Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат»

® План семинарского занятия

1.Педагогика как наука и как социальная практика.

2. Основные категории педагогики, связи между ними.

3. Структура педагогической науки.

4. Взаимосвязи педагогики с другими науками.

® Методические рекомендации по подготовке к семинару

Выпишите определения основных понятий темы, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

Составьте тезисы фрагмента работы П.П. Блонского “Курс педагогики” - “Педагогика как искусство и как теория”, помещенной в книге Б. Вульфова и В. Иванова “Основы педагогики…” - С.108 – 111.

На семинарском занятии работа будет проходить в двух режимах: фронтальном (когда все студенты будут участвовать в обсуждении) и работа в микрогруппах по 3 – 5 студентов в каждой.

Главным во время фронтальной работы является обсуждение основных категорий педагогики, структуры педагогической науки, ее связей с другими науками, поэтому при подготовке к семинару внимательно изучите учебную литературу, сделайте выписки из учебных пособий и словарей.

Во время работы в микрогруппах обратите внимание не только на предмет обсуждения, но и на то, как оно проходит. Постарайтесь определить для себя, какая роль в групповой работе вам ближе: «генератора идей», «критика», «эксперта»? Для каждой роли характерны свои особенности: генератор идей – придумывает, предлагает разные пути решения задачи; критик высказывает сомнения, как бы «провоцирует» мышление участников обсуждения; эксперт оценивает качество продукта совместной работы. Играя свою роль, давайте возможность высказаться своим товарищам.

Выполняя задания, старайтесь привлекать свой образовательный опыт, а размышляя дома над заданиями, запишите вопросы, которые вас затрудняют, чтобы на занятии уточнить их с преподавателем.

Фронтальная работа.

® Работа с понятиями

1. Анализ междисциплинарных понятий, используемых в педагогике; предмет, процесс, объект, система, структура, функции, метод, принципы, форма и т.д.

2. Анализ основных логических характеристик понятия:

а) содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия;

б) классы понятий ( системы связей и отношений понятий); видовые и рядовые, единичные и общие, отношение части и целого;

в) основные операции с понятием ( понятия для примеров преподаватель отбирает по своему усмотрению).

3. Анализ категорий педагогики: «воспитание», «образование», «обучение», «развитие личности».

4. Какая схема правильно отражает наиболее существенные связи педагогики с другими науками?

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru

Физика
Математика
Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru а)

Литература
История

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru

Родной язык
Иностр. язык
Педагогика

       
    Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru
  Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru
 

Химия
Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru
География

           
  Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru  
Психология
 
Анатомия и физиология
 

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru б)

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru

Социология
Философия

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru

Школьная гигиена
Эстетика

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru

Педагогика

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru в)

Обществоведение

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru

Социология  
Философия  

 
 
Педагогика  

Психология  
Информатика  

Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru Семинарское занятие по теме «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» - student2.ru

 
 
История  

5. Как Вы думаете, значение каких наук о человеке возрастет в ближайшее время и почему? Какие новые научные дисциплины могут появиться? Внесите это в таблицу.

Возрастет значение… Появятся такие науки, как…

® Работа с текстами

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него:

Каковы общие мировые тенденции развития педагогического знания, общечеловеческие ценности в педагогике? Педагогика как отрасль науч­ного знания выросла в рамках философии еще в глубокой древности, но, конечно, много раньше возникла педагогическая практика как отражение сначала неосознанной, а затем и вполне определенной потребности в передаче опыта поколе­ний младшим. И уже тогда, в доисторическое время, о котором мы можем все же судить по археологическим и этнографическим данным, по изучению современных обществ в разных районах мира, оставшихся на первобытной стадии развития, гуманность практической педагогики была фактом. У аборигенов Австралии, бушменов Африки, например, полностью отсутствуют наказания. Фольклор многих народов, который дает представление о ха­рактере жизни на ранних этапах их развития, отражает и отношение к де­тям. Это отношение, как правило, мягкое и гуманное. В те же време­на были и человеческие жертвоприношения, и людоедство. Но это уже воп­рос не педагогики, а морали. Жестокостью ни то, ни другое не считалось.

