История педагогических идей и воспитательных практик
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
История педагогических идей и воспитательных практик.
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием «воспитание», с формированием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Долгое время дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей.
Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. То была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников.
В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей.
На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея. Уже в трудах древнегреческих философов - Фалеса, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. содержалось немало глубоких мыслей о воспитании. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика». В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Виднейшие деятели этой эпохи: итальянский гуманистВиттарино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивсс (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536), французский философ Мишель Монтснь (1533-1592). Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям. Педагогика вплоть до начала 17 века продолжала оставаться частью философии.
Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).
Вслед за Каменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена Джона Локка, Генриха Песталоцци, Жан-Жака Руссо. Джон Локк отрицал наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Ж.-Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства ребенка. Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства, а приспосабливаться к детским склонностям и интересам («теория свободного воспитания» и педоцентризм).
Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов. В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.
В среде простых людей также складывались свои представления о воспитании. В пословицах, поговорках, сказках и преданиях люди по-своему высказывали свое отношение к характеру воспитания. Совокупность этих идей привела к формированию педагогики, которая получила название народной. Эта педагогика выше всего ценила такие качества, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание старших, уважение между людьми.
1. 2. Место педагогики а системе наук о человеке. Предмет и основные задачи педагогики.
Педагогика развивается, укрепляя свои связи (и одновременно усиливая свою самостоятельность) с философией, социологией, этикой, психологией, физиологией человека, медициной, этнографией и другими отраслями знаний. Например, философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Идеи других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи психологии широко используются при решении вопросов мотивирования познавательной деятельности, методики проведения урока и др. Физиологические идеи об условнорефлекторной деятельности помогают раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков, привычек. Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее влияния на эти науки.
Каждая отрасль человеческого знания выделялась в особую науку только тогда, когда более или менее четко определяется только ей присущий предмет исследования. В качестве предмета педагогики было принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни. Но по мере развития педагогики все более и более становились ясными некоторая упрощенность и неточность подобного определения.
Более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Основные задачи педагогики.
1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования
личности в условиях специально организованного воспитания,
2. Определение целей воспитания.
3. Разработка содержания воспитания.
4. Исследование методов воспитания.
/. 3. Основные методологические принципы и методы педагогики.
Методологические принципы - это основа для построения не только теории педагогики, но и решения практических педагогических задач. Важнейшими из этих принципов являются следующие.
Воспитание носит социально детерминированный характер, т.е. оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни.
Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе». под влиянием общественной среды. Этот принцип повышает роль специально организованного воспитания в формировании личности. Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию (поэтому необходимо искать способы стимулирования этой активности).
Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных свойств.
Педагогика утверждает человека в качестве высшей ценности общества.
Изучение закономерностей формирования личности осуществляется с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся:
V педагогическое наблюдение (систематизированный сбор фактов, позволяющий выдвинуть предположения, требующие проверки с помощью других методов):
V исследовательская беседа (выяснение отношения как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам); V изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
V педагогический эксперимент; V социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод экспертных оценок); V методы математической статистики; V теоретический анализ педагогических идей.
1.4. Педагогическая деятельность как социальное созидание личности. Современные педагогические технологии.
Педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное и интеллектуальное развитие. Педагогическая деятельность соединяет в себе две плоскости - ценностную и когнитивную. При этом вторая рассматривается также в двух планах: общскультурные знания и предметно-профессиональные. Педагогическая деятельность по своему характер}' - это также преобразующая, созидательная деятельность, предполагающая не только изменение и развитие учащихся, но и. прежде всего, самоизменение, саморазвитие. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что педагог живет до тех пор. пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Главная цель педагогической деятельности - создание условий, в которых личностное развитие осуществлялось бы наиболее эффективно.
В педагогике отражаются характерные изменения, которые происходят в обществе. В конце 20 века произошла технологическая революция, переход от машин к системам деятельности. Под термином «педагогические технологии» понимается техника учебно-воспитательного процесса.
V Проблемное обучение - активная технология обучения, в основе которой лежит решение какой-либо задачи, проблемы. В проблемном обучении в отличие от «традиционного» иная система мотивации, акцент делается на интеллектуальном побуждении. Четыре уровня проблемности в обучении: а) преподаватель сам ставит проблему и сам решает при активном слушании и обсуждении учащиеся (проблемное изложение); б) преподаватель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод); в) учащийся ставит проблему, преподаватель помогает ее решить; г) учащийся сам ставит проблему и сам решает ее (последние два уровня - исследовательский метод). V Модульное обучение. Модуль - это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. В модуле все измеряется, и все оценивается: задание, работа, посещаемость занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащихся. После изучения каждого модуля по результатам теста преподаватель дает учащимся необходимые рекомендации. Важно, чтобы каждый модуль давал совершенно определенную порцию знаний, формировал необходимые умения и развивал тем самым способности учащихся. По количеству баллов учащийся сам может судить о степени своей продвинутости.
V Вальдорфская педагогика. Рудольф Штейнер - автор ее идеологии. Вальдорфскую педагогику относят к типу так называемых свободных школ. Ее суть: развитие способности человека чувствовать окружающий мир, т.е. воспитание чувств, формирование художественного вкуса, умений творчески созидать на основе знания природы. При этом главное в данной системе - человек, его возможности и потребности. Поэтому валъдорфская школа не является школой мировоззрения. С 1 -го по 8-й класс все занятия ведет один учитель, нет жесткого учебного плана, не ставятся отметки, используются содержательные оценочные характеристики. Эстетическое воспитание пронизывает все предметы, даже преподавание предметов естественно-математического цикла ведется классным учителем не традиционно, а на образно-эстетической основе. V Суггестивное обучение. Болгарский врач-психиатр, з^ченый Георгий Лозанов предложил в 70-х годах 20 в. своеобразную технологию обучения на основе общей релаксации обучаемого. Его технология очень гуманна. Она строится на следующих принципам никакой зубрежки; учебный процесс без утомления; в основе обучения лежит интерес; обучать укрупненными единицами. Эксперименты Лозанова показали, что каждый способен запоминать в десятки, чуть ли не в сотни раз больше: за один час почти столько, сколько обычно за год. Если, например, средний ученик на уроке иностранного языка запоминает примерно 10 незнакомых ему слов, то у Лозанова за один урок ученик выучивал до 200 слов. Лозановская технология обучения основывается на использовании двух закономерностей человеческой памяти. Первая: запоминается все, что попадает в человеческое сознание: люди, слова, события, но в активном состоянии остается только то, что важно человек)7, интересно или нужно, что его волнует и связано с какими-то переживаниями; вторая закономерность связана со своеобразным механизмом, напоминающем ворота: интересно - ворота приоткрыты, очень интересно - ворота широко распахнуты, неинтересно - закрыты. Однако слабость лозановского обучения в том, что полученные за короткий промежуток времени обширные знания быстро улетучиваются, если не находят постоянного применения.