Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности

Задание № 1. Составление сводной карты-конспекта

Задачи изучения темы: учиться систематизировать и обобщать сведения о методах и приемах обучения изобразительной деятельности на основе проработки лекционного и материала учебников, учебных пособий, учиться составлять сводную карту-конспект

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 1.6., раздел 1)

Содержание:студенты знакомятся с материалом учебников и учебных пособий, прорабатывают лекционный материал и составляют сводную карту–конспект

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности Г.Г. Григорьева Т.С. Комарова Н.П. Сакулина В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.
Общедидактические методы, используемые при обучении содержанию изобразительной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): – информационно-рецептивный – репродуктивный – исследовательский – эвристический – метод проблемного изложения        
Классификация методов, традиционно выделяемых по источнику знаний: – наглядные методы и приемы – словесные методы и приемы – игровые приемы        
Классификация методов соответственно основным разделам программы: – методы, направленные на приобретение умений изображать – методы, обеспечивающие прочное усвоение технических навыков – методы, применяемые при декоративной работе – методы, применяемые при изображении сюжета        

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебник для студ. сред. Пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 1999. – 272 с.

2. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

4. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ. / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971.

Тема 1.7. Виды и типы занятий обучения изобразительной деятельности. Планирование занятий по обучению изобразительной деятельности

Задание № 1.Составление блок-схемы по конспекту лекций

Задачи изучения темы: учиться систематизировать пройденный в рамках лекционных занятий учебный материал

Содержание: студенты прочитывают текст лекции, выделяют ключевые характеристики оснований для классификации видов и типов занятий, систематизируют материал в виде блок-схемы.

Задание № 2. Проработка методической литературы

Задачи изучения темы: учиться анализировать особенности планирования изобразительной деятельности детей с проблемами развития, выделять общие критерии для осуществления планирования

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 1.7., раздел 1).

Содержание: студенты анализируют представленную методическую литературу, выделяют и обосновывают критерии для осуществления планирования обучения изобразительной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном, слуховом, зрительном и двигательном развитии, самостоятельно разрабатывают сводную таблицу

Литература:

1. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1972. – с. 168 с.

2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002.

3. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами детского церебрального паралича. Дисс. … канд.пед.наук. М., 2000.

4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушениями зрения: учеб.–метод. пособие для педагога–дефектолога / Л.И. Плаксина. М.: Владос, 2008.

Тема 1.8. Содержание, формы, методы обучения рисованию в специальных дошкольных учреждениях

Тема 1.8.1. Основные средства художественной выразительности в рисунке

Задание № 1. Составление терминологического словаря

Задачи изучения темы: учиться обобщать данные о средствах художественной выразительности в рисункев виде терминологического глоссария.

Содержание:студенты анализируют следующие термины и оформляют терминологический глоссарий

– линия

– свет

– блик

– тень

– полутень

– падающая тень

– рефлекс

– цвет

– ахроматические цвета

– хроматические цвета

– дополнительные цвета

– основные цвета

– насыщенный тон

– красочный контраст

– красочный рефлекс

– колорит

– композиция

– перспектива

– воздушная перспектива

– линейная перспектива

– горизонт

Литература:

1. Аллярова И.Е. Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Гном и Д., 2007. – 80 с.

2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

Задание № 2. Оформление дидактического материала

Задачи изучения темы: учиться оформлять демонстрационный и раздаточный материал к конспектам занятий по формированию представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения.

Содержание:студенты знакомятся с конспектами занятий, представленных в методическом пособии, оформляют демонстрационный и раздаточный материал к занятиям разных годов обучения, содержанием которых является формирование представлений о хроматических и ахроматических цветах, о цветах спектра, о теплых и холодных цветах, об основных и производных цветах, об оттенках цветов спектрального круга. На демонстрационном материале указывают год обучения и номер конспекта занятия.

Литература:

Ремезова Л.А. и др. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Тольятти, 2002.

Задание № 3. Составление диагностического пакета

Задачи изучения темы: составлять диагностический пакет, содержащий методики исследования восприятия цвета детьми с нарушением зрения.

