Воспитание и обучение в Древней Греции
Древняя Греция в эпоху рабовладения была страной, которая состояла из нескольких небольших рабовладельческих государств (полисов) Важнейшими из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика - с Афинами В этих городах-государствах, как и в древнем Риме, культура рабовладения достигла своего наивысшего развитияку.
Система образования и воспитания здесь имела несколько общие признаки, которые заключались в том, что общественным воспитанием были охвачены только дети рабовладельцев, а дети рабов были лишены права обучения, поскольку их х бесправных родителей рассматривали как \"орудие, которое говорит\" Воспитание же проводилось в духе пренебрежительного отношения к физической труда и бесправного населения странення країни.
Лакония (Спарта) была в основном земледельческой страной, которая использовала на полях труд рабов Поэтому воспитание в этой стране носило военно-физический характер Оно осуществлялось государством и имело м целью подготовку устойчивых закаленных воинов - будущих рабовладельцевів.
Только до 7 лет мальчики-спартиатами жили дома После этого их забирали в государственные учебно-воспитательные заведения - агелы, в которых они воспитывались и обучались до 18 лет под руководством известных власти люди ей - педономив Главный принцип обучения и воспитания в агелах удачно выразил греческий историк Плутарх: \"Что касается чтения и письма, - писал он, - то дети учились только необходимом, все и нше воспитание преследовало только одну цель - безоговорочный послушание, выносливость и науку побеждатьмагати".
В работе с подростками особое внимание обращалось на физическое воспитание Оно дополнялось занятиями музыкой, пением и религиозными танцами, которые носили боевой, военный характер Для воспитания презрения ва и безжалостности к рабам подростков привлекали к участию в криптиях - ночных облавах на рабов, когда разрешалось убивать любого из ниих.
С юными будущими рабовладельцами проводили специальные беседы на моральную тему государственные деятели Они рассказывали о борьбе с врагами
Отечества, о мужестве предков Во время бесед воспитанников приучали к четким, коротких ответов, оставило свой след в известном понятии \"лаконичная речь\"
Воспитанники are л подросткового возраста ежегодно участвовали в публичных испытаниях - соревнованиях на терпеливость и выносливость, добровольно идя на избиение розгами перед алтарем
Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов, в которой они несли военную службу
Афинская система воспитания базировалась на основе бурного расцвета культуры в Афинах в V-IV века до н.э Особое развитие получили естествознание, математика, история, искусство, литература, архитектора ура и скульптурура.
Исследуя проблемы гениальности, известный советский ученый-генетик ВПЕфроимсон так писал об Афинах того времени: \"Если расследовать историю человеческой цивилизации то нельзя не заметить одного вражаючог го воображение факта: гении и замечательные таланты очень часто, с какой-то странной закономерностью появлялись то тут, то там - вспышками, группами Один из таких \"вспышек\" состоялся в \"Золотой век\" Древних Афин - в век Пе рикла У этого государственного деятеля одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор Фидий и создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон, Анаксагор, Зено н и Протагор Почти все они были коренными гражданами Афин - города, в котором едва насчитывалось 60 тыс. свободных граждан (по величине что-то близкое к м Ужгорода) \"(Ефроимсон ОП\" Божий дар \"или Эстес твенный феномен? \"/ / Народное образование -1991 - с 138нный феномен?" //Народное образование. -1991. - С. 138).
Интересно, что все названные знаменитости не приехали из других районов Греции, а сформировались на месте Ученый объясняет секрет такого \"золотого выброса\" прежде средой, стимулировало определенный вид творчески й деятельности Все это были люди из одного социального слоя, с устойчивыми традициями, подкрепленными социальной преемственностью В общении, во взаимном влиянии друг на друга, а также благодаря тому, что их творчество нужна была не только узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, все они смогли реализовать присущие им задатки У древних Афинах впервые в истории цивилизаций ее родилась идея гармоничного развития личностику особистості.
Система воспитания предусматривала домашнее воспитание до семи лет Затем мальчиков забирали в школу, а девочки все время находились в женской половине дома - гинекее Здесь их обучали рукоделию, чтению, п письму, игре на музыкальных инструментах Выйдя замуж, они переходили в другую гинекея, почти ничего не меняя в своей жизнитті.
Мальчики от 7 до 14 лет учились в частных школах граматистив и кифаристие (одновременно или последовательно - сначала в школе грамматиста, а затем кифаристив) Это были частные школы, а поскольку обучение я в них было платным, дети свободнорожденных, но бедных граждан (демоса) не могли в них учитьсяя.
В школе граматистив обучали чтению, письму и счету Во время учебы грамоты использовался буквоскладальний метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям (альфа, бета, гамма и т д), затем м складывали их в слоги и уже после того склады - в слова Изучая письмо, использовали навощени таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы Для счета использовали пальцы рук, к аминчикы и счетную доску (абак), которая напоминала счеты В школе кифаристив подросток получал литературное образование и эстетическое воспитание (музыка, пение, декламация отрывков из \"Илиады\" и \"Одиссеи\" \"; та "Одіссеї"").
В 13-14 лет мальчики продолжали обучение в школе борьбы-палестре Здесь на протяжении 2-3 лет они занимались пятиборьем (бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание) Почетные граждане города проводили с ними беседы на политические и моральные темми.
Богатой часть молодежи после палестры училась в гимнасиях (позже - гимназиях), где изучала философию, политику, литературу, готовясь к участию в управлении государством С 18 до 20 лет юноши перех ходили в группы эфебии, где продолжалось их военно-физическое воспитание (изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства) Самые способные же из них еще почти 10 лет учились в академии, которую начал Сократ с целью подготовки философов и политикеів.
Свой дальнейшее развитие спартанская и афинская системы воспитания получили в так называемой греческой школе эллинского периода Эта школа распространилась на обширных территориях со времени походов Александра Македонского кого Период греческой истории, связанный с этим распространением, называют эпохой эллинизма В настоящее время образование стало общественным делом Содержание школьных зданий проводилось за счет средств правителей и богатых меценатов Вместе с ребятами в школах начали учиться и девушки Появляются систематические планы обучения Александрийские ученые устанавливают завершен на определенном уровне новое содержание образования премий юють лучших учеников Появляется новое письменные принадлежности, в практику обучения вводится записи лекций Создаются учебники и правила терминологии С воспитательной целью используются праздники, дни спога дев о выдающихся событиях, экскурсии к местам выдающихся событий Основные звенья системы образования в настоящее время выглядели так: 1) элементарная школа грамоты (7-12 лет), 2) грамматическая школа (12-15 лет), 3) гимнасий я (15-18 лет), 4) эфебии (18-19 лет), 5) философская школа (20-22 года(20-22 роки).
В последнее столетия республиканского Рима появлялись школы риторов (ораторов), в которых знатное юношество за высокую плату изучало риторику, философию, правоведение, греческий язык, математику, музыку, готовит уючись в будущем занять высшие государственные пост.
После завоевания Греции (II века до н.э) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати Со временем римские императоры превращают грамматические школы и школы риторов в государственные школы, за авданням которых становится подготовка государственных чиновников, поскольку империя, которая слишком разрослась территориально, нуждалась их в большом количестве Учителя стали служащими и начали получать государственную пенс ию Таким образом, когда в Греции наблюдалась тенденция от государственного воспитания к частному, то в Риме происходил обратный процесс Впоследствии в империи было открыто и женские риторические школы, а также сп ециальни школы для подготовки врачей, юристов, архитекторов и других специалистов В Риме возникает высшая школа университетского типа (АтенеумАтенеум).