В каком слове(-ах) есть буква, которая обозначает два звука?

1) артель, 2) съездить, 3) отнять, 4) русский, 5) любимая.

4.В каком(-их) слове(-ах) произносится согласный звук [ц]?

I) заводской, 2) одеться, 3) циркуль, 4) купец, 5) умылся.

5. В каком(-их) слове(-ах) произносится гласный звук [о]?

I) жаргонизмы, 2) фонема, 3) домашний, 4) картофель, 5) слон.

6. В каком(-их)слове(-ах) произносится звук [г']?

I) гербарий, 2) плуг, 3) легче, 4) город, 5) гримаса.

7.Указать, сколько раз фонема [j] встречается в пословицах:

Не спеши языком, а торопись делом.

Учиться всегда пригодится.

Что посеешь, то и пожнёшь.

8.Установить, какими звуками отличаются слова:

I) врач - врать, 2) поешь- поёшь.

9. Укажите, какими артикуляционными признаками отличаются лшсные звуки [о] и [у]: 1 - рядом, 2 - подъёмом, 3 - наличием- отсутствием лабиализации?

10. В каких словах при произношении происходит ассимиляция по

глухости?

I) ходьба, 2) сломать, 3) водород, 4) варежка, 5) агент,

6) рассыльный, 7) сгорает, 8) Кавказ, 9) впустить, 10) робот.

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает наука фонетика?

2. Чем отличается звук речи от звука языка?

3. Чем отличается звук речи от других звуков в природе?

4. В чём состоит преимущество звукового языка по сравнению с другими возможными способами передачи мысли?

5. Назовите фонетические средства языка.

6. Что такое фонема и как она соотносится со своими вариантами (оттенками)?

7. Назовите основные функции фонемы. Приведите примеры.

8. Почему при изучении звуковой материи языка трудно обойтись термином «звук речи»? Зачем нужен термин «фонема»? Чем отличаются по содержанию эти два термина?

9. Что представляют собой сильная и слабая позиции фонем?

10. Укажите сильные и слабые позиции для гласных фонем. Приведите примеры.

11. Укажите сильные и слабые позиции для согласных фонем (по звонкости - глухости, твердости - мягкости). Приведите примеры.

12. Назовите позиционные изменения гласных и согласных фонем и приведите примеры.

13. В чем отличие позиционных чередований от исторических? Приведите примеры исторических чередований.

14. Определите понятия: «словесное ударение», «тактовое ударение», «фразовое ударение», «логическое ударение».

15. Докажите, что в русском языке словесное ударение разноместное. Покажите на примерах, что оно может быть фиксированным и подвижным.

16. Чем различаются понятия разноместности и подвижности словесного ударения?

17. Назовите функции словесного ударения в русском языке. Приведите примеры.

18. Какие функции выполняет в русском языке интонация? Перечислите ее компоненты.

19. Назовите фонетические единицы языка.

20. Соединительной скобкой обозначьте фонетические слова, укажите энклитики и проклитики:

Япустил лошадей к воде. Обе они вошли в озеро по груди и пили с жадностью, порой разбрызгивая воду, как бы

сознательно наслаждаясь ее изобилием.

21. Что такое слог? Какие типы слогов в русском языке вы знаете?

22. Что представляет собой речевой аппарат и как образуются звуки речи?

23. Чем различается физиологическое и речевое дыхание?

24. Чем отличаются согласные и гласные звуки?

25. Что лежит в основе классификации гласных звуков? Приведите примеры.

26. По каким признакам классифицируются согласные звуки? Проиллюстрируйте примерами.

27. Что представляет собой дополнительная артикуляция, создающая палатальность?

28. Какие элементы речевой интонации, на ваш взгляд, несут наибольшую нагрузку в воздействии на наши эмоции?

29. Каковы основные требования к выразительности звучащей речи педагога школы и ДОУ? Выскажите свое мнение.

30. Почему педагогу школы и ДОУ необходимы знания о фонеме?

ГРАФИКА

Графика (греч. grapho - «пишу») - это наука, изучающая совокупность всех средств, с помощью которых звучащая речь передается на письме.

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом. В современном русском алфавите 33 буквы.

Буквенные графические средства: буквы.

Небуквенные графические средства: знак ударения, дефис, знаки препинания, апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, абзацами, главами, шрифтовые выделения (курсив, полужирный шрифт, разрядка и т.п.), подчеркивание, использование цвета и др.

Современное русское письмо восходит к кириллице- алфавиту, который был создан на основе греческого во второй половине IX века византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием для перевода греческих церковных книг на старославянский язык. На Руси кириллическое письмо появилось в конце X века после официального принятия христианства (988 г.).

В русском алфавите все буквы, кроме Ь и Ъ, обозначают звуки. Однако с помощью букв фиксируются не все звуки, а только основные - фонемы. Отсюда следует, что одна и та же буква русского алфавита может иметь разное звуковое значение, по-разному читаться в зависимости от положения в слове (холод - [холът] и холодный - [халод]ный). Иначе говоря, русские буквы многозначны - одна и та же буква обозначает разные по качеству звуки.

Различают главные (основные) и второстепенные значения букв.

Главное и второстепенное значение буквы

Главное значение буквы то, которое не может быть обозначено другой буквой: дом, тень.

Второстепенное значение буквы то, которое можно обозначить другой буквой: нож (буква «ж» в этом слове обозначает звук [ш] и может быть заменена буквой «ш»).

♦ Методическое примечание. Буквы во второстепенном значении являются основным источником орфографических ошибок. Имея варианты обозначения данного звука, дети могут сделать неправильный выбор.

С точки зрения главных значений все буквы русского плфавита делятся на 2 группы: однозначные и двузначные.

Наши рекомендации