Развитие педагогики не было линейным и постепенным восхождением по пути гуманности. Случались взлеты и падения, были расхождения теории с практикой. Эти моменты отмечает А. В. Петровский в работе, посвященной новому педагогическому мышлению. Гуманный подход в воспитании находил отражение и в методах обуче­ния, в частности, в сократических беседах, в майевтике. Сократ не ве­щает истины, которые должен лишь запомнить и беспрекословно принять ученик, но вызывает его на творческую беседу, в ходе которой идет совместный поиск. Диалоги Сократа, записанные Платоном, достаточно из­вестны. Но любой, перечитав их, без труда отметит, что помимо дидакти­ческого достоинства они четко проявляют гуманное, уважительное отноше­ние к ученику, ориентируют на сотрудничество с ним.

В эпоху средневековья эти идеи не отвечали общему духу времени. В этом смысле идея действительно " терпела поражение", а практика в пол­ном соответствии со схоластикой была авторитарна и выражалась формулой "Magister dixit" - "учитель сказал", за ним же было последнее и оконча­тельное слово в обучении.

Положение стало меняться в эпоху Возрождения и особенно на рубеже Нового времени. Леонардо до Винчи, на сотню лет раньше Ф. Бэкона зало­живший основы опытного исследования природы при ведущей роли теории, вполне определенно выражал такие мысли, которые выдают истинного гума­ниста. "Где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, - писал он, - ...там, где кричат, истинной науки нет". Опора на память без мышления и диалога - признаки авторитарного, догматического, т.е. антигуманного, обучения и воспитания, которое критиковал и М. Монтень. Полагая, что схоластическое учение не разви­вает разум ребенка, что книжная ученость - это жалкая ученость, он пи­сал: "Постоянно кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного... Сократ, а потом Архесилай сначала заставляли говорить своих учеников, а потом уже сами говорили им".

Некоторые педагоги называли XYII век - веком дидактическим, а XY­III век - педагогическим. Действительно, гуманные взгляды на процесс воспитания, соединенные, как правило, со стремлением преувеличить его роль в переустройстве общества, были свойственны таким философам и пе­дагогам разных стран, как К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Песталоцци, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков и другие, которых интересовали прежде всего, хотя и не исключительно, вопросы воспитания. Гуманный подход, считали они, важен не только для воспитуемого, но и для всего общества и государства.

Идеи гуманной педагогики в России XIX века отстаивали и проводили в своей практике К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Их педагогические системы хорошо известны, и стоит лишь напомнить, что принцип народности в вос­питании, само содержание обучения, зафиксированное в учебниках К. Д. Ушинского, в разработках и дневниках Яснополянской школы, - все это дает нам надежное свидетельство гуманистической направленности российской педагогики.

Новое мышление в педагогике / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989.

Вопросы:

- Как Вы можете сформулировать главную линию развития идей гуманистической педагогики?

- Какую роль в развитии российской гуманистической педагогики сыграли идеи Л. Н. Толстого?

2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него:

"Активные дискуссии велись вокруг определения педагогики как науки и (или) искусства. Такие педагоги, как Я.-А. Коменский, И.-Г. Песталоцци и другие, подчеркивали, что конечный результат вос­питания всегда зависит от правильности метода; следовательно, важ­нейшая задача - создание такого метода. Другая концепция обосновы­валась представителями так называемой педагогики личности, которые в центр воспитательной деятельности ставили личность педагога. Для этой шко­лы типично противопоставление науки и искусства; ее основой был так называемый интуитивизм (А. Бергсон, В. Дильтей), согласно кото­рому творческий процесс целиком зависит от индивидуальности творца и не подчиняется никаким законам. Отсюда и общий вывод - педагоги­ка не может быть наукой [...]

Плодотворные идеи о сочетании науки и искусства в труде воспи­тателя можно найти в работах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева…"

Кан-Калик Н.Д., Никандров В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

Вопросы:

1. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

2. Почему, на ваш взгляд, велись (и ведутся) эти дискуссии?

П. Работа в малых группах (по выбору преподавателя могут быть даны и индивидуальные задания).

