Развитие общеобразовательной школы во второй половине 1940 – х -50 – е годы

Годы Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства не могли не оказать влияния на обновле­ние педагогической теории и практики. В первые послевоенные годы общеобразовательная школа работала по учебно­му плану, принятому в 1940/41 учебном году с некоторыми коррективами, продиктованными требованиями военного времени.

В связи с переходом школы к обучению детей с семилетнего возраста возникли трудности в усвоении учащимися III класса курсов истории, естествознания и географии, поэтому с 1945/46 учебного года эти пред­меты были сохранены как самостоятельные только в IV классе. С 1946 г. этой проблемой занимались преимуще­ственно институты АПН РСФСР. В Научно-исследовательском институте методов обучения была создана программная комиссия, в которую вошли научные сотрудники академии, учителя, директора школ. Комиссия занималась разработ­кой теоретических основ содержания образования, усовершенствованием учеб­ных планов и программ общеобразовательной школы.

В 1946/47 учебном году в связи с отменой военной подготовки учащихся V-VII классов и изменением характера допризывной подготовки юношей в VIII-X классах были внесены некоторые изменения в учебный план общеоб­разовательной школы всех регионов. В старших классах увеличивалось время на изучение родного языка и литературы, иностранного языка, физической культуры. При этом русский язык и литература как учебные предметы были переструктурированы и объединены.

Нашел отражение в учебном плане и кратковременный опыт преподавания некоторых предметов. Так, на основе постановления ЦК ВКП(б) 4 декабря 1946 г. «О преподавании логики и психологии в средней школе» в 1947—1951 гг. в старших классах средней школы (сначала в крупных городах, а затем повсеместно) преподавались логика (в IX классе — 2 ч в неделю) и психология (в X классе – 2 ч. в неделю). В 1955 г. было отменено преподавание курса логики, а в 1958 г. – психологии.

Улучшению учебно-воспитательного процесса в школах в значительной степени содействовала активно проводившаяся в послевоенные годы работа по совершен­ствованию действующих и созданию новых учебников.Начали практиковаться в эти годы открытые и закрытые конкурсы на составле­ние школьных учебников, стали создаваться пробные учебники.

Вопрос о трудовом воспитании, политехническом обучении и о подготовке учащейся молоде­жи к практической деятельностирассматривался на сессии АПН РСФСР в июне 1949 г. Вни­мание участников сессии было сосредоточено на определении путей реализации политехнического принципа в учебной работе, в процессе изучения основ наук. Рассматривались вопросы отбора комплекса практических работ в учебных ка­бинетах и на пришкольных учебно-опытных участках, включения учащихся средних и старших классов в общественно полезный труд. В этом направлении развернулась исследовательская работа в институтах АПН РСФСР, институтах педагогики (школ) союзных республик, в педагогических институтах.

XIX съезд ВКП (б) (1952) поставил задачу приступить к осуществлению поли­технического обучения в средней общеобразовательной школеи провести мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обуче­нию. В этом документе подчеркивалась необходимость подготовки молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, к практической деятельности, к труду в сфере материального производства Решение этой задачи потребовало даль­нейшего усовершенствования учебных планов и программ, однако реализация этой меры происходила уже в условиях меняющегося политического курса. В новых условиях учебные планы и программы, в первую очередь, должны были обеспечить политехническую направленность содержания школьного образования, определить в нем место трудового обучения и воспитания. Научно-исследова­тельские учреждения, опираясь на опыт передовых школ и учителей, призваны были работать над повышением научно-теоретического уровня программ и пересмотром учеб­ной нагрузки учащихся.

На основе изучения опыта и научных исследований (включая эксперимен­тальную проверку различных вариантов подготовки учащихся к практической деятельности), Академия педагогических наук РСФСР сформулировала два основ­ных положения, на которых должна была строиться система политехнической подготовки учащихся общеобразовательных школ:

· политехническое обучение необходимо в целях дальнейшего повышения воспитательного значения общеобразовательной школы. Школа должна закладывать фундамент общей, трудовой и техничес­кой культуры работника производства;

· политехническое обучение не заменяет профессионального, но облегчает овладение профессиональными знаниями и навыками, создает условия для свобод­ного выбора профессии.

Исходя из этих общих положений, ученые-педагоги начали разработку учебных планов и программ. В них предусматри­вались уроки ручного труда в начальных классах, практические занятия в школьных мастерских и на пришкольных учебно-опытных участках, практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству, механической и химической технологии, агрономии, которые должны были войти в содержание политехнического обучения в общеобразо­вательной школе.

