Как на уроке был реализован принцип сознательности?
—Содействовал ли учитель формированию у учащихся основ
научного мировоззрения? (Указать конкретные направления этой
работы на уроке.)
—Связывал ли учитель обучение с жизнью, теорию с практикой? Как?
—Как учитель формировал у учащихся сознательное отношение к приобретаемым знаниям и к учебной деятельности в целом?
(Проводил ли работу по формированию мотивов учения, приемов умственной деятельности, развивал ли умственную самостоятельность, приучал ли к самоконтролю.)
— Как учитель добивался сознательного усвоения учебного материала учащимися? (Назвать конкретные дидактические приемы,
используемые на уроке.)
Как на уроке реализовывался принцип научности?
— Какие научные понятия и как формировал учитель на дан
ном уроке?
—Какие способы действия и как формировал учитель?
Как был реализован принцип наглядности лиг уроке?
—Какие виды наглядности имели место на уроке?
—Какие средства наглядности использовались?
—С какой целью использовались средства наглядности и слово учителя?
—Каковы способы использования, наглядных средств на уроке?
Что было сделано на уроке для реализации принципа систематичности?
— Как осуществлялась систематизация знаний учащихся?
(Назовите конкретные дидактические приемы, используемые на
уроке.)
—Обучал ли учитель учащихся сравнению и классификации?
Как он это делал?
—Какие дидактические связи и как устанавливал учитель на
уроке? (Приведите примеры).
Как на уроке был реализован принцип прочности?
—Как весь ход учебного процесса на уроке содействовал достижению прочности знаний? (Интерес к учебной работе и кприобретаемым знаниям и умениям, использование различных анализаторов, видов памяти и т.п.)
—Как было организовано повторение? Какое место на уроке
занимали упражнения и как они проводились? Учитывались ли необходимые условия, обеспечивающие эффективность повторения и
упражнений?
Как на данном уроке учитель осуществлял индивидуальный подход к учащимся? (На каких этапах урока и какие приемы использовал?)
Как вы оцениваете работу учителя на уроке по реализации дидактических принципов?
На примере данного урока докажите, что в реальном учебном процессе все дидактические принципы взаимосвязаны.
Вопросы для самоконтроля
1.Реализация какого принципа предполагает установление
виутрипредметных и межпредметных связей?
2. В чем специфика индивидуального и дифференцированного подхода в обучении?
3. Сформулируйте несколько правил, вытекающих из принципа сознательности.
4. Можно ли реализовать принцип наглядности, не используя наглядных средств.
5. О реализации какого принципа свидетельствует пословица «Повторение – мать учения»?
6. Некоторые дидакты считают, что одним из принципов должен стать принцип перехода от обучения к самообразованию. Надо ли включать его в систему принципов. Почему?
Тема 6. Содержание современного обучения
Социальный опыт как основной источник определения содержания обучения. Отражение структуры социального опыта в содержании обучения. Различные подходы к отбору содержания обучения.
Системный характер содержания современного обучения. Единство инвариантного и вариативного содержания современного обучения в учебных планах и учебно-методических материалах.
Гуманизация и индивидуализация содержания современного образования. Дифференциация содержания в соответствии с целями обучения и возможностями, особенностями обучающихся. Особенности содержания обучения на разных этапах непрерывного образования.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.
2. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 91-113.
3. Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика//Народное образование.1990. № 12
4. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава 7.
5. Петербургская школа: образовательные программы. /Под ред. О.Е. Лебедева. СПб., 1999.
6. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 4 , § 1.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 2. Глава 9.
8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 7.
Дополнительная
1. Беспалько В.П.Стандартизация образования: основные идеи и понятия.//Педагогика. 1993. № 5.
2. Грицевский И.М., Грицевская С.Э.От учебника — к творческому замыслу урока. Книга для учителя. М., 1990.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л А.Как учить школьников работать с учебником. М., 1987.
4. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. № 1. С. 18-20.
5. Зуев Д.Д.Учебная книга — источник становления личности школьника // Педагогика. 1995. № 1. С. 3-10.
6. Лернер И,Я.Учебный предмет, тема, урок. М., 1988.
7. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1988. С. 366-385.
8. Проблемы школьного учебника (круглый стол)// Педагогика. 1999. №4
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Социальный опыт в содержании обучения. Различные подходы к отбору содержания обучения.
2. Системный характер содержания современного обучения.
3. Государственный стандарт.
4. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание обучения (учебный план, учебная программа, учебники). Отражение в документах современных подходов к содержанию обучения.
Задания
1.Прочитайте приложение № 7, выпишите компоненты содержания образования.
2.Проанализируйте учебные программы нескольких дисциплин, преподаваемых в начальной школе, выделите общие компоненты в их структуре.
3.Прочитайте приложение № 10, проанализируйте один из учебников с точки зрения реализации в нем функций учебника.
4.На основе анализа материала, представленного в приложении № 10, составьте схему «Структура учебника».
5.Проанализируйте один из учебников с точки зрения его структурных компонентов.
6. Подготовьте два реферативных выступления по работам, указанным в списке дополнительной литературы: "Особенности работы учителя с текстовыми компонентами учебника" и
"Специфика работы учителя с внетекстовыми компонентами учебника".
7. Составьте несколько тезисов в доказательство того, что со-
держание обучения в школе нуждается в постоянном изменении,
совершенствовании.
Приложение № 7
И. Лернер