Модель формирования аномального материнского поведения
Следовательно, отбор будущих матерей с учетом названных выше критериев риска и оказание им в период беременности своевременной адресной социальной помощи позволит уменьшить вероятность отказа от новорожденного и сократит процент социальных сирот (10, 29),как показывает зарубежный опыт.
Особую категорию «отказников» составляют дети с тяжелыми отклонениями в физическом и психическом развитии, число которых за последние годы в связи с экологией, аморальным образом жизни родителей, их заболеваниями растет. Поэтому неслучайно в литературе указывается, что только у 17% детей-отказников отмечено гармоничное физическое развитие. У 22-24% наблюдаются отклонения или задержка психического развития. 60% этих детей имеют общее недоразвитие речи или ее нарушения. У 1/3 контингента детей, оставшихся без попечения родителей, диагностируется неуравновешенность поведения и отклонения в общении. Примерно 50% детей-сирот страдают хроническими заболеваниями. среди них I место занимают нервно-психические болезни; II-е – патология опорно-двигательного аппарата; III-е – нарушения зрения, ЛОР-патология. В среднем, по данным Е.Е. Чепурных (55,64), на одного ребенка приходится до пяти заболеваний.
Таким образом, невнимание государства к проблеме семьи и детей, недостаточная их поддержка в нестабильной социально-экономической ситуации, распространение алкоголизма, наркомании, проституции, безработицы стимулируют отказ матерей, семьи от воспитания своих детей, передачу их на государственное попечение. Экология, аморальный образ жизни взрослых ухудшают качественные характеристики детей-сирот. В.В. Беляков в своем исследовании, в частности, приводит такие сравнительные результаты:
- для детей-сирот 20-х – 30-х годов характерен лишь незначительный негативный наследственный фактор;
- для таких же детей в 40-ые – 50-ые годы также были несвойственны наследственные патологии. Более того, некоторые из них в своем развитии опережали сверстников из благополучных семей, успешно учились, отличались целеустремленностью и ответственностью;
- с 70-х годов резко изменяются в худшую сторону психофизические особенности большинства детей, оставшихся без попечения родителей;
- к концу 80-х годов в мире в целом и в России в частности наблюдается резкий рост патологии среди детей-сирот. При этом преобладают нервные болезни – остро-невротический синдром, психопатия. 20% современных сирот имеют дефекты речи, 15% детей страдают энурезом и так далее.
В 90-е годы такая тенденция сохраняется, оставаясь практически неизменной (4).
Мало чем от общероссийских отличаются региональные тенденции, в том числе и по Костромской области. Всего по области на 01.07.2007 года проживало 2628 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они воспитываются:
- в семейных формах - 1631 человек (62 %);
- госучреждениях -680 (26 %):
- в профессиональных учебных заведениях - 127 (5 %)
- в доме инвалидов 86 (3 %)
- не имеют постоянной формы устройства (СРЦ, др.) -104 чел.( 4 %)
Во все эти периоды дети, оставшиеся без родителей, переходят на воспитание под опеку государства. Государственные органы теперь занимаются вопросами их материального обеспечения, образования, сохранения здоровья, развития, гражданского становления, подготовки к самостоятельной взрослой жизни.
Ряд авторов подчеркивает, что пребывание на первых месяцах и годах жизни в условиях даже дефектной семьи лучше, чем пребывание в самом благополучном доме ребенка, так как жизнь вне семьи в условиях длительной социальной изоляции, в ограниченном, замкнутом коллективе сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию, лишает ребенка постоянного эмоционального и телесного контакта с матерью, подвергая риску искажения психическое развитие на всю жизнь.
В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.Г. Панкратова утверждают, что, «… оказываясь в изоляции, без матери сразу после рождения, уже к полугоду ребенок заметно отстает в развитии, а через год невосполнимо утрачивает должный потенциал эмоциональности и интеллекта» (10, 4).
О последствиях лишения родительских прав указывает также Г. Красницкая (35). Она подчеркивает, что у всех детей отмечается эмоционально напряженное отношение к родителям, хотя все опрошенные ею дети хотели бы встречаться с ними или регулярно, или хотя бы раз в год. Большинство маленьких детей забывают, как им было плохо в семье, и через небольшой промежуток времени вновь стремятся к папе и маме. Глубочайшая противоречивость ситуации, по мнению автора, состоит в том, что, с одной стороны, пребывание в такой семье им тяжко, с другой, нельзя отрицать, что ни один из опрошенных детей не сказал, что родители бросили его, забыли. Ни один ребенок не обвинил их в этом шаге. Более того, ощущение наличия родителей, стремление к воссоединению с ними создают условия, при которых дети ищут оправдание сложившемуся положению дел. Длительное пребывание в таком состоянии ведет к развитию недоверия к новым людям, блокирует освоение нового социального опыта, воздвигает барьеры на пути социализации, приводит к деформации личности.
Аналогичные тенденции были установлены И.А. Залысиной и Е.О. Смирновой. Длительное наблюдение за группами детей четырех-шести лет, одни из которых росли в семье, другие – вне ее, позволили авторам сделать следующие выводы: а) воспитанники детского дома ведут себя менее активно, скупо выражают свои переживания, их движения скованны и маловыразительны; б) речь детей, воспитывающихся вне семьи, отличалась бедностью словарного запаса, простотой и однообразием грамматического состава высказываний. Более того, у них оценочных суждений было меньше в 3,5 раза, чем у их семейных сверстников. Объяснения вообще отсутствовали; в) воспитанникам детского дома трудно было сосредоточиться на длительное время, они постоянно отвлекались на предметы окружающей ситуации (в 4 раза чаще); г) у дошкольников из детского дома из-за того, что отсутствует генезис общения, а ни одна из форм общения с ними взрослых не отвечает возрастным требованиям, в поведении совместились особенности детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста, которые находят свое выражение в сниженной эмоциональности, пассивности, неадекватности реакций и задержках развития внутреннего плана. Итак, дефицит общения со взрослыми на данном возрастном этапе, бедность контактов со сверстниками, различие в условиях жизни и воспитания оказывают существенное влияние на личностное развитие воспитанников закрытых государственных учреждений, объясняя причину их отставания не только в психическом развитии, но и социальном становлении (6).
Исследования А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых (62) показывают, что младшие школьники-воспитанники интернатов общительны, приветливы, доброжелательно относятся к взрослым и детям, любознательны. Одновременно, подчеркивают авторы, бросается в глаза, что они во многом отличаются от своих сверстников из обычных школ, от детей, воспитывающихся в семье. Картина отличий сложна и неоднозначна: по одним параметрам они находятся на уровне своих одноклассников, даже несколько опережают их, по другим – резко отстают и от более младших. В частности, в своем исследовании они установили, что воспитанники детских домов, школ-интернатов превосходят детей из всех других групп массового обследования по старательности, стремлению как можно лучше выполнить задание взрослого, что свидетельствует об их общем положительном отношении к учению и направленности на общение со взрослым.
