Развитие педагогики и школы в Западной Европе в XVIII в
Тенденции из 17. Пара пунктов из 17 тоже можно взять.
Характеризуется обширной педагогической деятельностью Песталоцци по созданию новой народной школы. Школа из учреждения, где учили только читать, писать, считать и петь и давали некоторые религиозные представления, стала превращаться в учебно-воспитательное заведение, направленное на развитие ребенка. Это стало возможным потому, что школа стала ориентироваться на развитие ребенка и отрабатывать методики, которые служили этой цели. И с этой точки зрения творчество И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение для педагогики.
Во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ». Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение здесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы, обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовали наказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтому быстро росло число классов. К концу XVIII в. «братья» имели 441 класс, где обучалось более 130 тыс. детей.
Реальные училища. В XVIII веке реальные училища стали открываться в разных городах и государствах Германии и всей Европы. Но вплоть до середины XIX в. они фактически оставались неполными средними школами, потому что не давали права поступления в университеты, в лучшем случае, на отдельные факультеты и в специальные высшие школы. Только в конце XIX – начале XX вв. они это право получили.
Средние школы. В XVIII веке широкое распространение в Европе получило домашнее обучение.
Классические школы. С конца XVIII века начинается реформирование классического образования. Наиболее существенные перемены в начале XIX века претерпела немецкая гимназия, содержание образования которой было реформировано на основе соединения классической культуры и новых наук. В XIX веке классическая гимназия Германии была лучшей средней школой Европы.
Иезуитские колледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодаря деятельности Игнатия Лойолы. Современное содержание образования, а главное – прекрасная организация сделали их лучшими образовательными учреждениями Европы вплоть до их закрытия в 1773 г. в связи с запрещением ордена иезуитов. В 1832 г. орден был организован вновь, вновь были открыты и колледжи, но они уже не имели таких успехов и славы в образовании, какие имели раньше.
Рыцарские академии. Уже в XVIII в., по мере улучшения работы гимназий, они потеряли свое образовательное значение, а в XIX веке полностью прекратили свое существование. Некоторые из них уже в конце XVII – начале XVIII в. переросли в университеты, а многие в XIX в. были преобразованы в кадетские корпуса с программой реальных училищ.
В этот период открывается много частных школ, большей частью привилегированных. Во второй половине XVIII в. появляются даже экспериментальные школы, каковыми были филантропины в Германии, наибольшей известностью пользовался филантропин в Дессау, созданный И.Б. Базедовым.
(!!!)Специальное образование. C XVIII века в Европе начинают открываться специальные школы: для обучения слепых, глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательные учреждения.
Высшее образование. В XVIII веке начинается переход на национальные языки, позже других стран. В европейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшие школы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д.
Профессиональное образование. См. 17
(19) Воспитание у древних славян (до крещения Руси).
Как воспитывались дети у древних славян, можно представить себе лишь в самых общих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того времени в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: то же включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициации. Однако развитие внутриобщинных экономических процессов постепенно привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев – земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев, как и у других формировавшихся народов, начало приобретать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал. Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества – к овладению священным знанием, дети рядовых общинников учились трудовой деятельности.
Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом «матерый», т.е. воспитанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы: «дитя», т.е. ребенок, который вскармливается грудью; «молодой» – до 3–6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – до 7–12 лет, начавший обучаться; «отрок» – подросток 12–15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.
Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины – профессиональных воинов.
Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI–IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.
Вообще, воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и богиням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые. Во главе стоял великий Сварог – бог Вселенной (аналог древнегреческого Зевса). Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь являлись носителями света и тепла. Весьма почитался бог солнца – Даждьбог. Так еще в «Слове о полку Игореве», памятнике XII в., славяне назывались «Даждьбожьими внуками». Молились славяне Роду и Рожаницам – богу и богиням плодородия. Бог Велес являлся покровителем скотоводства или, иначе, богатства. Стрибог повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.
Таким образом, вся жизнь древнего славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы.
Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Однако деловая жизнь городов, законодательство, связи с другими народами не могли развиваться без использования той или иной формы письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографическое письмо. Об этом сообщал болгарский монах Храбр в сказании «О письменах» (X в.): «Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помощью черт и резов». Однако это было примитивное, зародышевое письмо, на основе которого не могла возникнуть настоящая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию.