Олимпийские Игры в Древние Времена
Появление Олимпийских игр
Не секрет, что для древних олимпийцев главной была воля. В этих соревнованиях не было места вежливости, благородству, упражнениям в любительских видах спорта и современным олимпийским идеалам.
Первые олимпийцы сражались за награду. Официально победитель получал символический венок из оливы, но они возвращались домой героями и получали необычные подарки.
Они отчаянно сражались за что-то, чего не понять современным олимпийцам – за бессмертие.
В религии греков не было загробной жизни. Надеяться на продолжение жизни после смерти можно было лишь через славу и доблестные подвиги, увековечивание в скульптуре и песнях. Проигрыш означал полный крах.
В древних играх не было серебряных и бронзовых призеров, проигравшие не удостаивались никаких почестей, они отправлялись домой к своим разочарованным матерям, как пишет древнегреческий поэт Пиндар.
От древних Олимпийских игр мало что осталось. Празднеств, потрясавших некогда эти места, уже не вернуть. Эти колонны когда-то поддерживали своды храма Зевса, в честь которого и устраивались игры. Ничем не примечательное сейчас поле было стадионом, на котором проходили соревнования, на нем собирались 45 тысяч греков.
Сохранился туннель, в котором раздавались шаги олимпийцев, выходивших на поле. С вершины трехгранной колонны на все это взирала крылатая Ника, богиня победы, символ и дух Олимпийских игр.
Происхождение Олимпии можно назвать доисторическим, люди жили здесь в каменных домах около 2800 года до н.э. Около 1000-го до н.э. Олимпия стала храмом Зевса, бога грома и молнии.
Игры имели огромное значение и пользовались уважением, а потому в честь Зевса подписывалось перемирие на священном диске, которое в течение трех месяцев защищало всех прибывших гостей. Возможно, благодаря тому, что оно подкреплялось спартанцами, наводившими страх на всех, перемирие практически никогда не нарушалось: даже самые заклятые враги могли видеться и соревноваться на олимпиаде в мире.
Но в первый день олимпиада соревнований не было, это был день религиозного очищения и напутствий. Атлетов вели в булевтерий – святилище и место собраний. Здесь же была статуя Зевса с молнией в руке.
Под суровым взором бога жрец приносил в жертву гениталии быка, после чего атлеты давали соломонову клятву Зевсу: соревноваться честно и соблюдать правила.
Все было серьезно. Наказание за нарушение правил было жестоким. Вдалеке атлеты видели статуи Зевса, называвшиеся заны, воздвигнутые на деньги, полученные в виде штрафов, уплаченных нарушителями правил соревнований.
Победу нужно было заслужить не деньгами, а быстротой ног и силой тела – гласили предписания олимпиады. Но венец победителя давался немалой кровью.
Кулачный бой
Древние греки восхищались красотой и силой спорта, но их влекли и дикость, и насилие: в этом они видели метафору жизни.
По-гречески соревнование звучит как «агон», от него происходит слово агония. Понятие борьбы – одно из центральных в греческой культуре. В контексте атлетики «агон» означал соревнование с болью, страданиями и жестокой конкуренцией.
Без сомнения, ни в одном виде спорта нет такой ожесточенной борьбы, как в боксе, берущем свое начало в Древней Греции. Изящная фреска с двумя борцами нарисована за тысячу лет до начала первых Олимпийских игр.
Кулачные бои вошли в программу игр в 688 году до н.э., за ней последовала борьба и еще более жестокий вид спорта – панкратион. Все они быстро стали любимыми видами спорта толпы, потому что риск увечий или даже смерти здесь был чрезвычайно высок, а жертвы должны были умилостивить Зевса, потому бои проводились в священной части Олимпии – перед 9-метровым алтарем Зевса, сделанном из пепла жертвенных животных.
Современные боксеры были бы в ужасе от правил соревнования, вернее, от их практического отсутствия: не было ограничений по весу, не было раундов, соперники боролись без перерыва, воды, тренера в углу ринга и перчаток – бойцы были предоставлены сами себе.
Они наматывали ремни из грубой кожи на кулаки и запястья, чтобы увеличить силу удара. Кожа врезалась в плоть врага. Удары часто приходились в голову, все было забрызгано кровью, они боролись без остановки, пока один из противников не падет.
Начиная со 146 года до н.э. хозяевами олимпиады стали римляне. При них соперники стали вставлять трехсантиметровые металлические шипы между ремнями – это скорее напоминало поединок на ножах, чем кулачный бой, некоторые практически сразу выбывали из соревнований, кто-то был очень успешен. Многих новичков эти перчатки из ремней полосовали, вернее, даже разрывали на куски.
Чтобы ужесточить бои, их проводили в августе после полудня под палящим средиземноморским солнцем. Таким образом, соперники боролись друг с другом с ослепляющим светом, обезвоживанием и зноем.
Сколько длились бои? Четыре часа и больше, пока один из атлетов не сдавался, для этого достаточно было поднять палец.
Но поражение было куда более унизительным, чем в наши дни: многие борцы предпочитали умереть, чем проиграть.
Спартанцы, фанатичные солдаты, были приучены никогда не сдаваться, поэтому не участвовали в кулачных боях, так как поражение было смертельным позором.
Борцами восхищались не только за удары, которые они могли нанести противнику, но и за боль, которую могли вынести. Они ценили с физической и с философской точки зрения способность выдерживать боль до такой степени, что вы будете получать удар за ударом под палящим солнцем, зноем, дыша пылью – в этом они видели добродетель.
Если дело шло к ничьей, или в поединке наступала мертвая точка, судьи могли объявиться кульминацию, когда бойцы должны были обмениваться открытыми ударами. Есть известная история о двух бойцах, дошедших до такого момента в матче – Кревг и Дамоксена. Каждый должен был нанести по удару противнику. Первым был Дамоксен, он применил прокалывающий удар каратэ, проткнул плоть соперника и вырвал его кишки. Кревг был посмертно объявлен победителем, потому что судьи заявили, что технически Дамоксен нанес ему не один удар, а пять, потому что он использовал пять пальцев, чтобы проткнуть тело врага в нескольких местах сразу.
У древних бойцов не было снаряжения для тренировок, но они не уступали в физической силе современным коллегам.
Панкратион — бои без правил
Борцовские поединки были практически смертельной битвой, но для дикости – ударов ниже пояса и запрещенных приемов – был свой спорт, панкратион.
Панкратион был весьма брутальным мероприятием, это было самое жестокое из всех древних соревнований. Про него говорят, что это смесь нечистого бокса с нечистой борьбой: разрешалось бить, толкать, душить, ломать кости – все, что угодно, никаких запретов.
Панкратион появился в 648 году до н.э. В нем было только два правила: нельзя кусаться и выкалывать глаза, но и эти запреты не всегда соблюдались. Соперники сражались полностью обнаженными, удары по гениталиям были запрещены, но даже это правило нередко нарушалось.
Техника была не важна в этих древних боях без правил, очень скоро они стали самым популярным мероприятием на олимпиаде.
Панкратион был олицетворением насилия в древнем спорте, это было самое захватывающее и популярное зрелище, и это дает нам некоторое представление о духе человечества в те времена
Борьба — относительно цивилизованный вид боевого спорта
Борьба была единственным боевым спортом, которое можно назвать относительно цивилизованным по сегодняшним меркам, но и здесь правила не отличались строгостью. Проще говоря, в ход шло все: многое из того, что запрещено сегодня – удушающие захваты, переламывание костей, подножки – все считалось нормальной техникой.
Древние бойцы были прекрасно натренированы и обучены множеству приемов: броску через плечо, тискам и различным захватам. Состязания проводились в специальной неглубокой яме.
Было два вида соревнований: лежа на земле и стоя. Борцы сражались или стоя на ногах – в этом случае три любых падения означали поражение, или же соперники дрались в скользкой грязи, где им трудно было держаться на ногах. Поединок продолжался, как и в спортивной борьбе или панкратионе, пока один из участников не сдавался. Бои нередко были сродни пыткам.
В 7 веке до н. э. судьи осознали необходимость ввести запрет на переламывание пальцев, но его часто игнорировали. В 5 веке до н.э. Антикозий с Сицилии одержал две победы подряд, переломав пальцы своим противникам.
Гонки на колесницах — самый опасный вид спорта
Но не только борцы рисковали своим телом и жизнью на древних Олимпийских играх.
Еще задолго до появления Олимпийских игр греки любили сочетать спорт с иногда даже смертельной опасностью. Прыжки на быке были популярным спортом на Крите в 2000-х годах до н.э. Акробаты буквально брали мчащегося быка за рога, выполняя кульбиты на его спине.
Самым опасным Олимпийским спортом были гонки на колесницах. Колесницы Олимпии соревновались на ипподроме, на месте которого сейчас находится оливковая роща: ипподром размыло, когда около 600-го года н.э. река Алтея неожиданно изменила русло.
Гоночная полоса ипподрома была длиной около 135 метров, по ширине на ней умещалось 44 колесницы, каждая из которых была запряжена 4-мя лошадьми.
Десятки тысяч греков наблюдали за гонками, которые были настоящим испытанием на мастерство управления и стойкость нервов. 24 круга по 9 километров свободно вмещали 160 лошадей, бьющих копытом на старте.
Самым сложным на дистанции был разворот: колесницу нужно было развернуть на 180 градусов практически на месте, т.е. колесница вращалась вокруг своей оси. Именно в этот момент происходило большинство несчастных случаев: колесницы переворачивались, атлетов выбрасывало, а лошади наталкивались и спотыкались друг о друга.
Степень опасности гонок доходила до абсурда, в основном из-за отсутствия разделительных полос. Колесницы нередко сталкивались лоб в лоб. Поэт Пиндар пишет, что в одной из гонок разбились 43 из 44 колесниц, победитель остался единственным выжившим на поле.
Зевс правил Олимпом, но судьба колесниц скорее зависели от бога лошадей, чья статуя взирала на ипподром. Его звали Тараксипп, он нагонял страх на лошадей, поэтому перед гонкой участники старались задобрить его.
Единственный элемент порядка в этом гоночном хаосе вносили на старте. Греки придумали оригинальный механизм для обеспечения справедливости на поле: бронзовый орел Зевса поднимался над толпой, что означало начало гонки.
Колесницы были небольшого размера и имели по два колеса, сзади они были открыты, так что возничий не был никак защищен.
Статуя квадриги с возницей была воздвигнута участниками Дельфийских игр, почти столь же престижных, как и Олимпийские. Греки восхваляли контроль и самообладание среди насилия и хаоса. Статуя воплощает эти идеалы.
Можно ли было женщинам участвовать в соревнованиях? Не в качестве возничих, но они могли выставлять свои колесницы.
На постаменте, на котором стояла статуя дочери царя Спарты, существует надпись: « Спарты цари – мне отцы и браться. Победив колесницы на быстроногих конях, я, Киниска, воздвигла эту статую. С гордостью говорю: единственная из всех женщин Эллады я получила этот венок».
Киниска была первой женщиной, победившей на олимпиаде, прислав на игры свою колесницу.
Как и сегодня, в качестве жокеев в лошадиных скачках, последовавших за гонками на колесницах, часто выступали мальчики. Главное здесь было правильное сочетание неудержимости и контроля. Жокеи мчались на неоседланных лошадях, управляя ими лишь коленями и хлыстом.
Лошади были дикими. В 512 году до н.э. кобыла по кличке Ветер сбросила жокея, едва ворвавшись на поле, бежала без наездника и выиграла скачки.
Пятиборье — самое престижное состязание
Олимпийцы тренировались здесь в палестре, упражняясь в кулачном и рукопашном бою. В гимнасиуме они тренировались для самого престижного состязания среди древних Олимпийских игр – пятиборья.
Если в гонках на колесницах греки демонстрировали бесстрашие и неистовство, то в пятиборье ценились другие олимпийские идеалы: баланс, грация и всесторонняя развитость.
Мероприятие было пропитано идеализмом, греки придавали огромное значение пропорциям и сбалансированности в человеке. Мы можем видеть воплощение всего этого в пятиборцах.