Содержание:студенты знакомятся с методикой исследования восприятия цвета детьми с нарушениями зрения, предложенной Л.А. Ремезовой, С.Н. Касаткиной, Л.В. Сергеевой, В.Н. Ободенко, Т.В. Лапшиной, готовят протоколы и стимульный материал для выявления соотнесения объектов по цвету, узнавания и называния цветов, построения сериационного ряда в ритмически заданной последовательности, выкладывания сериационного ряда по цветовой насыщенности, знания о теплых и холодных цветах, получения новых оттенков разными способами у детей 4-7 лет.

Литература:

Ремезова Л.А. и др. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Тольятти, 2002.

Тема 1.8.2. Материалы для рисования

Задание № 4. Составление терминологического словаря

Задачи изучения темы: учиться обобщать данные о материалах, используемых для создания живописных и графических изображений, в виде терминологического глоссария.

Содержание:студенты анализируют следующие термины и оформляют терминологический глоссарий

– карандаш

– тушевка

– штриховка

– правила штриховки

– акварель

– лессировка

– алла прима

– гуашь

Литература:

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

И другая литература по выбору студентов

Задание № 5. Составление карты–конспекта

Задачи изучения темы: учиться систематизировать технические навыки и умения, используемые в рисунке, для каждой возрастной группы детского сада, оформлять данные в виде карты-конспекта.

Содержание:студенты знакомятсяс задачами формирования технических навыков и умений работы с художественными инструментами и материалами детей первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы, оформляют карту-конспект

Возрастная группа детского сада, возраст детей Технические навыки и умения, используемые в рисунке
первая младшая группа  
вторая младшая группа  
средняя группа  
старшая группа  
подготовительная группа  

Литература:

1. Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. С-Пб., «Детство–Пресс», 2006. – с. 144.

2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2007. – с. 176.

Задание № 6. Составление картотеки

Задачи изучения темы: учиться составлять картотеку с упражнениями для формирования технических навыков изобразительной деятельности детей с детским церебральным параличом

Содержание:студенты знакомятся с диссертационным исследованием, составляют картотеку упражнений для формирования технических навыков на подготовительном и основном этапе реализации системы формирования графических навыков у детей с различными формами детского церебрального паралича

Литература:

Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движений руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами детского церебрального паралича. Дисс. … канд.пед.наук. М., 2000.

Тема 1.8.3. Методы обогащения предметного и сюжетного рисунка. Рисование с натуры, по представлению, на заданную тему, по замыслу

Задание № 7. Составление карты-конспекта

Задачи изучения темы: формировать умение работать с программными документами, учится систематизировать программное содержание обучения рисованию детей глухих, слабослышащих, с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 12, раздел 3).

Содержание: студенты знакомятся с задачами и содержанием обучения рисованию в разделах «Изобразительная деятельность» («Изобразительное искусство») программ для глухих, слабослышащих детей, детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта, систематизируют данные в виде карты-конспекта

Задачи обучения рисунку Год, квартал обучения
Глухие дети Слабослышащие дети Дети с нарушением зрения Дети с нарушением интеллекта
         

Литература:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

3. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991.

4. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.

Задание № 8. Зарисовка вариативных способов изображения различных объектов для детей младшей, средней и старшей групп.

Задачи изучения темы: познакомиться со способами изображения животных, растений, человека, строений, транспорта для детей младшей, средней и старшей групп, учиться зарисовывать изображения в альбомах.

Содержание:студенты оформляют в альбомах образцы изображения животных, растений, человека, строений, транспорта для младшей, средней и старшей групп, на обратной стороне альбомного листа обозначается цель использования образца, методические указания к вариативному показу.

Литература:

1. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981.

2. Силивон В.А. Когда ребенок рисует. Книга для воспитателя детских садов. Минск, Издат-во «Народная асвета», 1990.

Задание № 9. Создание иллюстративного альбома для обучения предметному рисованию детей с нарушениями зрения

Задачи изучения темы: познакомиться со спецификой использования рисования по трафарету, обводки по силуэту и контуру при обучении предметному рисованию детей слепых, слабовидящих, с косоглазием и амблиопией, учиться создавать трафареты для обучения предметному рисованию на 1-4 году обучения детей с нарушениями зрения

Содержание:студенты знакомятся с конспектами обучения предметному рисованию детей с нарушениями зрения на 1-4 году обучения; оформляют иллюстративный альбом с трафаретами и итоговым изображением с одной стороны листа, обозначением цели, оборудования, хода дидактической игры на другой стороне альбомного листа; иллюстрации должны содержать изображения одно-, двух-, трехчастных объектов, составленных из простейших геометрических фигур, изображения посуды, растений, животных, птиц, человека, строений, транспорта для каждого из 4 лет обучения.

