Проблема целеполагания в истории педагогики. Система ценностей педагога. Цель воспитания в современной школе
В пед науке и пед практике, ведущим и основным компонентом является цель. Цель конкретизируется в задачах. Цель в современных условиях: разностороннее по форме и гуманистическое по содержанию воспитание. В пед практике цель рассматривается как целостное пед явление – комплексный, целенаправленный учебно-воспитательный процесс. Цель воспитания – т.е. заранее определ, результаты подготовки подрастающегоего поколения к жизни.
Первобытное общество.
Общество однородное, носит воспитательный характерер. Назначение воспитания – обеспечить существованиеие людей практическим опытом выживания. Спец воспит учреждений нет, педагогов нет. Только при его разрушении начинают зарождаться первые школы.
Рабовладельческое общество.
Разделение труда ведет к частной собственности, которая, в свою очередь, ведет к эксплуатации, на чем и строится гос-во. Воспитание становится функ-ей гос-ва, и помимо семьи воспитанием занимается общество.
Формируются воспитательные учреждения, школы, подготавливаются педагоги. Цель воспитания раздваивается – у каждого класса своя цель. Для детей рабовладельцев – подготовка их к роли господ. Для рабов – беспрекословное полное подчинение и послушание. Так классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания.
Феодализм.
Цели воспитания для детей феодалов и крестьян различаются. Для первых рыцарское в для вторых трудовое. Возникает теория «врожденных идей», согласно которой каждое сословие имеет свое предназначение, свои идеи и способности, которых нет у других. Отсюда и сословный характер целей в.
Капиталистический строй.
Общество нуждается в боле образованных работниках. Растет сеть уч.-воз. Учреждений для рабочих. Но классовая дифференциация и дуализм целей сохраняются. Расширяется спец подготовка педагогов, появляются частные школы. Бурж дети – элитарное образование, рабочие – трудовое.
Посткапиталистический период (рыночный).
Возникают теории о разных целях воспит элиты и трудящихся. Цели воспит определяется: Характером общ строя. Ур развития способов производства. Темпами научно-технического прогресса. Темпами развития социального прогресса. Эконом возможностями общества, уровнем развития теории и практики.
Современный этап.
В связи с эконом, духовным и образов расслоением общества существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. При этом произошла переориентация целей и ценностей.
Цели воспит. на совр. этап: формирование положительной «я – концепции», создание системы адаптирующей педагогики, создание разноуровневого дифференцированного образования.
Одна из важнейших проблем П — определение цели воспитания и образование(т.е. прогнозируемых результатов в подготовке подрастающих поколений к жизни). Цель, знание целей даёт педагогу чёткое представление о том, какого человека он должен формировать. Между целями, содержанием и методами воспитания существует органическое единство: Под целью воспитания в педагогике принято понимать конечный результат формирования личности, идеальный образ. По уровню цели могут быть: государственные; семейные; внешкольные. Проблема целей в образовании и воспитании очень сложная Правильное определение целей и содержания образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Целью современного восп и образ является: формирование гармонично развитой личности имеющей професс подготовку соответствующую современным требованиям общества.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Классификация педагогических ценностей. Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. На этом основании можно выделить социальные, групповые и личностные педагогические ценности.
Социальныепедагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
Групповыепедагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов.
Личностныепедагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя.
(общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением, общение с детьми, коллегами, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями, возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное ,
творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.).
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточные и инструментальные, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточныеценности – это ценности-цели,включающие творческий характер труда педагога, престижность профессии, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся.
Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); 3) действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.
6. Конвенции ООН и закон РБ «О правах ребенка» как юридическая и нравственная основа защиты прав и интересов ребенка.
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую и декларацию прав человека. Права человека являются основой человеческого существования. Права человека явл. всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Когда мы говорим о праве на жизнь или на развитие, мы говорим о терпимости. Терпимость, поддерживаемая, защищаемая и охраняемая является гарантией всех свобод. Борьба за всеобщие права человека всегда и везде являлась борьбой против всех форм тирании и непосредственности: против рабства, колониализма.
ООН по всеобщей декларации прав человека провозгласила, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо в семейном окружении, атмосфера счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в уставе ООН, и особенно в духе мира, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.
Закон РБ о правах ребенка: РБ утверждает своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей всестороннюю гарантированную защиту государствам и обществам детства, семьи и материнства нынешнего и будущего поколений. Настоящий закон основывается на Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1959 г.), Конституцией РБ определяется правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Учеба гарантируется детям с недостатками умственного ил физического развития, детям временно или постоянно лишенным семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях.