Партийно-государственная (советская) дошкольная педагогика

Превращение школы в «орудие коммунистического пере­рождения общества». Основные принципы Единой трудовой школы • Становление системы общественного дошкольного вос­питания. Всероссийские съезды по дошкольному воспитанию. Педология и педагогика в 20-е годы. Партийно-правительствен­ные решения — создание нормативной базы дошкольных уч­реждений • Детские сады в годы Великой Отечественной вой­ны • Развитие общественного дошкольного воспитания в по­слевоенный период • Педагогические исследования и создание АПН РСФСР. Опытно-экспериментальная работа 60—80-х го­дов и ее влияние на практику дошкольного воспитания • Ре­форма школы 1984 г. Деятели советской педагогики

Октябрьские события 1917 г. положили начало новому периоду в развитии отечественной образовательной системы, становлению советской педагогики, методологической основой для которой стала марксистско-ленинская философия. Политическое, социально-эко­номическое устройство советского общества требовало постанов­ки и решения принципиально иных целей и задач в области обра­зования.

Созданное в первые дни советской власти новое правительство — Совет Народных Комиссаров — наряду с другими первоочередны­ми вопросами приступило к реформе народного образования.

На втором съезде Советов были назначены народные комисса­ры. Первым наркомом просвещения стал А. В. Луначарский. 29 ок­тября 1917 г. им было опубликовано обращение, в котором опре­делялись основные направления просветительской деятельности, а также структура управления народным образованием. На уровне правительства подчеркивалось, что как бы ни пришлось урезывать другие статьи народного бюджета, расходы на народное просве­щение должны быть высокими: «Щедрый бюджет просвещения — гордость и слава каждого народа». Была поставлена цель — органи­зация единой для всех граждан абсолютно светской школы в не­скольких ступенях. «Идеал — это равное и возможно более высо­кое образование всех граждан».

Созданная 9 ноября 1917 г. Государственная комиссия по на­родному образованию ведала многочисленными вопросами. Она осуществляла общее руководство народным просвещением; ее пред­седателем и исполнителем являлся народный комиссар. Среди ее 15 отделов был отдел дошкольного воспитания и помощи детям. В обращении от 26 ноября 1917 г. дошкольный отдел призвал всех работавших ранее и желавших работать в области дошкольного вос­питания прийти и творить «подлинное народное дело».

Вместо старого Министерства народного просвещения был сфор­мирован Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос, НКП) с 17 отделами, среди них был и дошкольный, который возглавила Д. А. Лазуркина. В декларации «О дошкольном воспита­нии» от 20 декабря 1917 г. подчеркивалось важное значение обще­ственного, бесплатного воспитания детей, которое должно начаться с первого дня рождения ребенка. Отмечалось, что «система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно це­лое со всей системой народного образования». Раннее обществен­ное всестороннее воспитание послужит залогом к развитию твор­ческой личности.

Правительственные учреждения приняли ряд постановлений, существенно повлиявших на структуру органов управления народ­ным образованием. Постановлением от 21 января 1918 г. Государ­ственной комиссией по народному образованию были ликвидиро­ваны учебные округа, дирекции и инспекции народных училищ. В январе — феврале была упразднена старая система управления на­родным образованием практически на всей территории России. Все учебные заведения были переданы Советам народных депутатов, а затем в ведение Наркомпроса. При местных Советах создавались отделы народного образования.

Ряд декретов — о ликвидации сословий, об отделении школы от церкви, о совместном обучении мальчиков и девочек, о введе­нии нового правописания и т. п. — оказали непосредственное вли­яние на политику в области образования. В первые месяцы суще­ствования нового государства были проведены многочисленные съезды учителей, работников образования, на которых поднима­лись политические вопросы, выдвигалось требование связать учи­тельскую деятельность с задачами социалистического строитель­ства, обсуждались основные направления реформирования шко­лы и т. п.

Не все работники образования поддержали нововведения, ока­зывалось активное сопротивление новой власти. Забастовки учите­лей в Москве, Петрограде и других городах потребовали от прави­тельства серьезных мер по привлечению старого учительства к но­вой работе. Принятые меры (повышение зарплаты, создание учи­тельских союзов и т. д.) позволили сгладить ситуацию.