Литература:

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушениями зрения: учеб.–метод. пособие для педагога–дефектолога / Л.И. Плаксина. М.: Владос, 2008.

Тема 1.8.4. Декоративное рисование в структуре коррекционно-воспитательной работы в специальном детском саду

Задание № 10. Составление терминологического словаря

Задачи изучения темы: учиться обобщать сведения о декоративно-прикладном искусстве в виде терминологического глоссария.

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 13, раздел 3).

Содержание:студенты анализируют следующие термины и оформляют терминологический глоссарий

– орнамент

– ритм

– симметрия

– цвет

Литература:

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

И другая литература по выбору студентов

Задание № 11. Зарисовка схем построения узора на различных формах

Задачи изучения темы: познакомиться с особенностями построения узора на геометрических формах, на предметах сложной формы, учиться зарисовывать схемы построения узора в альбомах.

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 13, раздел 3).

Содержание:студенты знакомятся с построением узора на полосе, на квадрате, на круге, на вытянутых формах (прямоугольнике, ромбе, квадрате), на треугольнике, на предметах сложной формы, зарисовывают схемы в альбомах, подписывают каждую схему (с обратной стороны альбомного листа)

Литература:

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. – с. 37-45.

Задание № 12. Зарисовка элементов и составление узоров, включающих элементы гжельской, городецкой, хохломской, жостовской, дымковской росписи

Задачи изучения темы: познакомиться с особенностями элементов, входящими в состав узоров гжельской, городецкой, хохломской, жостовской, дымковской росписи, учиться зарисовывать наиболее характерные элементы, составлять из них узоры в альбомах.

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 13, раздел 3).

Содержание:студенты знакомятся с особенностями элементов, входящими в состав узоров гжельской, городецкой, хохломской, жостовской, дымковской росписи; в альбомах делают зарисовки элементов и узоров, состоящих из элементов гжельской, городецкой, хохломской, жостовской, дымковской росписи

Литература:

1. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. – с. 37-45.

2. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

Задание № 13. Зарисовка этапов создания узоров городецкой, хохломской, дымковской росписи на предметах сложной формы

Задачи изучения темы: познакомиться с этапами создания узоров городецкой, хохломской, дымковской росписи на предметах сложной формы, учиться зарисовывать шаблон-образец и ряд шаблон, отражающих поэтапное создание узоров городецкой, хохломской, дымковской росписи на предметах сложной формы (по одному образцу для каждого вида росписи)

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 13, раздел 3).

Содержание:студенты знакомятся с демонстрационным материалом, вырезают (обводят) нужное количество шаблонов, на одном шаблоне изображают образец, на остальных шаблонах – этапы создания узоров городецкой, хохломской, дымковской росписи на предметах сложной формы (посуде, животных, фигурах человека)

Литература:

1. Вохринцева С. Гжель. Учимся рисовать. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. Екатеринбург, 2003.

2. Вохринцева С. Дымковская игрушка. Учимся рисовать. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. Екатеринбург, 2003.

3. Вохринцева С. Городецкая роспись. Учимся рисовать. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. Екатеринбург, 2003.

4. Вохринцева С. Хохлома. Учимся рисовать. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. Екатеринбург, 2003.

Тема 1.9. Содержание, формы, методы обучения лепке

Задание № 1. Составление карты–конспекта

Задачи изучения темы: учиться систематизировать технические навыки и умения, используемые в лепке, для каждой возрастной группы детского сада, оформлять данные в виде карты-конспекта.

Содержание:студенты знакомятсяс задачами формирования технических навыков и умений работы с художественными инструментами и материалами детей первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы, оформляют карту-конспект

Возрастная группа детского сада, возраст детей Технические навыки и умения, используемые в лепке
первая младшая группа  
вторая младшая группа  
средняя группа  
старшая группа  
подготовительная группа  

Литература:

1. Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. С-Пб., «Детство–Пресс», 2006. –144 с.

