Характеристика классно-урочной системы обучения. Пути её совершенствования в современных условиях
Классно-урочная система, её характерные особенности (постоянный состав учебных групп, расписание учебных занятий, учебный план и программа, сочетание индивидуальной и групповой работы, ведущая роль учителя, систематическая проверка и оценка знаний и др.). Пути совершенствования (дифференциация и индивидуализация учебного процесса, использование интегрированных и разновозрастных уроков, нетрадиционных форм организации уроков, возможностей проблемного, программированного обучения; применение КСО, развитие познавательной активности и т.д.)
Особенности обучения в сельской малокомплектной школе. Характеристика работы учителя. Характеристика и трудности учебной деятельности учащихся.
13. Формы организации обучения, их характеристика.
Дополнительные формы организации педагогического процесса:
- экскурсия как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесённое в соответствии с определённой образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в лес и т.д. Классификация экскурсии, требования к её организации и проведению;
- дополнительные занятия и консультации. Цель, виды, методика организации;
- домашняя работа. Образовательное и воспитательное значение. Виды домашних заданий (подготавливающие к восприятию нового материала, направленные на закрепление, требующие применения полученных знаний на практике).
Вспомогательные формы организации педагогического процесса:
- факультативы. Задачи и методика проведения;
- занятия в кружках и клубах по интересам.
14. Особенности современного урока. Пути их совершенствования.
Подготовка учителя и учащихся к уроку. Тематическое и поурочное планирование, анализ урока.
Пути совершенствования урока: оптимизация Учебно- воспитательного процесса; повышение познавательной самостоятельности, творческой активности и инициативы учащихся, осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; совершенствование методов обучения, содержание образования; сокращение времени на проведение индивидуального опроса; повышение эмоциональной насыщенности урока и т.д.
15. Педагогические технологии: понятие, сущность и особенности их реализации их на практике.
Технология обучения как совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации и как наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Структурные элементы технологии обучения (цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик и учитель, результат деятельности).
Классификация педагогических технологий (по уровню применения, по ведущему фактору, по характеру содержания и структуры и т.д.)
Методологические требования к педагогической технологии: 1) концептуальность, т.е. опора на научную концепцию; 2) системность; 3) управляемость, т.е. имеет возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения; 4) эффективность; 5) воспроизводимость.
Отличие педагогической технологии от методики обучения.
16. Основы программированного обучения.
Требования к технологии программированного обучения по Б.Ф. Скиннеру (уйти от контроля и перейти к самоконтролю; перевести педагогическую систему на самообучение учащихся).
Принципы построения обучающих программ (информативность, операционность, обратная связь, дозирование учебного материала, индивидуальный темп и управление в обучении). Виды обучающих программ (линейная, разветвлённая, смешанная). Их характеристика, достоинства и недостатки.
17. Педагогические технологии авторских школ. Характеристика одной из технологий (по выбору студента).
Авторская школа как Учебно- воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях.
Отличительные качества авторских школ (инновационность, альтернативность, социально- педагогическая целесообразность, системность и комплексность Учебно- воспитательного процесса и др.)
Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем). Концептуальные положения её технологии (личностный подход в педагогике сотрудничества; успех- главное условие развития детей в обучении; комфортность в классе; предупреждение ошибок, а не работа над ними; дифференциация, доступность задания для каждого и т.д.)
18. Технология развивающего обучения.
Принципы развивающего обучения (проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эврестических приёмов умственной деятельности; специальная организация мнемической деятельности). Учебные приёмы развивающего обучения (перенос усвоенных приёмов с обучающей задачи на новую; поиск новых приёмов учебной работы; управление своей учебной деятельностью; приёмы обобщения).
19. Дистанционное образование. Его характеристика.
Основные черты учебного процесса в системе дистанционного образования (гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные и информационные технологии). Их характеристика.
Особенности построения (планирования) учебного процесса с использованием системы дистанционного образования.
Этапы учебного процесса в СДО.
Отличительные черты дистанционного обучения от традиционных форм.
20. Нетрадиционная форма проведения уроков, возможности их использования в начальной школе.
Классификация нетрадиционных форм проведения уроков.
Методика проведения некоторых форм нетрадиционных уроков (по схеме:
1) задачи урока ;
2) методика проведения урока:
а) предварительный этап;
б) ход урока;
3) анализ урока).
Возможности использования нетрадиционных форм проведения уроков в начальной школе.
21. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Отметка и оценка, дидактические требования к ним.
Контроль и его роль в руководстве учебной деятельностью учащихся. Требования к организации контроля (индивидуальный характер, систематичность, разнообразие форм, объективность, всесторонность и др.). Содержание контроля. Виды контроля. Формы организации контроля (фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль). Методы контроля и самоконтроля. Образовательное и воспитательное значение проверки и оценки знаний. Оценка и отметка в обучении. Оценка как процесс, деятельность. Отметка как результат оценивания. Балльная система отметок в школе. Индивидуальный подход к оценке успеваемости учащихся.
22. Инновационные учебные учреждения, специфика их работы.
Авторские школы, действующие на основе образовательных концепций современных авторов (школа М.П.Щетинина, В.Ф.Шаталова, В.А.Караковского и др.).
Школы, в которых используются концепции авторских школ, либо их сочетания, либо сочетание этих концепций с элементами традиционного обучения. Их характеристика.
Частные школы, специфика их функционирования.
Гимназии как средние общеобразовательные учебные заведения для учащихся I-XI классов.
Лицеи как тип инновационного учебного учреждения, реализующее принцип непрерывного профессионального образования.
Колледж как среднеспециальное учебное заведение инновационного типа.
Школы с классами, спрофилированными на ВУЗ. Специфика их работы.
23. Современное образование в разных странах. Педагогические инновации.
Зарубежные системы обучения. Элитные частные школы США (на примере Мидлсекской школы). Цели Мидлсекской школы. Организация работы учителей и учащихся.
Понятие педагогическая инновация. Критерии инноваций (возможность творческого применения, результативность). Их характеристика.
Пути совершенствования педагогической системы.
24. Системный, личностный и деятельностный подходы в педагогике.
Личностный подход к образованию как создание мотивации и личностно значимых образовательных процессов исходя из индивидуальных особенностей личности как субъекта познания и предметной деятельности. Компоненты этого подхода. Их характеристика.
Системный подход к образованию как создание некой системы при обучении личности. Его характеристика.
Основные положения деятельностного подхода при обучении человека. Их характеристика.
25. Понятие и цель дисциплины. Учитель и проблемы дисциплины в современной школе.
Законы, на которых строится поведение учеников (ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах; любое поведение учеников подчинено общей цели- чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни; нарушая дисциплину ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно). Их характеристика.
Цели нарушения дисциплины (привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.) Их характеристика.
Школьный план действий. Характеристика каждого шага.