Именно пятиборцы служили образцом идеального тела, когда древние скульпторы изображали богов. Греки ценили правильные пропорции, победитель в пятиборье признавался главным атлетом игр.
Он участвовал в пяти разных состязаниях: беге, прыжках, метании диска, метании копья и борьбе. Мастерство и умение уложиться по времени были чрезвычайно важны
Пятиборцы годами тренировались в гимнасиуме в ритме под звуки флейты. Соревнования интересным образом отличались от современных. К примеру, в метании копья греки использовали петлю в середине древка копья для усиления броска. Они метали диск весом 6 килограммов 800 граммов – в три раза тяжелее современного. Возможно, поэтому они выполняли настолько совершенные скручивания и броски, что эти техники сохранились до наших дней.
Самое интригующее различие наблюдается в прыжках в длину: греки держали в руках грузы от 2 до 7 килограммов для усиления импульса и увеличения длины прыжка.
Держать тяжести, чтобы прыгнуть подальше – кажется абсурдным. В действительности вы можете поймать импульс летящего груза и он буквально протащит вас по воздуху так, что вы ощутите инерционную силу на себе. Это в самом деле добавляет длину прыжку.
Длина невероятная: яма для прыжков была рассчитана на 15 метров, это на 6 метров больше современного мирового рекорда. Пятиборцы, как и все олимпийцы, состязались обнаженными.
Обнаженная олимпиада
В точки зрения современных людей нагота – самый удивительный аспект древних Олимпийских игр. Все соревнования проходили без одежды: бег, метание диска, борьба и все остальное.
Но почему участники стали выступать нагими? История гласит, что так повелось с 8 века до н.э. В 720 году бегун по имени Арсип потерял во время состязания набедренную повязку. Он победил, и все бегуны решили соревноваться голыми. Постепенно этот обычай распространился и на другие виды спорта.
Современные ученые отвергают подобные объяснения и отмечают, что нагота и гомосексуализм не считались постыдными в греческом обществе. Само слово «гимнасия», где греки обучались, означало «нагота».
Гимнасии придумали в 600-х годах до н.э. Это были сооружения для тренировок. И в это же время значение гомосексуализма возросло, он перестал быть секретом среди греков. Возможно, отчасти поэтому в играх была введена нагота.
Гомосексуальность не только не была постыдной в Древней Греции, она даже поощрялась, потому что для мужчины важно жениться на девственнице и родить детей. Единственным способом сохранить девственниц нетронутыми были гомосексуальные связи. Атмосфера на олимпиаде была весьма наэлектризованной, это были лучшие мужи городов-государств: они были самыми привлекательными, натренированными и между ними было сексуальное притяжение.
Как и между мужчинами и женщинами, которые допускались смотреть обнаженные игры. Как ни странно, но замужним женщинам строго запрещалось смотреть игры, даже просто пересекать реку Альтис, огибавшую священное место. Нарушение запрета каралось смертью. Женщин, пойманных на священной земле, сбрасывали в пропасть, зиявшую вблизи храма.
Но юные девушки-девственницы могли смотреть игры, несмотря на наготу спортсменов и брутальность зрелищ. Незамужние девушки допускались на стадион, потому что в некотором смысле они были несведущими, им нужно было привыкнуть к мысли, что мужчина будет частью их жизни. Наилучшей прелюдией и было выступление обнаженных мужчин.
Кто-то из современных исследователей сказал, что такой порядок сложился, чтобы замужние женщины не видели, чего они уже не могут иметь, а юные девы посмотрели на лучших из лучших, чтобы знать, к чему стремиться.
Герейский игры
Девы могли соревноваться в своих играх, называвшихся Гереями в честь Геры, жены Зевса. Гереи состояли из трех забегов: для девочек, девушек-подростков и молодых женщин длиной в одну дорожку на олимпийском стадионе, укороченную на одну шестую соразмерно женскому шагу
Спартанские девочки тренировались с рождения наравне с мальчиками, поэтому они были лидерами игр.
В отличие от мужчин, девушки не соревновались нагими: они надевали короткие туники, хитоны, открывавшие правую грудь.