Результатом этой деятельности стал новый учебный план, введенный в 1955/56 учебном году в массовой школе. Политехническое образование и трудовое обучение должны были осуществляться как в процессе изучения основ наук (физики, математики, химии, биологии и др.), так и путем включения в учебный план школы специальных предметов: ручного труда в I—IV классах; практических работ на учебно-опытных участках и в учебных мастерских в V—VII классах; практикумов по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в VIII—X классах. Это обусловило изменения в составе предметов в учебном плане и в количестве часов на их изучение.

После XX съезда КПСС была организована проверка эффективности новых (экспери­ментальных) учебных планов общеобразовательной школы (под руководством С. Г. Шаповаленко, М. Н. Скаткина, Э. И. Моносзона). Проект учебного плана предусматривал увеличение времени на труд в I — VII классах, введение нового предмета — основы производства — в VIII — X классах (элементы машиноведения, электротехники и промышленного производства в городской школе, основы расте­ниеводства, животноводства, механизации и электрификации сельского хозяйст­ва — в сельской). Специальное время отводилось на учебно-производственную практику в V— IX классах. Несколько сокращалось, соответственно, количество часов на изучение общеобразовательных дисциплин. Разработаны были новые программы по труду, основам производства и производственной практике. Пре­дусматривалось время на факультативные практические курсы по выбору.

Министерство просвещения РСФСР разработало документацию о содержа­нии и организации опытной работы, о методах производственного обучения, об особенностях учебной работы в опытных классах, об учебных планах и программах для этих классов.

Решение задач политехнического образования и трудовой подготовки учащихся было связано с серьезными трудностями. Выделение значительного количества учебных часов на трудовую подготовку без коренного пересмотра программ по общеобразовательным дисциплинам приводило к учебной перегрузке школьников. Продолжительность учебного года увеличилась с 32 до 34 недель. В каждом классе предусматривались обязательные экскурсии на природу, а в старших классах – на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы. Школьники включались в посильный обществен­но полезный труд. Все эти меры повлекли за собой сокращение времени на изучение основ наук, особенно гуманитарных.

В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народно­го образования в СССР». В соответствии с этим Законом вво­дилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе увеличивался до 11 лет. Кроме того, в школе было восстановлено совместное обуче­ние мальчиков и девочек, введена обязательная производствен­ная подготовка. В большинстве школ обучение в XI классе было посвящено профессиональной подготовке по одной из рабочих специальностей. Усилилась профориентационная работа школы, сводившаяся фактически к агитации выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из де­фицитных рабочих специальностей.

Восьмилетняя школа, согласно постановлению, должна была обеспечить более осно­вательную, чем семилетняя, подготовку своих выпускников, дать им соответствующие общеобразовательные и политехнические зна­ния и воспитать психологическую готовность к труду. Средняя общеоб­разовательная школа призвана была дать молодежи общее политехническое образование и обеспечить профессиональную подготовку,дающие возможность как для поступ­ления в высшие учебные заведения, так и для работы в той или иной отрасли народного хозяйства и культуры. С этой целью в учебных планах IX—XI классов одна треть времени отводилась на профессиональную подготовку и производительный труд. Профессиональная подготовка старшеклассников должна была проводиться в учебных мастерских и в производственных цехах предприятий, на стройках, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах и др. На промышленных предприятиях создавались учебные цехи, участки, пролеты для производственного обучения учащихся старших классов. Колхозы и совхозы выделяли в учебных целях сельскохозяйственные машины и комплекты машин, обслуживающих ученические производственные бри­гады.

Во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о применении достижений науки в производстве. Возникло даже особое название этого периода — «эпоха НТР» (научно-технической революции). Школь­ников стали знакомить с основами ядерной физики и атом­ной энергетики, химическими технологиями, существенно расширился круг математических знаний и т.д.

Увеличение количества часов в восьмилетней школе стало возможным в связи с продлением срока обучения на один год. Кроме того, для успешной реализации учебного плана продолжи­тельность учебного года была увеличена с 32 до 38 недель (включая 2 недели на общественно-производственную практику) в V—VII классах, до 39 недель в средней школе. Изменение сроков обучения в школе потребовало и очередного изменения в учебных планах и в программах по ряду предметов. Работа по совершенствованию этих документов активно велась в последующие годы.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 2 июня 1959 г. «О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, суворовских училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях» учащиеся обязаны были дежурить в школе, сами убирать классы, выращивать деревья, цветы, работать в уголках живой природы, следить за чистотой и благоустройством школьного двора и спортивных площадок, ремонтировать и изготовлять учебно-наглядные пособия.

