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.
Технология обучения- системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности.
Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
• концептуальность;
• системность;
• управляемость;
• эффективность;
• воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
• логикой процесса,
• взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполага-ния, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.