Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование
В соответствии с уровнем образовательных программ общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Возраст, с которого допускается прием, и продолжительность обучения на каждой ступени определяются уставом образовательного учреждения.
Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
Цель начального общего образования – общеобразовательная подготовка учащихся в рамках начальных классов. Возраст поступления ребенка в школу (с 6 или 7 лет) зависит от состояния его здоровья, готовности к школе и желания родителей или лиц, их заменяющих. В начальных классах дети учатся писать, считать, развивается их мышление и речь, формируются учебная мотивация и общеучебные умения и навыки. В них воспитываются коммуникативные качества, умения общения и сотрудничества, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность. В целях охраны психического и физического здоровья детей в начальных классах не допускаются конкурсные экзамены, обучение по гимназическим программам, которые могут начинаться только в средних классах. При введении дополнительных к общеобразовательному стандарту учебных предметов (ритмика, риторика, иностранные языки и т.п.) общее количество учебных часов в неделю не должно превышать установленной нормы недельной нагрузки, нельзя даже в третьих (четвертых) классах делать по 5-6 уроков в день.
В сельской местности в населенных пунктах с небольшим числом жителей для обучения школьников открываются малокомплектные школы, в которых учитель одновременно может учить от одного до четырех классов (на начальной ступени), вести по несколько учебных предметов в средних и старших классах.
Основное общее образование – 5-9 классы. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Такое образование можно получить в школах разного профиля, гимназиях, лицеях. Приобретенная разносторонняя подготовка в объеме неполной средней школы дает им право продолжить обучение в старших классах, закончить на этом свое образование либо получить начальное или среднее профессиональное образование. При этом предельный возраст обучающихся в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения – 18 лет.
Обучающийся, достигший 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования с согласия родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием.
За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения по решению органа управления допускается исключение из данного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет. Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), то такое решение принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, которые совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок должны принять меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Совместно и по договорам с предприятиями и организация общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка дается только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
Среднее общее образование – образование в объеме полной одиннадцати-двенадцатилетки, дающее право поступления в средние специальные и высшие профессиональные учебные заведения.
Существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем (санаторные, лесные школы).
Среднее общее образование можно приобрести, обучаясь дома и периодически проходя аттестацию в школе, к которой прикрепляется ученик. Открываются специальные экстернатные школы, получает развитие дистанционное обучение с помощью современных информационных технологий.
В соответствующих частных и религиозных школах также можно получить любой из перечисленных уровней образования. Есть школы, работающие по зарубежным технологиям: вальдорфские, детские сады и начальные классы в центрах М.Монтессори и др., но их немного.
В так называемых авторских школах реализуются авторские программы руководителя школы или всего педагогического коллектива. Среди них можно назвать школу самоопределения А.Н.Тубельского, адаптивную школу Е.А.Ямбурга и др. Существуют суворовские, нахимовские и кадетские училища, школы, в которых обучаются только девочки.
В рамках свободы совести, закрепленных Конституцией страны, в стране расширяется сеть религиозных учебных заведений. Православная церковь организует православные гимназии и прогимназии, при церквях открываются воскресные школы. Выбор обучения в такой школе остается за родителями, лицами, их заменяющими, или самими детьми.
В государственных образовательных учреждениях образование может быть только светским, т.е. нерелигиозным. Светский характер школы ни в коей мере не предполагает, что в ней не должен преподаваться курс истории религии или других общеобразовательных информативных предметов, касающихся различных религий, или ведется атеистическая работа. Речь идет лишь о том, что религия, религиозные обряды не имеют места в учебных планах и режиме учебного дня.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стране работают интернаты, детские дома, приюты. Для социально запущенных и неблагополучных детей существуют детские приемники-распределители, всевозможные коррекционные, реабилитационные и социальные центры и учреждения. В России насчитывается 252 детских дома, около 2000 школ-интернатов, 5530 внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования).