К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, валеологическая, общественная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная
Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями.
Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры). Это может быть самообслуживающий, общественно-полезный и производительный труд. Организация трудовой деятельности предполагает сочетание бескорыстной и оплачиваемой работы, что необходимо для формирования уважительного отношения к материальным ценностям как средствам существования человека.
Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирует художественную самодеятельность учащихся.
Валеологическая деятельность культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела. Общественная деятельность содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности.
Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, становление их как субъектов социальных отношений.
Коммуникативная деятельность представляет собой прежде всего свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся, когда оно освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью деятельности становится общение с другим человеком как ценностью.
3) ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.
Опыт творческой деятельности включает в себя:
А. перенос знаний и умений в новую ситуацию (то есть, решая какую-либо новую для себя проблему, ученик способен использовать давно усвоенные знания и умения для поиска решения);
Б.видение новой проблемы в знакомой ситуации;
В. самостоятельное комбинирование и преобразование известных средств для решения новых проблем;
Г. видение структуры объекта, способность выделять составные элементы этого объекта;
Д. альтернативное мышление, то есть видение возможных способов решения проблемы;
Е. построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.
4) ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНШЕНИЙ (идеалы, ценности, смыслы, взгляды, убеждения, отношения, мировоззрение)
ЕСТЬ И ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Б. Содержание личностно-ориентированного содержания образования /Е.В.Бондаревская/: аксиологический компонент (ценности), когнитивный (знания), деятельностно-творческий и личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию.
Личностный смысл содержания образования.
С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов. Невостребованная информация будет складываться в пассивном отсеке образовательного багажа и своей развивающей роли не сыграет.
Под личностно-ориентированным образованием понимается «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» /Якиманская И.С./ /5/.
Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Процесс поиска и обретения образовательных смыслов предполагает: - личностное творчество ученика; - самоосознание личностного опыта, знаний и ценностных отношений ученика...
В. /Е.П.Белозерцев/. Содержание образования в широком смысле составляют русская, российская, мировая история и культура...
Это сложное сочетание знаний, переживаний и отношений.
Г. В настоящее время актуальна модернизация образования на компетентностной основе: в современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения ими ключевыми компетентностями.
Определение компетентности: «Компетентность» - высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста, способность применить усвоенное на практике, перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.
В зарубежной литературе компетентность означает «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности».
В современной педагогической литературе используются два близких по смыслу термина:
компетенция — круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; знания, опыт в той или иной области; внутренние, потенциальные, скрытые психологичесие новообразования личности (знания, программы действий, системы ценностей и отношений);
компетентность — обладание компетенцией (в первом значении); обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; актуальное, деятельностное проявление личностью компетенций.
П.В.Симонов: «Компетентность — это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная возможность решать задачи со знанием дела».
В.В.Сериков: Отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть».
Компетентность — умение мобилизовать в нетипичной ситуации полученные знания и опыт; умение, способность человека мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.
Компетентность составляет основу социализации личности.
Истоки компетентностного подхода (ориентация на освоение обобщенных способов деятельности) — в работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, В.В.Давыдова.
Педагогические технологии, ориентированные на компетентность: задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.
Компетентностный подход.
основан на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать практические задачи.
Пять главных, ключевых компетентностей, определенные Советом Европы:
- политическая и социальная компетентность,
- способность жить в многокультурной обществе,
- коммуникативная культура,
- владение информационными технологиями,
- способность учиться всю жизнь.
Структура ключевых компетентностей в документах по модернизации российского образования представлена в следующих формулировках:
ñ компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
ñ компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
ñ компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (вкл. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности,
ñ ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);
ñ компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;
ñ компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включаявыбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.