Изучение произвольности поведения показало ученых (А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых), что эти учащиеся хорошо выполняют действия «пошагового» характера при четкости заданий и постоянстве контроля со стороны педагога. Если выше названные условия нарушаются, вводится множество правил, то эффективность работы становится неудовлетворительной, что связано с низким уровнем саморегуляции поведения, несформированностью механизма опосредования действий внутренним планом. Имеются также дефекты развития наглядно-образного мышления, недоразвитость умений организации собственной деятельности, ярко выражено доминирование желаний, связанных с повседневной жизнью, слабо развиты социальные мотивы. В конфликтных ситуациях преобладают реакции, которые содержат враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Таким образом, можно констатировать, что с годами у детей, воспитывающихся вне семьи, количество проблем, степень их сложности, характер их влияния на эффективность процесса социализации увеличивается. Данная тенденция прослеживается и в подростковом возрасте, о чем свидетельствуют результаты исследований В.С. Мухиной (37, 203). Она также подчеркивает, что « в эмоциональном отношении подросток не развит,… волевые их притязания …недостаточно социализированы, волю ребенок часто прилагает к противостоянию, к нарушению прав, нарушению своих обязанностей» (37, 66). Кроме того, автор справедливо отмечает, что при характеристике развития личности, помимо внимания к эмоциям и воле, следует учитывать, во-первых, телесное развитие, во-вторых, духовное развитие, так как «…личность имеет две ипостаси: тело как носитель личностных свойств и ее проявления и наша духовность как ценностная ориентация…» (37, 67). Описывая первый критерий, В.С. Мухина обращает внимание на типичный портрет воспитанника интернатного учреждения: у таких подростков нет нормальной воспитанной стати. «Ребенка детского дома можно всегда отличить по тому, как он держится, как он идет: он волочит ноги, плечи у него опущены, лицо без эмоций, тело напряжено настолько, что создает вокруг себя агрессивную обстановку» (37, 67).
Развитие духовности, ценностных ориентаций детдомовцев отличаются от подростков из семьи тем, что они ограничены маленьким социальным пространством, диспропорцией социального «Я» в сторону социального «Мы», неумением фиксировать себя на своих переживаниях, проблемах, чувствах, неспособность рефлексировать, глубокая погруженность в замкнутое, достаточно коррумпированное детдомовское сообщество. Объясняется все это, по мнению автора, тем, что с первых месяцев жизни за ребенком, лишенным родительского попечения, тянется недостаточность в прочувствовании своих телесных переживаний: его мало гладили, его мало любили, он не все может осмыслить (37, 68).
По данным НИИ детства Российского Детского Фонда, результаты проведенного ими опроса выпускников школ-интернатов не утешительны в сфере социальной адаптации. Во-первых, несмотря на все усилия государства, администраций конкретных образовательно-воспитательных учреждений, эти дети не ориентированы на достижение более высоких профессиональных перспектив: свыше 80 % детей-сирот ориентированы на ПТУ, лишь 10% мечтают о среднеспециальном и высшем образовании. Только 3 % из них продолжают обучаться в 9-11 классах (58, 119).
Трудно решаются вопросы трудоустройства выпускников детских домов и школ-интернатов. До 40 % из них находят работу благодаря помощи руководителей учреждений. От 50 % до 60 % подростков направляются в рабочие коллективы, где заняты неквалифицированным трудом. Отсюда неудовлетворенность местом работы, неконкурентоспособность на рынке труда (6).
Иначе дело обстоит, когда ребенок передан на воспитание в семью. Елене сейчас 17, а ее брату Саше – 12. Взяли их в семью 9 лет назад. Ни брат, ни сестра тогда не говорили совсем. Сейчас говорят, но еще плохо. Их третья сестра, веселая хохотушка Надя , мягкая, добрая, всепрощающая, которой сейчас 15, может читать и писать, но с трудом считает. Способна к гуманитарным наукам. Родные родители этих трех детей – «одеколонные» алкоголики. Дети с малолетства были в детских домах. У всех задержка умственного развития, логопедические и ортопедические проблемы. Учатся в массовой школе с трудом, но очень старательны.
Кайтане сейчас 16. Удочерили ее в два с половиной года, когда она не говорила и плохо ходила. Интеллект был нарушен. Обучалась во вспомогательной школе, сделала успехи, речь теперь поставлена нормально. Сейчас она в массовой школе, кончает 9 класс, догнала в развитии сверстников.
Корейца Александра взяли годовалым. Это – комок неуправляемой энергии. При сохранном интеллекте страдает нарушениями психики. Расторможен настолько, что даже вальдорфская школа со своим особым щадящим подходом к обучению в состоянии дать ему только уроки плавания и физкультуры. Обучают его дома.
Усыновленный Роланд страдает эпилепсией и приступами меланхолии. Талантлив в искусстве, особенно в живописи и театре.