Начало реформе школы было положено изданием следующих документов: 30 сентября 1918 г. на заседании ВЦИК было утверж­дено «Положение о Единой трудовой школе», а 16 октября 1918 г. государственной комиссией по просвещению опубликованы «Ос­новные принципы Единой трудовой школы», в которых указыва­лось, что «вся система нормальных школ от детского сада до уни­верситета представляет собою одну школу, одну непрерывную ле­стницу». Таким образом, впервые в отечественной истории до­школьные учреждения были включены в государственную систему об­разования.

В соответствии с изложенными принципами новая школа долж­на быть народной, бесклассовой, бесплатной, доступной, единой, про­фессионально ориентированной, трудовой, светской, общей для всех полов. В такой школе должен быть обеспечен принцип индивидуали­зации обучения, организовано школьное самоуправление. Предусмат­ривалось разнообразие типов школ, причем не только государствен­ных, но и частных. Отмечалось, что будут созданы условия для творческого поиска содержания и методов образования: «Нарком­прос будет определять программный минимум, и таким образом перед русской школой не будут закрыты искания по нескольким путям. Школа не может быть единой в горизонтальном направле­нии, единой она должна быть в направлении вертикальном».

Процесс переустройства школы на предлагаемых началах был рассчитан на значительный период времени. Осознавая трудность реформирования школы, руководители народного образования счи­тали важным провести хотя бы частичную реформу. Главное пре­пятствие заключалось в недостаточном числе и плохом оборудова­нии школ, неподготовленности учителей, а также в недостаточ­ной разработанности планов. На это и были нацелены усилия цен­тральных органов управления образованием в первое десятилетие советской власти.

Становление общественного дошкольного воспитания проходило в тесной связи с тенденциями политической и социально-эконо­мической жизни страны и имело свои особенности*.

Первый год работы дошкольного отдела НКП был посвящен организационным вопросам. В 1918 г. был разработан план «орга­низации дела дошкольного воспитания». Дошкольное воспита­ние рассматривалось как одна из насущнейших задач времени, так как «общее физическое и духовное вырождение детей трудя­щихся классов, как последствие социально-экономических при­чин, а в последнее время — обречение этих детей на голод, бла­годаря безработице и продовольственному кризису, — все эти

* См.: Литвин Л. Н. Становление и развитие системы общественного дошколь­ного воспитания в РСФСР (1917—1940): Автореф. дис.... докт. пед. наук. — СПб., 1993.

условия властно диктуют необходимость широкой и планомерной организации дела дошкольного воспитания в общегосударствен­ном масштабе».

Деятельность дошкольного отдела была направлена на пропа­ганду дошкольного воспитания (лекции, доклады, показатель­ные выставки, дошкольные музеи, детская и педагогическая литература и т.д.), подготовку дошкольных работников, организа­цию детских учреждений, которыми нужно было охватить всех детей до 8 лет.

Задача дошкольных учреждений была определена следующим образом: «Не только путем призрения дать детям с самого раннего возраста сносные условия существования, но наравне с тем дать этим детям общественное воспитание, в основу которого должна лечь идея дошкольного воспитания». Дошкольные учреждения долж­ны строиться на основах единения школы, семьи и среды. В основе лежит свободное воспитание, приобщение детей к труду и творче­ству, что даст простор развитию заложенных в них природой спо­собностей и разовьет самостоятельность, творческую инициативу и социальные чувства.

При отделах народного образования рекомендовалось создавать дошкольные отделы, которые на местах должны были проводить политику Наркомпроса. Все создаваемые дошкольные учреждения должны были обслуживать детей как пролетариата, так и деревен­ской бедноты и организовываться «в городах и в местечках».

Предлагались следующие типы дошкольных учреждений:

• ясли — для детей раннего возраста, их цель — освобождение матери и рациональная постановка ухода, закладывающего осно­вы крепкого физического и духовного здоровья;

• детский сад — для детей от 3 до 7 лет, где они проводят все рабочее время матери и получают пищу;

• площадки, где могут собираться дети разных возрастов, их цель — дать летом беспризорным детям улицы разумные занятия и развлечения под руководством взрослого;

• колонии (вывоз детей в дачную местность), создаваемые с целью поднятия общего физического и психического уровня де­тей, воспитание их в обстановке природы и свободного труда.

Таким образом, перед дошкольными учреждениями была поставле­на задача решения социальных и педагогических проблем.

Трудности положения дошкольных учреждений усугублялись кризисом в экономике страны, недостатком топлива, продоволь­ствия. В условиях начинавшейся гражданской войны и разрухи встала первостепенная задача — прежде всего сохранить детей. В связи с этим особым декретом СНК 4 февраля 1919 г. был уч­режден Совет защиты детей, которому было дано особое право налагать «вето» через соответствующих наркомов на распоряже­ния ведомств, если они ведут к явному ущербу для детей. Одной

из важных задач государства было определено снабжение детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помо­щью и эвакуация в хлебородные губернии (Уфа, Казань, Сибирь и др.). 17 мая 1919 г. издан декрет о бесплатном питании детей до 14 лет, который затем был распространен на детей до 16 лет.

Главная трудность этого периода — отсутствие педагогических кадров. Впервые проблему подготовки кадров дошкольных работников взяло на себя государство. Основой стала курсовая подготовка: были созданы центральные курсы в Москве, а также краткосрочные курсы на местах, высшие и средние педагогические учебные заве­дения по подготовке дошкольных работников в Петрограде, Москве и некоторых других городах. Но квалификация провинциальных работников была еще крайне низка, что сказывалось на качестве работы дошкольных учреждений. Чувствовалась острая потребность в оборудовании, учебных пособиях, материалах для занятий, иг­рушках и т. д.

Не менее важной была методическая помощь начинающим педа­гогам в виде печатных материалов. До 1918 г. включительно выхо­дил журнал «Свободное воспитание». В издаваемом с 1918 г. «Еже­недельнике Наркомпроса» публиковались инструктивные матери­алы, материалы из опыта работы, консультации опытных до­школьных работников столичных городов, переводы произведе­ний зарубежных авторов. С 1918 по 1922 г. издавался «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса», ставивший задачу «учесть всю педагогическую работу дошкольных учреждений». В 1919 г. был из­дан «Справочник по дошкольному воспитанию», где, в частно­сти, была опубликована «Инструкция по ведению очага и детско­го сада». В ней определялись основные принципы организации дет­ского сада. При ее составлении широко использовался опыт доре­волюционных дошкольных учреждений Москвы и Петрограда. В приложениях давались рекомендации по проведению игр, при­водился перечень песен и музыкальных произведений, используе­мых в работе с детьми, а также списки книг для детей и руководи­тельниц и другой материал.

Необходимость подвести первые итоги дошкольной работы как в центре, так и на периферии, объединить дошкольных работни­ков страны вызвала к жизни идею о проведении Первого Всерос­сийского съезда по дошкольному воспитанию, который был созван в конце апреля 1919 г. Съезду предшествовали конференции заведу­ющих губернскими дошкольными подотделами, на которых опре­делились вопросы, вынесенные в повестку дня.

Состоявшийся за месяц до него VIII съезд РКП (б), на котором была принята программа партии, поставил перед дошкольными работниками конкретные задачи: в первую очередь улучшение об­щественного воспитания через создание сети бесплатных детских садов, очагов, яслей и раскрепощение женщины.

Основными вопросами съезда стали задачи дошкольного вос­питания, связанные с новыми формами общественной жизни: определение основного типа дошкольного учреждения; подготовка дошкольных работников; организация детских учреждений для детей национальных меньшинств; организация дела дошкольного вос­питания в государственном масштабе и др. С докладами выступили Д. А. Лазуркина, М. Я. Фрумкина, Л. К. Шлегер, Л. И. Чулицкая, С. Т. Шацкий, Е. И. Тихеева и др.

В докладе заведующей дошкольным отделом НКП Д. А. Лазуркиной подчеркивалась важность общественного воспитания с ран­него возраста, была сделана попытка обосновать задачи классово­го воспитания: «Нам нужно воспитать не только человека, но и гражданина Советской республики, человека, который будет спо­собен жить в будущей коммуне». Основной задачей учреждений по дошкольному воспитанию было названо «создание для детей до­школьного возраста нормальных условий жизни, способствующих гармоническому развитию членов трудового общества».

На съезде разгорелись оживленные споры и столкнулись раз­ные точки зрения, не по всем обсуждаемым вопросам делегаты пришли к единодушному решению. В резолюциях съезда был опре­делен основной тип дошкольного учреждения, которым был на­зван детский сад для детей 3 — 7 лет с шестичасовым пребыванием (при необходимости — более длительным пребыванием). Было ого­ворено, что количество детей на одну руководительницу не долж­но превышать 15 человек, в крайнем случае — 20. Основной фор­мой подготовки кадров была определена система курсов, прово­дивших работу на основе практического метода (предложение С. Т. Шацкого). В резолюциях съезда определялись также требова­ния к организации различных сторон дошкольных учреждений: ведение работы в детском саду на родном языке, связь с семьей, необходимость широкой постановки медицинской работы, кото­рая включает «специально-лечебное и врачебно-педагогическое» направление, специальную подготовку врачей для работы в дет­ских садах и т. д.

Значительным достижением съезда явилось принятие органи­зационного плана решения задач дошкольного воспитания в общего­сударственном масштабе. В соответствии с этим планом была пре­дусмотрена большая организационная работа по развитию систе­мы дошкольного воспитания, предусматривавшая самостоятель­ность местных органов управления дошкольным воспитанием; на дошкольный отдел НКП возлагалась обязанность координировать и объединять их работу, а также оказывать подотделам на местах всевозможную помощь. Были намечены мероприятия, направлен­ные на пропаганду идей общественного дошкольного воспитания среди населения, широкое издание популярной и агитационной литературы, пересмотр всей существующей литературы и изучение вновь выходящих книг по всем вопросам дошкольного воспи­тания и т. д.

В первые годы была проведена значительная работа по созда­нию дошкольных учреждений в городах. Благодаря этому уже в 1920 г. в дошкольных учреждениях России воспитывались более 250 тыс. детей. Это были бесплатные детские сады на 20 — 50 чело­век, открывавшиеся на государственные средства. Среди них — детские сады с четырех- и шестичасовым пребыванием детей, не­значительное количество очагов с более длительным пребывани­ем; детские площадки, детские колонии, детские дома, школы-детские сады, а также специальные детские сады для глухих и глу­хонемых детей.

Последствия военного коммунизма, гражданской войны (раз­руха, голод, топливный кризис и т.д.) привели к тому, что к 1921 г. у государства, продолжавшего поддерживать школу, не стало средств к расширению сети бесплатных дошкольных уч­реждений, и они были переданы в местные бюджеты, которые также были очень бедными. В результате в последующие годы от­мечается резкое сокращение количества детских садов и очагов, и к 1924 г. только 42 тыс. детей были охвачены общественным до­школьным воспитанием. К сокращению сети детских садов под­ходили очень осторожно: закрытию подлежали в основном уч­реждения, где не выдерживались требования санитарии и гигие­ны, на очень низком уровне находилась педагогическая работа. Параллельно с этим началась большая организационная работа по прикреплению детских учреждений к промышленным предприятиям, положившая начало созданию ведомственной сети дошкольных учреждений.

Особое внимание проблеме сохранения существующих дошколь­ных учреждений было уделено на Втором Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, созванном в конце ноября 1921 г. в пе­риод новой экономической политики. Несмотря на сокращение сети детских садов, съезд подтвердил положение о том, что дет­ский сад по-прежнему остается государственным и бесплатным. Было принято решение о пересмотре социального состава детей с целью наибольшего охвата детей рабочих. В связи с этим встал вопрос о создании типа детского учреждения, наиболее соответствующего нуждам трудящихся масс. Такими учреждениями, отвечающими по­требностям времени, съезд назвал детский дом и длительный дет­ский сад — очаг.