Был учрежден новый тип учебных заведений — профессионально-технические училища (ПТУ). В них были преобразованы школы фабрично-заводского обучения и ремес­ленные училища. Главным отличием ПТУ стало то, что парал­лельно с профессиональным обучением здесь давалась и обще­образовательная подготовка, сходная по содержанию со школь­ной, но значительно ниже по уровню. В отличие от школ, в ПТУ могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет. Это дало воз­можность получить среднее образование многим людям, чье дет­ство прошло в военные и послевоенные годы.

Следует отметить, что изменения, внесенные в структуру учебных планов и программ средней школы на основе Закона о школе 1958 г., были не достаточно обоснованы. Так, жесткое закрепление школ за предприятиями, находящимися на территории микрорайона школы, ограничивало свободу выбора учащимися про­фессии в соответствии с их интересами и склонностями; выделение большого числа часов на производственное обучение вело к снижению уровня общего образования, что наносило определенный ущерб делу подготовки кадров, обуче­ния и воспитания молодого поколения.

Переход к 11-летней школе занял примерно пять лет, в течение которых явных ее преимуществ обнаружено не было. Исходя из этого, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 10 августа 1964 г. приняли постановление о переводе средних школ снова на десятилетний срок обучения. Одиннад­цатилетнее обучение было сохранено в вечерних (сменных) общеобразова­тельных школах страны, так как сокращение срока обучения в них могло отри­цательно сказаться на качестве подготовки выпускников этих школ.

В конце 50-х — начале 60-х гг. в систему школьного образо­вания вошли школы и группы продленного дня как важное средство дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье. В поста­новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. «Об организации школ с продленным днем» предусматривалось открытие таких школ для учащихся I—VIII классов в городах, рабочих поселках и сельской местности по усмотрению местных органов управления при усло­вии, что это не приведет к увеличению сменности занятий в школах данного города или села. Расходы на содержание школ с продленным днем предлагалось производить за счет бюджетов союзных республик. Колхозам рекомендовалось принимать участие в организации школ с продленным днем, в которых будут учиться дети членов колхоза, а также содержать за счет своих средств дополнительный обслуживающий персонал, участвовать в расходах на пи­тание учащихся.

В осуществлении всеобщего обязательного восьмилетнего обучения и развития среднего образования на селе особое значение приобретало создание интернатов при восьмилетних и средних школах. Типовые здания для них указывалось строить за счет средств на жилищное строительство. Однако в начале 60-х гг. сельские интернаты могли вместить лишь половину нуждающихся в них учащихся.

При общем сокращении школьной сети, главным образом за счет свертывания малокомплектных начальных школ, число неполных средних школ значительно выросло, а средних — несколько сократилось за счет укрупнения и ликвидации малокомплектных и плохо оборудованных школ. Сеть сельских средних школ росла несколько бы­стрее, чем городских, что являлось отражением реализации политики «сближения города и села».

Следует отметить, что практиковавшиеся в 50-х гг. неоднократные реоргани­зации учебной работы, смена учебных планов и программ без достаточной фундаментальной подготовки к их реализации были проявлением известного субъективизма в решении вопросов народного образования. Это не могло существенно изменить основных направлений развития всей системы народного образования, но осложняло работу органов народного образования, учителей и учащихся, нарушало стабильность в деятельности школы.

Если в первые послевоенные годы при совершенствовании содержания школьного образования главное внимание уделялось повышению научно-теоре­тического уровня, то с конца 50-х гг., наряду с этой задачей, которая неизменно оставалась актуальной, все острее вставала проблема подготовки оканчивающих школу к жизни, к практической деятельности. Поиски ее оптимального решения нашли свое отражение в различных модернизациях учебных планов и программ. Однако радикальное преобразование средней школы в направлении профессиона­лизации ее старшей ступени было недостаточно продуманным.

В целом, развитие педагогической теории и практики в 50-е гг. характеризовалось тенденцией реализации политехнического обучения в общеобразовательной школе, которое находило отражение в самых различных формах и направлениях. Например, путем включения в учебный план школы специальных предметов: ручного труда, практических работ на учебно-опытных участках и в учебных мастерских, основ сельского хозяйства, машиноведения и электротехники и др. Это вызвало пересмотр учебных планов и программ, увеличение срока обучения до 11 лет и годовой нагрузки до 38-39 недель. Произошло, как следствие, сокращение времени на изучение гуманитарных дисциплин и основ наук в целом. Мало этому содействовало и введение с 1959 г. обязательного дежурства в школе, уборки классных помещений, работы на пришкольном участке, самостоятельном ремонте учебных пособий и др.

К положительной стороне происходивших изменений можно отнести увеличение времени на факультативные практические курсы по выбору и введение обязательной производствен­ной подготовки, ориентировавшей выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из де­фицитных рабочих специальностей, что решало проблему нехватки кадров в сфере начального и среднего профессионального образования.

Наши рекомендации