Дистанционные технологии обучения
(12 летняя школа: Концепция. - М.,2001)
Дистанционное обучение - наиболее перспективная и развивающаяся форма современного образования. По мнению зарубежных экспертов в недалеком будущем на долю дистанционных форм образования человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий и самообразованием.
Дистанционное обучение предполагает пространственную или временную удаленность друг от друга субъектов образования, взаимодействующих между собой посредством различных телекоммуникаций, таких, как электронная почта E-mail, «Всемирная паутина» WWW, система общения в реальном времени Chat, видеоконференции и других возможностей сети Интернет.
Основная предпосылка внедрения дистанционного обучения в общеобразовательную практику — интенсивное развитие отечественной информационной структуры и как следствие - повышение информационной культуры общества. Так, рынок услуг связи в России растет примерно на 7% в год (в США прирост составляет примерно 2% в год). Сегодня в России зарегистрировано около 1 млн. пользователей сети Интернет, включая пользователей услуг электронной почты. Для сравнения - во всем мире по состоянию на сентябрь 1998 г. по данным NUA Internet Surveys насчитывается 147 млн. пользователей.
Образовательные телекоммуникации в России развиваются с 1988 года (Российско-американский проект «Школьная электронная почта»). Сегодня все большее число российских школ получают доступ к Интернет, участвуют в дистанционных проектах. В русскоязычной части «Всемирной паутины» на начало 1999 года в поисковой системе Rambler зарегистрировано 504 сервера, имеющих образовательную направленность, - это серверы школ, вузов. Центров, различных педагогических изданий, базы данных и др. (Эта же поисковая система в январе 1999 года показала, например, наличие 97025 русскоязычных страниц, в которых есть слово «образование», а также 525 страниц со словами «образовательные стандарты общеобразовательной школы».)
Другая значимая предпосылка развития дистанционного обучения — это его экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных центров дистанционного обучения показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания образования, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, за счет экономии использования учебных площадей, технических и транспортных средств.
По сравнению с очным обучением дистанционное обучение имеет ряд дополнительных возможностей, имеющих существенное образовательное значение для будущей 12-летней школы:
- резкое увеличение объема доступных образовательных и научных массивов, быстрый и эффективный доступ к мировым культурным и научным сокровищам из любого населенного пункта, имеющего доступ к Интернет;
- получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности; аналогичные возможности получают педагоги, которые могут обсуждать свои профессиональные проблемы с единомышленниками из других городов и стран, проводить совместные дистанционные занятия;
- усиление активной роли учащегося в образовании: в выборе средств, форм и темпов изучения различных образовательных областей; увеличение творческой составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;
- возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистантных проектах, конкурсах, олимпиадах; широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;
- более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей деятельности для всех желающих, снятие психологических проблем, связанных с коммуникацией школьников. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения.
Удаленность друг от друга учеников, педагогов и средств обучения предполагает наличие особых педагогических форм, методов и технологий. Институт общего среднего образования РАО сотрудничает с Центром дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.techno.ru), в котором ведется разработка и экспериментальная проверка дистанционных педагогических технологий, опирающихся на личностную креативную деятельность дистантных учащихся. Анализ имеющегося опыта Центра по организации дистанционных проектов, курсов и семинаров для учеников и учителей, позволил выделить принципиальные элементы организации дистанционного обучения креативного типа. Рассмотрим эти элементы, представляющие основу технологии дистанционного креативного обучения.
Основой дистанционного обучения креативного типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися. Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса. Например, если в качестве ожидаемого образовательного продукта выступает трактат об исследовании учеником конкретного явления, то дистанционный учебный процесс предполагает специальные занятия, посвященные видам и способам исследований, формам представления и экспертизы полученных результатов, методам дистанционных коллективных обсуждений итоговых работ учеников.
Образовательные продукты, создаваемые дистантным учеником, как правило, соответствуют его внутренним личностным приращениям. Поэтому система контроля внешних образовательных результатов учащихся позволяет осуществлять непрерывную диагностику их личностного образовательного приращения. Оценка результатов обучения происходит путем сопоставления как минимум двух образовательных продуктов ученика, выполненных им, например, в начале и в конце изучения темы. Так, в дистанционном образовательном проекте «Мой виртуальный дом», проводимом Центром «Эйдос» среди сотен русскоязычных и англоязычных школьников, участникам сразу предлагается составить и описать на английском языке эскиз своего жилища и лишь после выполнения последующих учебных действий подготовить второй вариант работы. Количественно-качественная диагностика отличий двух внешних результатов позволяет установить степень личностного образовательного приращения каждого участника дистанционного обучения.
Возрастание объема научно-образовательных Интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет роль содержания образования. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источниках — учебниках и пособиях, основное назначение которых — трансляция ученикам отобранного содержания. Прогрессирующее увеличение объема и доступности образовательной информации, которая имеется в Web-среде, на CD-ROM и DVD-носителях, в электронных книгах и виртуальных библиотеках, уже не требует от ученика ее усвоения. Более значимым оказывается выбор или построение того личностно-ориентированного содержания образования, которое отвечает программе занятий каждого ученика. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «вебквестов» — тематически подобранных гипертекстовых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию обучения учеников.
Уникальность Web-сайтов по их информационной доступности для учеников, учителей и школ, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, делает их универсальными источниками образовательной среды для решения традиционных и нетрадиционных задач. Использование кибер-библиотек, возможность пополнения их собственными материалами является эффективным средством мотивации и образовательной самореализации учащегося. Публикация и рассылка своих работ для свободного и обширного доступа к ним со стороны всех интересующихся стимулирует учебную деятельность дистантных учеников.
Другим средством дистанционного обучения является электронный учебник. Для сравнения традиционных учебников с электронными перечислим достоинства и преимущества последних. Электронные учебники практически вечны, не боятся износа и старения, не занимают много места и очень мобильны. Электронный учебник или материал из него учитель может быстро отослать ученику по электронной почте или поместить на Web―сайт. В электронной библиотеке с помощью поисковых систем легче сориентироваться и найти нужный учебник, а также мгновенно отыскать нужную информацию в нем: понятие, закон, имя ученого, параграф. Электронному учебнику можно придать любую удобную для чтения форму ― цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению. Учитель при необходимости может ограничить доступ конкретных дистантных учеников к электронному учебнику или его части, размещенного на Web―сайте, тем самым создавая возможности индивидуального темпа и траектории обучения.
С помощью машинного переводчика электронный учебник можно быстро перевести на другой язык. В него можно добавлять свои комментарии, ссылки, а цитаты из электронного учебника легко применять в собственных работах. Учитель или ученик могут участвовать в составлении собственного электронного учебника, в добавлении к нему заданий или материалов без существенных затрат на переиздание.
Для усиления образовательной роли личности учащегося на всех уровнях учебного процесса включается система создания или выбора учеником: его образовательных смыслов и целей, учебного содержания, доминантных направлений занятий, форм и темпов обучения в различных образовательных областях и др. Сопровождающую роль в образовании ученика выполняет очный или дистантный тьютор — педагог особого типа, способный структурировать и выстраивать образовательную среду, соответствующую изменяющейся сущности учащегося. Педагог оказывает помощь учащимся в отыскании информации, необходимой для изучения дистантных курсов, ориентирует их не только на локальную имеющуюся у ученика информацию, но и на глобальную информацию сети Интернет. Работа дистантного ученика с сетями и электронными библиотеками обеспечивает ему практику поиска и оценки информации; такой опыт — необходимый компонент поддержки самообразования ученика после окончания им дистантных курсов или школы,
Преимуществом дистанционного обучения является возможность учета индивидуальных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и одноклассниками. Учащиеся дистанционной школы имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости. Дистантному обучению свойственна высокая мотивация и развитые познавательные способности учащихся, поскольку только в этом случае они смогут заниматься в интерактивном режиме. Кроме самомотивации к учащемуся дистанционного класса предъявляются такие требования, как дисциплина труда, отсутствие технофобии, ориентированность на решение технических и иных проблем, умение создавать образовательную продукцию в письменной и графической форме, развитая способность выражать себя в телекоммуникации.
Существенную роль в дистанционном учебном процессе играет интерактивность занятий, осуществляемых при помощи электронных телекоммуникаций. Например, использование Chat-формы проведения дистанционных занятий позволяет способному ученику (и учителю) находиться одновременно в нескольких виртуальных классах и вести обучение более интенсивно, чем это возможно в очном обучении. Совершенно особым образом может быть в этом случае организована групповая работа дистантных учеников, занимающихся в отдельных комнатах Chata.
Креативный характер дистанционного обучения реализуется с помощью других форм и методов дистанционного творчества: методов участия в E-mail, Chat и видеоконференциях, дистанционного варианта «мозгового штурма», способов создания и защиты учениками образовательных Web―страниц, методов работы с поисковыми системами, методов выполнения дистантных исследовательских работ и коллективных образовательных проектов. Эффективны, например, такие дистантные формы занятий, как деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальные экскурсии.
Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся является Международная дистанционная эвристическая олимпиада, проводимая Центром дистанционного образования «Эйдос» ежегодно. Соревнование происходит в метапредметных номинациях типа «Символ», «Феномен», «Конструкция», задания которых не имеют однозначных решений. Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в различных городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Участники олимпиады могут продолжать сотрудничество в рамках более длительных дистанционных проектов, органично вытекающих из отдельных номинаций олимпиады.