Женские соревнования были ритуальным действом, чем-то вроде публичной демонстрации их силы и духа перед тем, как их усмирят узы брака, и перед тем, как они станут женщинами, это был ритуальный переход.
Женские забеги проходили в день, когда мужчины отдыхали. Это был день ритуалов и пиршеств, подводивших к кульминации религиозной части древних игр.
Искусство в Олимпии
Но люди съезжались к Олимпу не только ради игр, они буквально хотели людей посмотреть и себя показать: Аристотель, Сократ, Платон – здесь любого из них можно было встретить в толпе. Геродот, первый в мире профессиональный историк, заслужил себе славу именно здесь, читая свои труды у храма Зевса.
Люди приезжали насладиться произведениями искусства, украшавшими храм. Те, кто впервые видел это место, поражались его красоте. Когда-то на месте этих руин были тысячи шедевров, «лес скульптур», как выразился один писатель.
Но лишь несколько их них дошли до наших времен – те, что археологи вытащили из-под булыжников чуть более века назад. К сожалению, ничего не осталось от легендарной статуи Зевса, стоявшей в храме и считавшейся одним из Семи чудес света.
На создание этой статуи ушло несметное количество золота и слоновой кости. Все тело Зевса было выполнено из слоновой кости, его трон был из слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Одеяние Зевса было целиком из золота – золотой фольги.
Десятки желобов в виде львиных голов украшали храм и окружали статую. Снаружи по периметру храма скульптуры изображали сцены из греческой мифологии. Яркие орнаменты на стенах некоторых построек комплекса делали храм еще ослепительнее.
Руины, окруженные 182 колоннами, когда-то были гостиницей Леонидио, в которой останавливались лишь самые богатые люди. Из сотни тысяч приезжавших к Олимпу лишь 50 постояльцев могли разместиться здесь одновременно.
От алтаря Зевса не осталось и следа. Когда-то он находился между храмами Зевса и Геры, он был главной святыней Олимпии, здесь ежедневно приносили животных в жертву. Этот алтарь в виде конуса высотой более 9 метров был знаменит на всю Древнюю Грецию. Он целиком состояли из пепла жертвенных животных. Алтарь был символом поклонения Зевсу: чем больше ему приносили жертв, тем больше почестей ему оказывалось, а это наглядное напоминание о том, сколько жертв принесено его божественной сущности.
Пепел смешивали с водой и спрессовывали в форму. На склоне этого пепельного кургана были вырезаны ступени, по которым жрецы поднимались, чтобы сделать еще одно жертвенное подношение.
В полдень третьего дня игр жертвоприношение становилось особых зрелищем: стадо быков – целую сотню – закалывали и сжигали в честь Зевса. Но в действительности лишь маленький символический кусочек от каждого животного отдавали богу.
Они брали самые бесполезные части животных, клали на алтарь, а затем сжигали для богов. 90% туши они разделывали и готовили, а вечером каждому доставалось по куску. Мясо раздавали толпе, это было целое событие.
Бег — самый первый вид спорта
Еще большее событие было на следующее утро: соревнование по бегу среди мужчин. Самый первый и некогда единственный вид спорта имел особое значение для греков, называвших каждую олимпиаду в честь победителей кросса или спринта.
Беговые дорожки практически не отличались от современных. На стартовой линии были выемки, в которые бегуны могли упираться пальцами ног. Дистанция была длиной около 180 метров. По легенде Геракл мог пробежать именно такое расстояние на одном дыхании. По обеим сторонам на склонах сидело 45 тысяч ревущих зрителей. Многие из них разбивали здесь лагеря и ночью готовили еду.
Интересно, что даже под августовским зноем они смотрели игры с непокрытой головой: ношение головных уборов на стадионе запрещалось, потому что они могли загородить кому-нибудь вид.
Несмотря на богатство и престиж игр, на склонах холма никогда не строили лавки, как на других стадионах. Греки хотели сохранить древнюю демократическую традицию сидения на траве. Лишь 12 каменных тронов в центре предназначались элланодикам – судьям. Еще одно место для сидения отводилось единственной замужней женщине, которая могла присутствовать на стадионе – жрице Деметре, богине урожая, которой когда-то поклонялись на Олимпе еще до Зевса.