На Третьем Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (октябрь 1924 г.) были обсуждены вопросы, связанные с раз­вертыванием дошкольной работы в деревне. С докладом выступила Н. К. Крупская, подчеркнувшая политическое значение решения данной проблемы: через детский сад подойти к крестьянке и по­казать ей путь к новой коллективной жизни. Были разработаны

неотложные меры по организации разных типов дошкольных уч­реждений, подготовки кадров, выпуска специальной литературы, включению в эту работу представителей общественных и полити­ческих организаций, сельского учительства.

После выхода инструкции НКП «Об открытии дошкольных уч­реждений за счет общественных организаций» (1924) и дополне­ния к ней от 13 февраля 1926 г. о праве открывать дошкольные учреждения различным группам населения, а также инструкции «Об организации трудовых коллективов из безработных работни­ков просвещения» (1924) получили распространение детские сады, создаваемые домкомами, женотделами, фабричными и заводскими комитетами, группами частных лиц и т. д., что позволило несколько стабилизировать обстановку. Одновременно стали создаваться ве­черние дошкольные группы при клубах и детских садах, детские лет­ние и зимние площадки и другие «примитивные», дешевые дошкольные учреждения, нередко становившиеся основой стацио­нарных детских садов. В промышленных городах получили распро­странение ночные группы, увеличивалось число детских садов-оча­гов с десятичасовым пребыванием детей и т. д. Необходимость упо­рядочить организационную сторону работы детских садов вызвала к жизни создание первого Устава детского сада (1924), в котором были определены требования к комплектованию дошкольных уч­реждений детьми и сотрудниками, оговорены вопросы материаль­ной базы, управления, подчеркнута роль и функции Совета дет­ского сада. С 1925 г. была введена плата за обучение в детских садах, которая определялась в зависимости от дохода семьи. По­степенно количество дошкольных учреждений стало увеличивать­ся, и в 1926 г. в дошкольных учреждениях РСФСР воспитывалось уже 60,8 тыс. детей, а в 1928 г. — 85,9 тыс.

На Четвертом Всероссийском съезде по дошкольному воспита­нию (1928) было отмечено, что «дошкольное воспитание, явля­ясь одним из участков культурного строительства, направленно­го к созданию нового человека, раскрепощению и вовлечению трудящейся женщины в строительство страны, в значительной мере способствует разрешению общих задач культурной револю­ции». Учитывая потребности населения, съезд посчитал необхо­димым взять линию на организацию длительных детских садов, а также при необходимости переводить дошкольные учреждения при предприятиях на двух-, трехсменную работу, организовы­вать вечерние, ночные и интернатные группы. Был поставлен вопрос о необходимости расширения «нулевых групп», непо­средственно предшествующих школьному обучению. Взят ориен­тир на широкое вовлечение общественных сил и средств в созда­ние «примитивных дошкольных учреждений»: дневных и вечер­них детских комнат, уголков при клубах, домоуправлениях, об­щежитиях, избах-читальнях и т.д., детских площадок, частных

детских групп и других типов дошкольных учреждений, не требу­ющих больших затрат. Намечены мероприятия по широкой про­паганде вопросов воспитания через средства массовой информа­ции (радио, кино, периодическую печать), организации консуль­таций для населения, строительству зданий дошкольных учреж­дений.

Однако основная масса дошкольных учреждений была создана в городах европейской части России. Для огромных просторов Си­бири, многих отдаленных уголков большой страны детские сады были в то время еще экзотикой.