Возможность демонстрации учениками продуктов своей образовательной деятельности увеличивает число потенциальных Web―зрителей, что создает широкие возможности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собственную позицию в данной образовательной области, становится автором научного, художественного или иного произведения. Современные текстовые, графические и HTML―редакторы позволяют учащимся работать с самыми разнообразными выразительными средствами — гипертекстом, графикой, звуком, видео для того, чтобы представить свою работу в репрезентативном виде. Творческие работы участников дистанционных курсов, проектов и олимпиад являются предметом последующих образовательных коммуникаций учащихся и педагогов.
Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет свою специфику, определяющую особенности образовательного процесса. И наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий. Например, индивидуальные дистанционные занятия (тьюторство) и организация дистанционного обучения в группе нуждаются в различных телекоммуникационных формах. Для индивидуальных занятий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможностей E-mail. Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым является режим телеконференций. Например, педагог-инструктор с помощью инструктивных заданий обеспечивает определенное количество ученических взаимодействий: каждому участнику виртуального класса предписывается получить 3 рецензии на свою работу от его одноклассников. Список одноклассников и система их выбора рассылается всем учащимся. Подобная технология освобождает педагога от необходимости взаимодействия с каждым учеником при одновременном достижении высокой интенсивности образовательной деятельности учащихся.
Укажем принципиальную особенность рассматриваемой технологии: образовательные продукты учащегося оказываются результатом его личной образовательной деятельности, а не взятыми из информационных источников. При увеличении информационных банков данных с различными рефератами, курсовыми работами и т.п. поиск подходящего материала не составляет особого труда для подключенного к сети учащегося, как не обеспечивает и его образовательного развития в изучаемой области. Если учесть тенденцию развития программных средств обработки информации типа «мастера писем», рефератов или сочинений, то в недалеком будущем любой школьник будет иметь инструмент создания нового продукта, используя для этого соответствующий программный конструктор. Уже сегодня десятки тысяч школьников используют общедоступные в Интернет коллекции готовых рефератов и контрольных работ, которые «сдают» своим ничего не подозревающим учителям. Такое положение дел может привести к девальвации традиционных образовательных целей и потребует от педагога переключения внимания от конечного учебного продукта на организацию и оценку собственной продуктивной деятельности ученика по предмету. Технология дистанционного обучения креативного типа решает эту проблему.
Отдельно остановимся на системе оценивания результатов дистанционного обучения, которая зависит от применяемых форм занятий и других факторов. Например, возможно полностью дистантное обучение, когда очные контакты учеников и учителей отсутствуют. Другой вариант оценивания предусматривает очные контакты учащихся с преподавателями, например, в начале и в конце курса (семестра, года), когда проводится очный экзамен. Дистантное общение может включать специальную систему дистантного тестирования, степень достоверности которой устанавливает уровень и эффективность полученных учеником результатов.
Чтобы избежать сомнений в истинности оценки итоговых результатов дистантных учащихся (свойственных, впрочем, не только дистанционному обучению), мы предлагаем проверять и оценивать не итог, а процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуальную траекторию «прохождения» изучаемых тем, степень отличия предъявляемых учениками результатов от стандартных и общедоступных в информационных сетях и библиотеках данных. Процессуальный контроль, базирующийся на ученическом целеполагании, рефлексии и других видах образовательной деятельности школьников, позволяет предотвратить отчуждение дистантного ученика от реального образования, ликвидировать формализм оценки его результатов.
Деятельностные критерии оценки результатов дистанционного обучения имеют приоритет перед информационными. Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оцениваться будет сам процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных. Устный или дистантный экзамен для учащихся строится на рефлексивных вопросах и заданиях следующего типа: Как вы выполняли данное задание? Каковы были ваши основные виды деятельности? Какие наиболее значимые для вас результаты вы получили и с помощью каких способов? В чем состояли ваши проблемы и трудности? Каким образом вы их преодолевали? Опишите подробно применяемые вами способы решения возникающих проблем. Рефлексивные вопросы подобного типа — необходимый компонент технологии дистанционного обучения. Рефлексия здесь — не только средство контроля, но и способ выявления, осознания и фиксации дистантными учащимся личностных образовательных результатов.
Вопрос об адекватности контрольных результатов ученика истинному уровню его обученности решается с помощью интенсивно развивающихся сетевых технологий криптозащиты, а также способов идентификации компьютером личности пользователя по его индивидуальным особенностям (пальцам, зрачкам, голосу, выражению лица). Современные компьютерные технологии окончательно снимают проблему валидности средств дистанционного контроля.
Открытость дистантных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов — одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Интернет. Очевидно, что в будущей 12-летней школе дистанционные формы обучения займут свое место как эффективное средство глобальных образовательных телекоммуникаций едином открытом образовательном пространстве.