На стадионе могли одновременно соревноваться 20 бегунов. Стартовые позиции разыгрывались жеребьевкой, затем герольды созывали их на старт по одному. Фальстарты были строго запрещены: тех, кто срывался с места раньше времени, судьи били розгами.
В 4 веке до н.э. греки изобрели стартовый механизм гисплекс – деревянные стартовые ворота, гарантировавшие честный старт.
В чем было основное отличие древних забегов от современных? В стартовых позициях. Нам такая расстановка бегунов показалась бы странной, но нужно было понимать, как все было устроено: когда ограждающая доска падала, руки атлетов опускались, тело подавалось вперед, пальцы ног отталкивались от углублений в земле – стартовый рывок получался очень мощным.
Неизвестно, насколько быстро бегали греки, они не стали бы фиксировать время, даже если у них были бы секундомеры. Они никогда не сравнивали соревнования с какими бы то ни было рекордами. Для греков идея и смысл спорта были в поединке между мужчинами, в борьбе и том, что они называли словом «агон».
Однако, легенды о скорости сохранились. Одна из статуй гласит, что Флегий из Спарты не бегал, а летал над стадионом. Его скорость была феноменальной, неподдающейся вычислению.
Помимо бега на короткую дистанцию греки соревновались в беге на двойную дистанцию, т.е. туда и обратно по беговой дорожке, а также в Дарикосе – здесь нужно было бежать 20 раз по круговой дорожке длиной 3800 метров.
По иронии судьбы знаменитые эстафетные гонки с факелами не входили в программу Олимпийских игр, как и марафон, которые греки считали формой общения, будучи феноменальными бегунами на длинные дистанции. Сразу после победы в Дорикосе в 328 году атлет по имени Авгий пробежал с Олимпа и до дома в Аргосе 97 километров за один день.
Последняя гонка в такой день была самой необычной: изматывающее испытание на скорость и силу, в котором греческие пехотинцы, называвшиеся гоплитами, бежали два раза туда и обратно по дорожке стадиона в полном обмундировании и снаряжении. Представьте себе, какого бежать с 20 килограммами оружия 400 метров на самой высокой скорости и разворачиваться.
Интересно, что забег гоплитов устраивался в самом конце олимпиады, он означал конец олимпийского перемирия и возвращение к вражде и военным действиям. Это было напоминание о том, что красота игр должна была подойти к концу, на смену ей приходили другие важные события.
Легенды древних Олимпийских игр
Более 12 веков лучшие атлеты Древнего мира съезжались в Олимпию, чтобы состязаться в играх, которые были главным испытанием на силу и ловкость.
Что получали победители? Всего лишь ветвь, срезанную с оливкового дерева в роще за храмом Зевса. Но стоило им вернуться домой, и их осыпали подарками: бесплатное питание до конца жизни и вознаграждение за каждую победу, соразмерное современной сотне тысяч долларов.
Им поклонялись, как героям или даже богам, даже их пот вызывал благоговение как символ борьбы. Пот атлетов был дорогим товаром. Он собирался вместе с пылью с площадки во время соревнований, помещался в бутылки и продавался как магическое снадобье.
Сохранился камень, который хранит имена победителей олимпиады. К сожалению, до наших времен не дошли статуи легенд игр, таких как Милон Кротонский – борец, выигравший 6 олимпиад подряд. Его так боялись, что соперники разом выбывали из игры, раздавленные его славой. Говорили, что он обладал нечеловеческой силой. Древние тексты сообщают, что однажды Милон пронес взрослого быка по стадиону, затем разделал его и съел его за день целиком.
Еще один олимпиец был известным силачем – Полидам Фессалийский, чемпион панкратиона в 408 году до н.э. Он был известен и подвигами и за пределами стадиона: говорили, что Полидам сражался со взрослым львом и убил его голыми руками, а также остановил на полном ходу колесницу, схватившись одной рукой за заднюю часть.
