Особенности развития мелкой моторики у мальчиков старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Во время проведения первой серии эксперимента мы наблюдали, что многие мальчики и девочки, выполняя манипуляции пользовались не только правой, но и левой рукой.
Выполняя первые четыре задания, все дети справились одинаково. Переплетение пальцев рук ,рисование и построение практически всем было удобно выполнять правой рукой. Сложности возникли при построении колодца. Задание можно было осуществить после наглядного примера, после чего они всё равно пытались сделать по-своему. Например, две девочки и пять мальчиков хотели построить дом. Только один мальчик легко справился с этим заданием, некоторые говорили, что не знают как это сделать.
Особенно интересно было наблюдать как и среди девочек и среди мальчиков нашлись такие, которые при выполнении заданий – открывание спичечного коробка, откручивание и закручивание, доставание мелкого предмета из стакана - делали левой рукой ,не смотря на неудобство.
Остальные задания выполнялись только правой рукой, хотя девочкам понравилось переливать воду из стакана в стакан ,поступали предложения пойти полить цветы. Для мальчиков же интересней было строить башню.
При выполнении последнего задания Федя Б. и Кирилл П. отказались. Федя Б. сказал, что его не учили обращаться с ножницами. Кирилл П. просто не захотел. Остальные мальчики сначала старались вырезать сначала контур больше, а потом уже по линии. Фигуры были вырезаны неаккуратно. Девочки вырезали сразу по линии и получилось у них лучше ,чем у мальчиков. Алисы Г., Лиза М. и Катя Н. вырезали фигуру очень ровно, благодаря своей сосредоточенности и усидчивости. Мальчишки никак не могли усидеть на месте и постоянно меняли положение, чтобы было удобно вырезать.
Для девочек это задание было несложным, и все справились с ним хорошо, что нельзя сказать о мальчиках.
Отдельно, можно рассмотреть одну девочку Ангелину Х., которая в течение серии выполняла задания левой рукой, не смотря на то, что два она выполнила правой. Выполнять эти два задания правой рукой было неудобно: она меняла позы, выворачивала руку, но упорно продолжала делать, объясняя , что ей просто хочется попробовать именно так.
По данной серии можно сказать, что в данной группе выявилась только одна девочка, у которой ведущая рука левая, что было известно и до проведения эксперимента.
Во второй серии эксперимента мы предложили детям выполнить три задания, что бы определить уровень развития мелкой моторики ведущей руки.
При выполнении первого мы выявили, Федя Б. и Кирилл П.не справились с ним. Для того, чтобы коснуться хотя бы одним пальцем большого пальца, рука была сильно напряжена и из- за этого произвести это действие стало невозможным. Хотя среди девочек мы заметили такое же напряжение в руке у Алисы Г. ,но ей удалось сделать это лучше всех, не смотря на то, что она долго сосредотачивалась и делала медленно.
Второе задание дети выполняли по образцу «кулак – ребро – ладонь» по три раза. С этим заданием справились не все и было хорошо видно владение рукой. Например, у Ангелины Х. не до конца раскрывалась рука в ладонь, а остальные девочки часто путали очерёдность или заваливалась рука, были невнимательны, и только Катя Н., Лиза М. и Алиса Г.справились с этим на отлично. Мальчики выполнили лучше это задание, чётче и точнее, и всё равно у восьми мальчиков замечалось сильное напряжение руки, и только один всё перепутал. Лучше всего выполнили его Ваня Л. и Георгий К.
Третье задание вызвало гораздо больший интерес у мальчиков, потому что требовалось «управление машиной». Девочки практически все правильно держали карандаш, но Оля К. и взяла слишком высоко, а Настя Г. слишком низко, практически у самого грифеля и из-за этого рука дрожала, но линия вышла очень ровная и точная. Девочка, писавшая левой рукой, хорошо выполнила это задание: правильно взяла карандаш, руку не меняла, линия плавная и точная. А вот у Лизы М. сильно дрожала рука и тоже взяла карандаш очень низко, но выполнила его идеально.
Мальчики же все отличились тем, что практически у всех линии были кривыми. Федя Б. провёл очень ровную дорожку, но немного ниже самого рисунка, чем отличился ещё один ребёнок, но чья дорожка оказалось кривой. Стас Е. , Лёша Г. и Андрей Ф. правильно взяли карандаш, а остальные брали его очень высоко. Из группы испытуемых мальчиков справился хорошо только один Макар М.
Во время выполнения третьего задания никто не менял руку, не отрывал карандаша от листа бумаги и все дети очень старались.
Третья серия эксперимента детям очень понравилась. В первом задании мы предлагали мы предлагали заштриховать картинки. Девочки выбирали для штриховки рисунки с красивыми куклами, пони, щенят и кошечек. Мальчики предпочли корабли, роботов и машины. Никто из испытуемых не выходил за границы рисунка, Мальчики не заостряли внимание на характере линий штриховки, а девочки старались выводить каждую линию аккуратно. В результате у пяти мальчиков и трёх девочек линии внутри рисунка не доходили до границ.
Второе задание из этой серии показало, что для некоторых детей соединять точки оказалось непростой задачей. Восемь из десяти мальчиков постоянно отрывали руку, подправляли, либо путались куда дальше вести линию.Макар М. и Самир Х. из испытуемых сделали это задание с одной поправкой, но нужно учесть, что они старше остальных на год и соответственно у них другие психолого-физиологические особенности.
Девочки лучше выполнили это задание. У семи из них не было никаких поправлений, линия шла ровно, и никто не отрывал руку. Алиса Г. и Лиза М. выполняли подобного типа задания и раньше дома или на дополнительных занятиях. У других испытуемых были всего одна или две ошибки.
У мальчиков получились самолёты, а у девочек бабочки. В следующий раз им хотелось бы, чтобы «волшебные картинки» были у всех разные, как при выполнении первого задания из этой серии, где для штриховки они сами выбирали рисунки.
Полученные данные мы представим в виде гистограммы 1, которая нам показывает, что среди мальчиков с высоким уровнем развития мелкой моторики меньше, чем у девочек. Низкого уровня в результате проведения эксперимента мы не выявили.
Гистограмма 1
Процентное соотношение уровня развития мелкой моторики у мальчиков и девочек