2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2007. –176 с.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

Задание № 2. Лепка животных и фигуры человека конструктивным, пластическим и комбинированным способом

Задачи изучения темы: овладение конструктивным, пластическим и комбинированным способами лепки животных и человеческой фигуры

Содержание:студентына основе разработок, данных в учебном пособии, создают изображение кошки, лисы, собаки, совы, свиньи, куклы, фигуры лыжника, ребенка в движении обозначенными способами лепки

Литература:

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. с. 62-79.

Задание № 3. Составление карты–конспекта

Задачи изучения темы: учиться систематизировать и обобщать сведения о содержании, методах и приемах обучения лепке на основе проработки материала учебников, учебных пособий, учиться составлять сводную карту-конспект

Содержание:студенты знакомятся с материалом учебников и учебных пособий, составляют сводную карту–конспект

Возраст детей Содержание, методы и приемы обучения лепке
  Г.Г. Григорьева Т.С. Комарова Н.П. Сакулина В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.
Младший дошкольный возраст        
Средний дошкольный возраст        
Старший дошкольный возраст        

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 1999. – 272 с.

2. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

4. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ. / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971.

Тема 1.10. Содержание, формы, методы обучения аппликации

Задание № 1. Составление терминологического словаря

Задачи изучения темы: учиться анализировать понятия, отображающие общие сведения об аппликации как виде прикладного искусства, продолжать учиться составлять терминологический словарь

Содержание:студенты анализируют следующие термины и оформляют терминологический словарь:

– аппликация

– предметная аппликация

– сюжетная аппликация

– декоративная аппликация

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 1999. – 272 с.

2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

Задание № 2. Составление терминологического словаря

Задачи изучения темы: учиться анализировать понятия, отображающие характеристику приемов вырезывания деталей и создания аппликаций, продолжать учиться составлять терминологический словарь

Содержание:студенты анализируют следующие термины и оформляют терминологический словарь:

– вырезывание правильных геометрических форм

– вырезывание из бумаги, сложенной вдвое

– вырезывание из бумаги, сложенной несколько раз

– вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой

– вырезывание по частям

– силуэтное вырезывание

– вырезывание по контуру

– обрывание краев бумаги

– техника сминания

– техника скатывания

– техника прикрепления деталей к основе

– наклеивание.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 1999. – 272 с.

2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

Задание № 3. Оформление образцов, отражающих приемы вырезывания

Задачи изучения темы: освоить различные приемы вырезывания, учиться оформлять таблицы образцов, знакомящих с приемами вырезывания

Содержание:студенты знакомятся с приемами, данными в методическом пособии, практически осваивают приемы вырезывания и оформляют таблицы с образцами, которые должны содержать заготовку и результат таких приемов, как вырезывание правильных геометрических форм; вырезывание из бумаги, сложенной вдвое; вырезывание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой; вырезывание по частям; силуэтное вырезывание; вырезывание по контуру; обрывание краев бумаги.

Литература:

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981.

Задание № 4. Составление карты–конспекта

Задачи изучения темы: учиться систематизировать технические навыки и умения, используемые в аппликации, для каждой возрастной группы детского сада, оформлять данные в виде карты-конспекта.

Содержание:студенты знакомятсяс задачами формирования технических навыков и умений работы с художественными инструментами и материалами детей первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы, оформляют карту-конспект

Возрастная группа детского сада, возраст детей Технические навыки и умения, используемые в аппликации
первая младшая группа  
вторая младшая группа  
средняя группа  
старшая группа  
подготовительная группа  

Литература:

1. Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. С-Пб., «Детство–Пресс», 2006. – с. 144.

2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2007. – с. 176.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

Задание № 5. Составление карты-конспекта

Задачи изучения темы: формировать умение работать с программными документами, учится систематизировать программное содержание обучения аппликации детей глухих, слабослышащих, с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 18, раздел 5).

Содержание: студенты знакомятся с задачами и содержанием обучения аппликации в разделах «Изобразительная деятельность» («Изобразительное искусство») программ для глухих, слабослышащих детей, детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта, систематизируют данные в виде карты-конспекта

Задачи обучения рисунку Год, квартал обучения
Глухие дети Слабослышащие дети Дети с нарушением зрения Дети с нарушением интеллекта
         

Литература:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

3. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991.

4. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.

Наши рекомендации