Понятие «агрессии» и ее основные виды
Министерство образования и науки образования Республики Тыва
ФГБОУ ВПО «Тувинский Государственный Университет»
Кызылский педагогический институт
Кафедра педагогики
Курсовая работа
по дисциплине "Теория обучения и воспитания"
на тему: «Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников»
Студент:Ортээлек Валерия Анзоровна
Специальность: Психолого-педагогическое образование 1 курс
Научный руководитель:
декан филологического факультета,
кандидат педагогических наук
Мунзук Т.Т
Кызыл, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН...............0
1.1. Понятие «агрессии» и ее основные виды...........................................................0
1.2. Основные причины возникновения агрессии....................................................0
2. АГРЕССИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.....................................00
2.1. Опасность СМИ для школьников.....................................................................00
3. АГРЕССИЯ В СМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА........................00
3.1. Агрессия и педагогика.......................................................................................00
3.2. Влияние СМИ на современных школьников...................................................00
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................00
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................00
ВВЕДЕНИЕ
Последние несколько лет исследование проблемы агрессивного поведения подростков стало чуть ли далеко не пользующимся популярностью направлением исследовательской работы специалистов по психологии всего мира. В Европе и Америке часто ведутся международные конференции, симпозиумы и семинары по данной проблематике. И естественно, при таком варианте идет речь не столько о научной моде, сколько о специфичной реакции психолого-педагогического общества на беспрецедентный подъем злости и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. И данная реакция видится нам полностью адекватной и актуальной. Пока же сложно заявить, состоялся ли теснее переход накопленного числа разнородных этих и изготовленных на их основании выводов в новое качество познания о парадоксе агрессии, приблизились ли мы к новенькому, наиболее основательному и непротиворечивому пониманию сути агрессивного поведения подростков. Агрессия исследуется далековато не совсем только в психологии и педагогике: ею промышляют биологи, этологи, социологи, адвокаты, используя собственные методы и подходы. Однако, такая проблема находится в ведении преимущественно психологии и педагогики.
Последние несколько лет у родителей и у экспертов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. Но даже это не нечаянно, так как вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах совсем не редкость. В связи с тем, собственно дети так нередко сталкиваются с насилием в масс-медиа, навязываются выводы, собственно похожая «видеодиета» сможет увеличить у ребят предрасположенность к агрессивному поведению. И вовсе не ненароком данная тема, представляющая отличительный интерес для науки и владеющая высочайшей общественной значимостью, заключительное время притягивает к себе все наиболее пристальное внимание исследователей. Объектом нашего исследования выступит именно человеческая агрессия. Мы станем осматривать агрессию как форму общественного поведения, включающее прямое и опосредованное взаимодействие по крайней мере двух человечьих индивидов. Предметом работы, здесь выступают сами средства глобальной информации как один из основных источников воздействия на повышение агрессии среди школьников.
Целью является определение воздействия средств массовой информации на повышение агрессии у школьников. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2) Следует изучить понятие «агрессии», ее основные виды и причины возникновения;
3) Определить роль средств массовой информации в жизни школьника, и какую опасность они представляют;
4) Выявить способы предотвращения и предупреждения распространения агрессии среди школьников.
АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Понятие «агрессии» и ее основные виды.
Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение - это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантное поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.
Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo - провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов - уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками - обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков.
Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития.
В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.(Delgado H.)
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson)
Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.
Арнольд Басс предложил наиболее, быть может, известную из таких без мотивационных концепций. Басс попытался определить агрессию дескриптивным способом, не используя субъективные идеи, такие, как «намерение». Басс указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно; ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку».
Подобное определение сразу же порождает очевидную проблему: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому-то вред. Пешеход, нечаянно толкнувший кого-то в потоке людей, конечно же, должен трактоваться иначе, чем школьный хулиган, намеренно обижающий других детей.
Предположим для себя, что мужчина взбесился замечанием собственной супруги и в ярости наносит ей удар. Как и кое-какие иные, мы представили бы, что это агрессивное нападение вызвано в значимой мере внутренним побуждением и нацелено до этого всего на то, чтобы намести обида или же причинить жертве вред. Например , почти все общественные научные работники да и неспециалисты не устанавливают выговор на причинение жертве вреда, а считают, что у злости имеют все шансы быть абсолютно другие цели. Муж имеет возможность считать, что побоями и причинением страданий супруге он сможет утвердить свое преобладание над ней, приучить супругу не нервировать его в грядущий раз, добиться контроля в угрожающей истории и например дальше.
Многие из социальных ученых считают, что большинство агрессивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жертве агрессии. В основном соглашаясь с тем, что агрессоры действуют расчетливо, рационально, сторонники данного подхода утверждают, что нападающие имеют и другие цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жертвам: желание влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сформировать благоприятную (предпочитаемую) идентичность. Разумеется, иногда поведение определяется одновременным действием различных факторов. Агрессоры могут стремиться добиться своего или утвердить свою власть с тем, чтобы повысить чувство собственной ценности.
Другие теоретики идут дальше, считая, что агрессия включает не только принуждение. С их точки зрения, агрессивное поведение часто бывает направлено на поддержание и усиление власти и доминирование нападающего. Агрессор может нападать на жертву, стремясь добиться выполнения своих желаний, но, как считают сторонники данного подхода, его главная цель — утвердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие позиции.
Агрессия может служить реализации других целей. Даже если агрессия всегда включает намерение причинить ущерб, это не всегда является главной целью. Агрессоры, совершая нападения на свои жертвы, могут преследовать иные цели. Солдат хочет убить своего врага, но его намерение может проистекать из желания защитить свою собственную жизнь, может быть способом проявить патриотизм или же быть продиктовано стремлением заслужить одобрение своих командиров и друзей. Киллер, нанятый криминальными элементами, может стремиться убить определенное лицо, но делает это с целью заработать большую сумму денег. Аналогично, члены уличных криминальных банд могут напасть на группу прохожих, появившихся в их квартале, желая показать чужакам, какие они крутые парни, которым лучше не попадаться на пути. Разгневанный муж может поколотить свою жену с тем, чтобы утвердить свою доминирующую позицию в семье. Во всех этих случаях, хотя агрессоры имеют намерение причинить ущерб или даже убить свою жертву, оно не является их основной целью. Нападение в этих случаях является скорее средством достижения некоторой другой цели, которая для них более важна, чем причинение ущерба их жертве. Мысль об этой цели инициирует атаку.
Психологи обозначают действие, которое совершается для достижения какой-то внешней цели, а не ради удовольствия от самого действия, «инструментальным поведением». Аналогично и агрессивное поведение, имеющее другую цель помимо причинения ущерба, называется «инструментальной агрессией». Утверждения о том, что человеческая агрессия обычно является попыткой принуждения или стремлением сохранить свою власть, доминирование или социальный статус, в основном расценивают большую часть агрессивных действий как проявление инструментальной агрессии.
Некоторые испытывают удовольствие оттого, что причиняют вред другим людям. Понятие эмоциональной агрессии выражает тот факт, что, совершая агрессивные действия, человек может испытывать удовольствие. Многие люди стремятся причинить кому-нибудь ущерб, когда они находятся в подавленном настроении, и, достигая своей цели, получают удовлетворение, так как избавляются от депрессии. Они могут при этом даже испытывать удовольствие и тем самым получать психологическое вознаграждение, причиняя ущерб своим жертвам (до тех пор, пока сами не начинают страдать от негативных последствий своего поведения). Некоторые люди живут во враждебном окружении, и их часто провоцируют. Другие люди, например многие подростки из бедных семей, проживающих в больших городах, часто сталкиваются с невозможностью достижения целей, которые ставит перед ними общество. Они не уверены в ценности собственной личности и чувствуют себя бессильными в окружающем мире, который они не могут контролировать. Порой они кипят едва скрываемым возмущением. Каковы бы ни были источники неудовольствия, возмущения, гнева людей, следует признать, что некоторые из них постоянно испытывают побуждения к тому, чтобы атаковать других. Поэтому есть все основания полагать, что, атакуя других людей в подобных случаях, они имеют возможность научиться тому, что агрессия может доставлять удовольствие. Более того, предположим, что такие агрессоры находят также, что, нападая на окружающих, можно получать и другие выгоды: они могут доказать свою мужественность, продемонстрировать, какие они сильные и значимые, завоевать статус в своей социальной группе и так далее. Достижение этих целей учит тому, что агрессия может быть вознаграждающей формой поведения. Повторяющееся получение подобных вознаграждений за агрессивное поведение приводит их к открытию того, что агрессия сама по себе доставляет удовольствие. Независимо от того, как именно это происходит, в результате некоторые люди приходят к тому, что совершают агрессивные действия ради удовольствия от причинения ущерба другим людям, а не только в целях достижения тех или иных выгод. Они могут атаковать кого-либо, даже не будучи эмоционально возбужденными, просто потому, что уже знают: это доставит им удовольствие. Если, например, они скучают или не в духе, то могут отправиться на поиски агрессивных развлечений.
Логично предположить, что этот вид агрессии гораздо более распространен, чем многие думают. Банды, совершающие агрессивные действия, связанные с насилием, атакуют других ради удовольствия, получаемого от причинения боли, также как и ради достижения чувства силы, контроля, власти над другими.
Помимо выражений «инструментальная агрессия» и «эмоциональная агрессия» для обозначения этих видов агрессии могут быть использованы и другие термины. Но какие бы определения мы ни применяли, имеет смысл рассматривать инструментальную агрессию как относительно рациональную и легко понимаемую форму поведения (во всяком случае, с точки зрения выгоды агрессора), а эмоциональную — как значительно менее контролируемую сознательно.