Как на уроке был реализован принцип сознательности?

—Содействовал ли учитель формированию у учащихся основ
научного мировоззрения? (Указать конкретные направления этой
работы на уроке.)

—Связывал ли учитель обучение с жизнью, теорию с практи­кой? Как?

—Как учитель формировал у учащихся сознательное отноше­ние к приобретаемым знаниям и к учебной деятельности в целом?
(Проводил ли работу по формированию мотивов учения, приемов умственной деятельности, развивал ли умственную самостоятель­ность, приучал ли к самоконтролю.)

— Как учитель добивался сознательного усвоения учебного ма­териала учащимися? (Назвать конкретные дидактические приемы,
используемые на уроке.)

Как на уроке реализовывался принцип научности?

— Какие научные понятия и как формировал учитель на дан­
ном уроке?

—Какие способы действия и как формировал учитель?
Как был реализован принцип наглядности лиг уроке?

—Какие виды наглядности имели место на уроке?

—Какие средства наглядности использовались?

—С какой целью использовались средства наглядности и сло­во учителя?

—Каковы способы использования, наглядных средств на уроке?

Что было сделано на уроке для реализации принципа система­тичности?

— Как осуществлялась систематизация знаний учащихся?
(Назовите конкретные дидактические приемы, используемые на
уроке.)

—Обучал ли учитель учащихся сравнению и классификации?
Как он это делал?

—Какие дидактические связи и как устанавливал учитель на
уроке? (Приведите примеры).

Как на уроке был реализован принцип прочности?

—Как весь ход учебного процесса на уроке содействовал достижению прочности знаний? (Интерес к учебной работе и кпри­обретаемым знаниям и умениям, использование различных анали­заторов, видов памяти и т.п.)

—Как было организовано повторение? Какое место на уроке
занимали упражнения и как они проводились? Учитывались ли необходимые условия, обеспечивающие эффективность повторения и
упражнений?

Как на данном уроке учитель осуществлял индивидуальный под­ход к учащимся? (На каких этапах урока и какие приемы использо­вал?)

Как вы оцениваете работу учителя на уроке по реализации ди­дактических принципов?

На примере данного урока докажите, что в реальном учебном процессе все дидактические принципы взаимосвязаны.

Вопросы для самоконтроля

1.Реализация какого принципа предполагает установление
виутрипредметных и межпредметных связей?

2. В чем специфика индивидуального и дифференцированно­го подхода в обучении?

3. Сформулируйте несколько правил, вытекающих из прин­ципа сознательности.

4. Можно ли реализовать принцип наглядности, не используя наглядных средств.

5. О реализации какого принципа свидетельствует пословица «Повторение – мать учения»?

6. Некоторые дидакты считают, что одним из принципов должен стать принцип перехода от обучения к самообразованию. Надо ли включать его в систему принципов. Почему?

Тема 6. Содержание современного обучения

Социальный опыт как основной источник определения содер­жания обучения. Отражение структуры социального опыта в со­держании обучения. Различные подходы к отбору содержания обу­чения.

Системный характер содержания современного обучения. Единство инвариантного и вариативного содержания современного обучения в учебных планах и учебно-методических материалах.

Гуманизация и индивидуализация содержания современного образования. Дифференциация содержания в соответствии с целя­ми обучения и возможностями, особенностями обучающихся. Осо­бенности содержания обучения на разных этапах непрерывного об­разования.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

2. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 91-113.

3. Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика//Народное образование.1990. № 12

4. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава 7.

5. Петербургская школа: образовательные программы. /Под ред. О.Е. Лебедева. СПб., 1999.

6. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 4 , § 1.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 2. Глава 9.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 7.

Дополнительная

1. Беспалько В.П.Стандартизация образования: основные идеи и понятия.//Педагогика. 1993. № 5.

2. Грицевский И.М., Грицевская С.Э.От учебника — к творческому замыслу урока. Книга для учителя. М., 1990.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л А.Как учить школь­ников работать с учебником. М., 1987.

4. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образо­вания // Педагогика. 1996. № 1. С. 18-20.

5. Зуев Д.Д.Учебная книга — источник становления личности школьника // Педагогика. 1995. № 1. С. 3-10.

6. Лернер И,Я.Учебный предмет, тема, урок. М., 1988.

7. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1988. С. 366-385.

8. Проблемы школьного учебника (круглый стол)// Педагогика. 1999. №4

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Социальный опыт в содержании обучения. Различные под­ходы к отбору содержания обучения.

2. Системный характер содержания современного обучения.

3. Государственный стандарт.

4. Характеристика государственных документов, раскрываю­щих содержание обучения (учебный план, учебная программа, учебники). Отражение в документах современных подходов к со­держанию обучения.

Задания

1.Прочитайте приложение № 7, выпишите компоненты содержания образования.

2.Проанализируйте учебные программы нескольких дисциплин, преподаваемых в начальной школе, выделите общие компоненты в их структуре.

3.Прочитайте приложение № 10, проанализируйте один из учебников с точки зрения реализации в нем функций учебника.

4.На основе анализа материала, представленного в приложении № 10, составьте схему «Структура учебника».

5.Проанализируйте один из учебников с точки зрения его структурных компонентов.

6. Подготовьте два реферативных выступления по работам, указанным в списке дополнительной литературы: "Особенности работы учителя с текстовыми компонентами учебника" и
"Специфика работы учителя с внетекстовыми компонента­ми учебника".

7. Составьте несколько тезисов в доказательство того, что со-­
держание обучения в школе нуждается в постоянном изменении,
совершенствовании.

Приложение № 7

И. Лернер

Наши рекомендации