Пятнадцатилетний Валера попал в семью, когда ему было 7 лет, с серьезными последствиями рахита и нарушениями психики. Сейчас успешно учится в ПТУ, будет столяром.
Катя – уже совершеннолетняя. К сожалению, она тяжело больна психически.
Юре сейчас 14, он уже 8 лет в семье Элеоноры Сергеевны. Родители его были лишены прав судом. Мальчик относительно здоров, но отклонения в психике есть и у него. Поэтому он обучается дома. Это -добрый и ласковый с близкими людьми человек.
Есть еще одна, Лена, ей уже 18. Страдает эпилепсией. Она очень трудолюбива, усидчива, ходит на подготовительные курсы педагогического института. Семья ломает голову над тем, как материально поддержать ее стремление учиться.
Девятнадцатилетний Ваня, оставленный в младенчестве одинокой матерью, - гордость всей семьи, «луч света в темном царстве», как они шутят. Ваня твердо знает, чего хочет добиться в жизни, великолепно учится в Академии приборостроения и информатики. Он чуток и деликатен, пользуется любовью и уважением всей семьи (7).
Для того чтобы смягчить действие многочисленных выше названных объективных факторов, государством предпринимаются определенные шаги.
Во-первых, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних несовершеннолетних» четко определены категории детей нуждающиеся в государственной поддержке, основные направления деятельности, установлена ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.
Во-вторых, в Семейном кодексе Российской Федерации (1997 г.) специальный VI раздел «Права и обязанности родителей и детей» посвящен формам воспитания, выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, таким как усыновление, опека и попечительство, приемная семья, защите их прав и интересов.
В- третьих, в «Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены основные задачи учреждений такого рода:
- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
- освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников, охрана их прав и интересов» (58, 242).
В-четвертых, в Федеральном законе Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), в статье 6 четко сформулированы дополнительные гарантии права на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, труд.
В-пятых, в названном выше Законе определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории детей и уточнил ряд понятий (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения для них; опека и попечительство; приемная семья; государственное обеспечение; дополнительные гарантии), тем самым внеся единообразие подходов.
В-шестых, идет апробация разных форм организации жизнедеятельности детей-сирот в государственных учреждениях. Так, например, детский дом № 9 г. Санкт-Петербурга пошел по пути моделирования отношений, как в обычной многодетной семье:
- семейные смешанные группы, в которых роль родителей играет воспитатель;
- группы со свободным проживанием в обычной семье без усыновления, т.е. оставаясь под попечительством детского дома (37, 203- 206).
Другие, как, например, педагогический коллектив Пинской школы-интерната, главное внимание уделяют созданию психологически комфортной среды для развития личности. Для этого ими разработаны и адаптированы следующие принципы: 1. Всеми способами улучшать представление ребенка о самом себе. 2. В каждом воспитаннике видеть то, за что можно похвалить. 3. Не приписывать действиям ребенка отрицательных мотивов. 4. В конфликтах стремиться к сближению мнений и пониманию точки зрения ребенка. 5. Уважать право воспитанника на собственное мнение. 6. Если не прав – признаться в этом быстро и решительно. 7. Быть немногословным, уметь слушать. Дать возможность высказаться воспитаннику. Подать идею так, чтобы ребенок принял ее как собственную. 8. Поставить себя на место ребенка, увидеть происходящее его глазами, правильно понять причину поведения, мотивацию поступка. Учитывать настроение и переживания воспитанника, даже если он и не прав. 9. Одобрять хорошее в проявлении характера, поддерживать добрые начинания. Любить своего воспитанника и помогать ему стать счастливым. 10. Совершенствовать себя как личность, быть образцом для воспитуемого. Выработать умение владеть собой. Благодаря реализации данного набора принципов обеспечивается гуманистический подход к воспитанию и обучению детей-сирот (62).
В городе Новокузнецке Кемеровской области функционирует «Дом детства» – учебно-педагогический комплекс, включающий в себя:
Схема № 2.