Речевая коммуникация детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В исследованиях по психологии коммуникация определяется как целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка (В.Б. Кашкин), как обмен информацией между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии.

В процессе коммуникации при помощи знаков (вербальных и невербальных) происходит передача некоторого содержания от одного сознания(коллективного или индивидуального) к другому.

Но именно вербальная (устная и письменная разновидности) является для человека основной, универсальной формой общения, кодирования и передачи информации [1].

В процессе коммуникации пересекаются и непрерывно взаимодействуют друг с другом в речевом акте такие функции, как предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение [1].

А.А. Мирошниченко рассматривает любой акт коммуникации обязательно как взаимодействие трех элементов коммуникативной ситуации: субъекта (отправителя, адресанта), объекта (получателя, адресата) и сообщения. Акт коммуникации не состоится, если сообщение не будет реализовано в каком-то коде. В обычной коммуникации между людьми таким кодом является язык. Для того чтобы смысл сообщения дошел до получателя, код не просто должен быть понят – он должен элементарно физически дойти до адресата [4].

Как показывают исследования М.И. Лисиной, А.Г. Рузской в дошкольном возрасте общение со сверстниками становится важной частью жизни ребенка. На протяжении дошкольного возраста общение детей со взрослыми и сверстниками существенно изменяется, проходит ряд этапов. Изменяются формы общения дошкольников со сверстниками и взрослыми от ситуативно-личностной до внеситуативно-деловой (со сверстниками) и внеситуативно-личностной (со взрослыми) [3].

Большинство детей дошкольного возраста осваивает элементарные навыки общения, способны занять определенное место среди других сверстников.

Нередко можно встретить также детей, испытывающих серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на их общении, препятствуют осуществлению полноценного общения с окружающими людьми. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи). К данной категории детей относятся дети с речевыми нарушениями.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется очень дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи (Р.Е. Левина).

Р.Е. Левина выделила и описала уровни речевого развития детей, определила различный характер речевого недоразвития. У одних детей речь в ее общепринятых формах вовсе отсутствует, у других она находится в зачаточном состоянии. У некоторых речь оказывается более сформированной при наличии в ней признаков значительного отставания от нормы [2].

Изучение общения у детей с речевой патологией, проведённое Е.Г. Федосеевой [7], показывает, что у большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма (по М.И. Лисиной), что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-летнего возраста. Даже в ситуациях познавательного, личностного общения преобладающее число контактов носит ситуативный характер, что обусловлено их общим психическим недоразвитием: бедностью знаний, недостаточной сформированностью саморегуляции и контекстной речи. У небольшой части детей с речевыми нарушениями явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно, так как дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, сами не могут пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Частое перескакивание с одной темы на другую, непродолжительность беседы указывает на недостаточную сформированность у них познавательного интереса.

В ряде исследований, посвящённых изучению межличностных отношений в дошкольном возрасте, было выявлено, что среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют речевыми средствами. Так, по данным Л.Г. Соловьевой [6], коммуникативная некомпетентность детей с общим недоразвитием речи (ОНР) выражается в снижении потребности в общении, незаинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения, проявлении негативизма.

Автор указывает, что дети с ОНР испытывают значительные трудности в общении: объективные (само проявление речевых недостатков) и субъективные (чувство неполноценности), что говорит об особенностях личности таких детей. Дети не уверенны в своих поступках, особенно чувствительны к неблагоприятным влияниям социума, у них присутствуют страх самовыражения, чувство неполноценности, депрессивность, низкая сопротивляемость стрессу. Такие дети, часто оказываясь изолированными от других детей группы, не участвуют в играх, общих мероприятиях, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и педагогов, что ведет к усугублению эмоционально-волевой сферы, порождает тревожность, ожидаемость и прогнозируемость внутренних переживаний, снижает самооценку, в дальнейшем приводит к отклонениям в развитии личности.

О.С. Павлова отмечает, что у детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях. Исследователи отмечают, что дети с ОНР используют в общении со взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками, что соответствует нормальному онтогенезу средств общения. Изучение межличностных отношений показало, что для детей с ОНР характерны недостаточный уровень общения и неумение сотрудничать с окружающими. В качестве партнеров по общению дети с нарушением речи выбирают внешне привлекательных детей и детей, отличающихся физической силой [5].

Таким образом, анализ специальной литературы позволяет говорить о том, что вопросы изучения речевой коммуникации в логопедии рассматриваются относительно группы детей с ОНР.

Изучение речевой коммуникации у детей с разными нозологическими формами речевой патологии представлены недостаточно.

В исследованиях Е.Л. Черкасовой указывается специфичность коммуникации детей с речевыми расстройствами и минимально сниженным слухом, которые испытывают значительные трудности в усвоении программного материала, рекомендуемого для дошкольных логопедических групп [8].

Особенности речевой коммуникации детей с минимальными дизартрическими расстройствами рассматриваются в исследовании С.Г. Щербак. Недостаточность речевой коммуникации выражается в трудностях монологического высказывания и отчётливо проявляется в условиях школьного обучения и вызваны необходимостью использования более сложных форм речи – монологической и учебной диалогической [9].

Таким образом, у детей с разными речевыми патологиями возникает дефицит речевой практики, что в свою очередь, отрицательно влияет на формирование навыков речевой коммуникации.

Таким образом, для полноценной коррекции речевой патологии необходимо установить причинно-следственные связи между самим фактом наблюдаемого речевого нарушения и его отсроченными последствиями, к которым можно отнести и нарушение речевой коммуникации в целом, между сформированностью речевых средств у детей с разной нозологической формой речевой патологии и умением использовать их в речевой коммуникации.

Список литературы

1. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации [Текст]: Учеб.пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с.

2. Левина, Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: избранные труды Р. Е. Левина // ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

3. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.

4. Мирошниченко, А. А. Этика деловых отношений [Текст] / А. А. Мирошниченко. – М.: «МИЭМП», 2011. – 86 с.

5. Павлова, О. С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Монография / О. С. Павлова— М.: МОСУ, 2007. – 97 с.

6. Соловьёва, Л. Г. Развитие вербальной коммуникации дошкольников, имеющих речевые нарушения [Текст]: монография / Л. Г. Соловьёва. – Архангельск : Поморский университет, 2006. – 164 с.

7. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Г. Федосеева. – М.: 1999.

8. Черкасова, Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция) [Текст] / Е. Л. Черкасова. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.

9. Щербак, С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / С. Г. Щербак. – М.: 2011. – 23 с.


Наши рекомендации