Среди бегунов лучшим был Леонид Родосский. Говорили, что он быстр, как бог. Он побеждал в трех гонках в течение 4 олимпиад подряд. На Родосе его почитали как бога.
Но главный олимпийский рекорд принадлежит прыгуну Фаилу, участвовавшему в 110-ой олимпиаде. История гласит, что яма для прыжков была длиной 15 метров, это невообразимо для нас, ведь современные спортсмены прыгают чуть дальше 9 метров. Говорили, что Фаил перепрыгнул ту яму и приземлился где-то на 17 метрах с такой силой, что сломал себе обе ноги.
Но прыжок Фаила ничто по сравнению со скачком самой олимпиады во времени. В храме отражена и выдающаяся история. Этот круглый монумент Филипион был воздвигнут царем Филиппом Македонским и его сыном Александром Македонским в честь победы над греками в 338 году до н.э. Они построили этот мемориал в сердце Олимпии, чтобы показать свою силу и власть.
Также поступили римляне пару веков спустя, установив 21 золотой щит вокруг храма Зевса, когда Греция стала римской провинцией. Таким образом, Олимпия стала воплощением римского величия, и римляне приложили немало усилий к поддержанию святилища в достойном состоянии: они построили акведук, подводивший воду к одному из сооружений, кроме того, римляне соорудили там термы и своеобразный клуб для спортсменов, обнаруженный немецкими археологами лишь в 1995 году.
Членами клуба могли быть лишь победители игр. Здание было выложено мраморной плиткой, ею были покрыты даже стены. В античных источниках есть подтверждения, что подобные клубы существовали. Победивший атлет в Олимпии сразу причислялся к кругу избранных.
Здание было построено императором Нероном, считавшим себя богом. В 67 году он принял участие в соревновании колесниц. Управляя повозкой, запряженной 10-ю лошадьми, Нерон не справился с управлением и, разбив колесницу, не закончил гонку. Тем не менее, победителем был объявлен именно он. Год спустя после смерти императора это решение было пересмотрено.
Конец древних Олимпийских игр
До самого недавнего времени считалось, что последняя олимпиада прошла в 393 году н.э., когда император Феодосий I, бывший глубоко верующим христианином, положил конец всем языческим традициям.
30 лет спустя, в 426 году н.э. его сын Феодосий II довершил начатое, предав огню святилище и Храм Зевса.
Однако ученым удалось обнаружить доказательства того, что традиция игр продолжалась еще почти целый век вплоть до 500-го года н.э. Эти сведения были обнаружены на мраморной табличке, найденной на дне древней уборной. На ней были надписи, оставленные рукой 14 разных атлетов – победителей олимпиад. Последняя надпись относится к самому концу 4 века н.э. Таким образом, следует считать, что история игр должна быть продлена еще на 120 лет.
Древние игры окончательно исчезли вместе с самой Олимпией, разрушенной двумя землетрясениями в начале 5 века. В последствии на руинах возникла небольшая христианская деревушка, жители которой превратили в церковь единственное уцелевшее здание – мастерскую великого скульптора Фидия, изваявшего некогда легендарную статую Зевса.
К 6 веку наводнения уничтожили ее вместе со всем, что оставалось от древней Олимпии, на долгие 13 веков скрыв руины под 8-ми метровым слоем грязи и земли.
Первые раскопки были проведены в 1829 году. Немецкие археологи появились здесь в 1875 году и с тех пор работы не прекращались никогда.
Однако, раскопки оказались столь тяжелыми и дорогостоящими, что стадион был освобожден из земляного плена лишь к 1960-м годам. Стоимость работ по раскопке ипподрома, скрытого рощами, столь велика, что он, вероятно, навсегда останется под землей.
Однако, дух этого места возрождается, как возродились в 1896 году в самый разгар раскопок и сами Олимпийские игры. Каждые 4 года на протяжении 12 веков здесь зажигался олимпийский огонь, и эта традиция возобновилась в наше время. Отсюда начинает свой путь в руках бегунов огонь, символизирующий начало игр, игр, которым никогда не удастся достичь размаха и блеска олимпиад прошлого.