® Работа с понятиями

1. а) сравните следующие определения понятия «воспитание»:

n «Воспитание - вскармливание, выращивание». (Словарь русского языка XI-XVII вв. - М., 1976. - Вып. 3. - с. 47).

n «Воспитание... это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той дали самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле». (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1892. - Т.8 - с.269).

n «Воспитание социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных для развития человека. Категория В. - одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют В. в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя В. с социализацией), и В. в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. (Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.- Т.1 - с. 165).

n «Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становление его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». (Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С. 354).

n «Воспитывать, воспитывать кого, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно»... (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1989. - Т.1. - с. 249.).

б) Выделите в каждом определении набор признаков, составляющих содержание понятий «воспитание». Сравните несовпадающие признаки. Чем, на Ваш взгляд, обусловлено наличие этих признаков?

в) Чем отличаются определения понятия «воспитание», даваемые в научной, учебной литературе и в общеязыковых словарях?

г) Если «воспитание» - это категория, то возможно ли полное и точное ее определение? Обоснуйте свой ответ.

2. Рассмотрите иерархию понятий. Оцените ее правильность. Аргументируйте свое мнение.

«Воспитание - экологическое воспитание - коллектив - принципы воспитания - средства воспитания - методы воспитания - эстетическое воспитание».

Какой вариант иерархии можете предложить Вы? Обоснуйте свой вариант.

3. а) Вам необходимо составить список ключевых слов по теме «подросток конца 90-х...» Какие понятия вы включите в этот список? Почему? Какие из этих понятий можно рассматривать «как признаки категорий»: «воспитание», «образование», «обучение», «развитие личности»?

б) Вы исследуете проблему воспитания в современной семье. Нужна анкета для родителей. Составьте примерный план этой анкеты, используя следующие понятия: личность, нестандартный ребенок, социальная среда, образование и самообразование, общение, воспитание, школа, мотивы учения, культура, профессиональные интересы, самовоспитание, обучение, досуг, конфликт.

Какие понятия можно добавить?

4. а) В следующем определении допущено три ошибки. Найдите и исправьте их. Обоснуйте свой ответ.

«Образование - это результат усвоения учащимися системы профессиональных знаний, умений и навыков; условие подготовки человека к жизни, труду. Главный путь получения образования - самообразование».

б) Дополните определение:

«Развитие личности - это процесс...»

5. Докажите, что понятия «образование», «обучение», «развитие личности» связаны в понятием «воспитание». Как аргументировать это при помощи схемы?

6. а) Проанализируйте следующее определение:

«Образование - ... в отношении человека - степень развития его понятий, в соединении с совокупностью его знаний; в отношении народа, то же, что культура». (настольный словарь для справок по всем отраслям знания в 3-х томах. Составленный под редакцией Ф. Толля. - СПб., 1864.- Т.2.

б) Что означает в этом определении слово «понятий»? Справедлива ли вторая часть определения? Почему?

7. Подумайте, как отражается в педагогической деятельности выбранный педагогом подход к трактовке категорий «воспитание», «образование», «обучение»? Что изменяется, например, в отношении учителя к ученику, в предпочитаемых методах обучения, в режиме контроля и оценки результатов педагогической деятельности и т.д.?

® Работа с текстами

1. «В принципе педагогика - это та самая наука, которая иссле­дует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку "поднять" его душу, чтобы человек "выпрямился". И пусть душа -это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке... то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результа­те чего появляются красивые названия - "аура", "карма" и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые меха­низмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало - мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В ВЕЛИКОдушного человека.

(Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М., 1996. – С.8 )

Вопросы и задания к тексту

Сформулируйте основную идею данного отрывка

2. К.Д. Ушинский: “Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества”.

П.П. Блонский: “Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика”.

Проанализируйте высказывания К.Д. Ушинского и П.П. Блонского. На каком основании К.Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П.П. Блонского? Так чем же является педагогика, наукой или искусством?

3. Один из основоположников отечественной специальной педагогики В.П. Кащенко писал: “Ребенок должен быть не только вылечен, но и перевоспитан, для того, чтобы стать не просто биологически нормальным, но и социально полезным членом общества”. Можно ли оценивать это высказывание как определение главной цели специальной педагогики?

4. С.И. Гессен считал, что педагогика – это прикладная философия. Различные разделы философии исследуют культурные ценности общества: логика – науку, этика – нравственность, эстетика – законы искусства и т.д. Согласны ли вы с мнением С.И. Гессена? Можно ли провести подобные параллели между разделами философии и разделами педагогики?

Наши рекомендации