Дидактические причины и факторы
На течение и результаты дидактического процесса влияет большое количество разнообразных причин. Их так много, они настолько многообразны и часто завуалированы сопутствующими, что невольно закрадывается сомнение, а можно ли вообще разобраться в этом невообразимо сложном переплетении влияний. Не зря обучение называют искусством. Только хорошо развитая педагогическая интуиция, натренированное учительское чутье позволяют лучшим из наших коллег, мастеров педагогического труда правильно угадать направленность и действие главных причин и, опираясь на их учет, достигать намеченных результатов. Если же дидактический процесс развивается по непонятному для педагога сценарию, то он ведет к непредвиденным, часто нежелательным последствиям.
Научной теории, которая позволяла бы объективно анализировать влияние всех причин обучения, пока нет, как нет у дидактики и иного пути, чем постепенно, шаг за шагом преодолевая бесконечные препятствия, приближаться к созданию непротиворечивой картины комплексного влияния всех причин на протекание и результативность дидактических процессов. А поэтому если педагоги стремятся научиться управлять процессом обучения, достичь заданного уровня обученности в установленные сроки, то они должны в полном объеме овладеть знаниями всех тех причин, от которых зависят конечные результаты. Иного пути принципиально не существует.
В нашей нынешней педагогической терминологии причины, влияющие на течение и результаты дидактического процесса, принято называть факторами. Но любая ли причина является фактором? Рассмотрим пример. Ученик потерял интерес к алгебре, что привело к снижению его успеваемости по этому предмету. Как оказалось, толчком стала бестактность учителя, выразившаяся в постоянных придирках, ограничениях, снижении оценок. Что считать причиной снижения результатов —
снижение интереса или бестактность учителя? Какая из них
нижнее?
К сожалению, педагоги редко размышляют над подобными «опросами. Влияние всех причин априори признается одинако-ным, а значение полученных выводов определяется лишь логикой и обоснованностью доказательств, но отнюдь не значением самой причины. Очень мало внимания в дидактике уделялось ныделению и ранжированию причин. Не отсюда ли проистекает лукавое заключение — в обучении мелочей нет? Вместе с тем практика не подтверждает равнозначности всех воздействий. Представьте себе, писал Я. Корчак, что художник нарисовал картину, на которой все предметы одинакового размера и все на переднем плане, и человек, и дом, и хвост у белки — все одинакового размера. Что бы вы сказали о таком художнике? А что мы должны будем сказать об учителе, который или вообще ничего не знает об этих причинах (в предыдущих дидактиках факторы никогда еще не изучались), или отождествляет мотивацию обучения с оформлением классной комнаты?
Чтобы определить понятие дидактического фактора, важность того или иного фактора, необходимо иметь общую основу (базис) для сравнения всех причин, которые выделяются по отношению к ней. Совершенно очевидно, что основание (базис) необходимо искать в назначении обучения, в том, ради чего оно осуществляется, — результативности, успешности обучения. Наиболее емким и определенным является понятие продуктивности дидактического процесса. Продуктивность, находящая свое выражение в продуктах процесса обучения, характеризуется изменением (приращением) обученности. Именно к этому понятию и следует «привязывать» факторы, которые в этом случае будут называться продуктообразующими, продуктогенными (от лат. ген — «рождающий»). Дидактический продукт, как мы уже знаем, имеет сложную структуру, которую образуют и конкретные знания, умения, навыки, и такие обобщенные качества, как миропонимание, эрудиция, умственные (ментальные) качества, умение учиться, профессиональная направленность и др. Сколько и какого качества продукта «производится» в дидактическом процессе, каким будет его продуктивность, целиком и полностью зависит от конкретных условий, т. е. от комплекса причин, от того, какие факторы и как переплетутся во взаимодействии, едином трудовом процессе тех, кто обучает, и тех, кто обучается.
Т х, Тх,... Т х, Т |
Переменные (продуктивные причины) |
Рис. 20 |
В психолого-педагогической литературе встречаются ра личные обозначения продуктогенных причин — «влияние» «действие», «причина», «фактор», «переменная», «параметр»! «функциональная единица», «показатель» и т. д. В дальнейше» мы будем употреблять термин продуктогенная причина, содержание которого аналогично применяемому в международной дидактике термину «переменная дидактического процесса».
Под продуктогенной причиной будем понимать сколь угодно малую, но обязательно отдельную причину, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла. Такую продуктогенную причину целесообразно рассматривать как элементарную. Продуктогенные причины могут изменяться в ходе дидактического процесса, приобретать различные значения, интенсивность их влияния не остается неизменной.
От понятия «продуктогенная причина» легко совершается логически непротиворечивый переход к другим понятиям. Наглядное представление об их образовании получим, если представим Продуктогенные причины в виде отдельных стрелок (векторов), направление которых указывает на вхождение в более крупные объединения, а длина может быть отождествлена с интенсивностью (величиной) влияния (рис. 20).
Итак, фактор — это значительная причина, образованная
как минимум из двух продуктогенных причин одной группы.
Из объединений единичных факторов образуются общие. Об
щий дидактический фактор, как правило, впитывает в себя зна
чительное количество продуктогенных причин и может содер
жать несколько дидактических факторов. При дальнейшем
объединении общих факторов образуются комплексные, объеди
няющие в себе значительное количество продуктогенных при
чин, а также факторов и общих факторов. На вершине иерар
хии стоят генеральные факторы, объединяющие все без исклю
чения Продуктогенные причины определенной группы, предва
рительно сведенные в комплексные, общие и единичные фак
торы. Существуют еще специфические факторы. Это факторы,
которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной
продуктогенной причине или включить в состав общего или
комплексного фактора. Очень часто специфический означает
«неповторимый», «особенный». ,
Выделением продуктогенных причин и факторов достигается одновременное и эффективное разрешение многих дидактических проблем. Но все же главный смысл их выделения состоит в обеспечении перспективной возможности познания связи каждого фактора с продуктивностью обучения. Это открывает путь к созданию подлинно научной теории обучения, способной обеспечивать диагностирование, прогнозирование дидактического процесса на основе знаний о влиянии каждой отдельной причины и их комплексных объединений.
Из продуктогенных причин конструируются факторы обучения (как именно это делается, расскажем ниже). Большинство факторов имеет весьма сложную внутреннюю структуру. Для примера рассмотрим «внутреннее строение» очень важного дидактического фактора — мотивации обучения.
I