Летом 1929 г. по инициативе комсомола Москвы Наркомпросом был организован «дошкольный поход», который послужил им­пульсом к развитию дошкольного воспитания на всей террито­рии страны*. Он имел целью расширение сети дошкольных уч­реждений силами общественных организаций и частных лиц при минимальных затратах из госбюджета. Для создания материаль­но-финансовой базы похода организовывались специальные ме­роприятия: в центре и на местах создавались поощрительные фонды, организовывались субботники, привлекались средства населения. Большую помощь периферии оказывали студенты до­школьных отделений педвузов, которые во время летних практик выезжали в отдаленные регионы страны, где были не только про­пагандистами идей общественного дошкольного воспитания, но и непосредственными его организаторами. Проведение похода (1929 — 1932) совпало с принятием первого пятилетнего плана, коллективизацией и индустриализацией народного хозяйства, по­этому он имел важное политическое значение. Несмотря на огром­ные усилия и заметные успехи, основная задача похода, которая заключалась в стопроцентном охвате детей трудящего населения дошкольным воспитанием, не была выполнена. Сказались слабость материальной базы, дефицит специалистов. Тем не менее поход сыг­рал большую просветительскую роль, к дошкольному воспитанию было привлечено внимание общественных организаций, он спо­собствовал вовлечению женщин в производственную и обществен­ную жизнь страны.

С появлением пятилетних планов развития народного хозяйства в стране создание общественных дошкольных учреждений стало рас­сматриваться как одно из их направлений. В каждом плане обяза­тельно предусматривалось увеличение сети дошкольных учрежде­ний. В связи с этим встала проблема развития индустрии, обслу­живающей эту сферу: разработка типовых проектов зданий, про­изводство оборудования, мебели, игрушек и т. д. С 30-х годов на-

* См.: Медведева Г. А. Становление и развитие общественного дошкольного вос­питания в Российской Федерации с 1917 по 1932 г. (по материалам Алтайского края): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1992.

чалось строительство специальных помещений для детских садов удовлетворяющих санитарно-гигиеническим и педагогическим тре­бованиям.

В 1938 г. был утвержден новый Устав детского сада, в котором определялись цели воспитания в детском саду — всестороннее раз­витие детей и воспитание их в духе коммунизма. Конкретизирова­лись задачи работы, принципы комплектования, типы детских садов, их структура, определялись требования к питанию и поме­щению. Впервые было высказано, что заведующая и воспитатели должны иметь специальное образование.

Развитие сети дошкольных учреждений в последующие годы было связано с обстановкой в стране и регулировалось партийно-пра­вительственными документами. Так, в годы Великой Отечествен­ной войны были предприняты меры, направленные на увеличе­ние дошкольных учреждений, рост наполняемости возрастных групп, что было связано с необходимостью сохранить жизнь и здо­ровье детей, высвободить женщин-матерей для работы на произ­водстве. Местные органы власти, руководители предприятий обя­зывались изыскивать возможности для удовлетворения всех заяв­лений об устройстве ребенка в детский сад. В этот период появи­лись такие типы учреждений, как санаторные и интернатные дет­ские сады, сохранившиеся и в последующем. Огромная работа была проведена по эвакуации детских садов и семей с детьми из при­фронтовых районов. Дошкольные работники с честью решали по­ставленные перед ними задачи. В действовавших дошкольных уч­реждениях этого периода не было зарегистрировано ни одной круп­ной эпидемии. Сеть дошкольных учреждений в отдельных районах страны возросла в 2—4 раза.

Ряд официальных документов, вышедших в 1944 г., был на­правлен на подъем рождаемости, поддержку семей, многодетных и матерей-одиночек. Все намеченные мероприятия опирались на развитие разных типов дошкольных учреждений. В послевоенные годы началось восстановление зданий дошкольных учреждений в оккупированных районах. Потребность в общественном дошколь­ном воспитании по-прежнему была чрезвычайно велика.

С 1 сентября 1944 г. был объявлен прием в школы с 7 лет, что позволило несколько разгрузить детские сады. В Уставе детского сада (1944) подчеркивалось, что «детский сад является государ­ственным учреждением общественного советского воспитания де­тей в возрасте от 3 до 7 лет, имеющим целью обеспечить им всесто­роннее развитие и воспитание. Одновременно детский сад способ­ствует участию женщин-матерей в производственной, государствен­ной, культурной и общественно-политической жизни». Были опре­делены задачи детского сада, порядок открытия, структура, поря­док приема, отчисления и перевода детей, определены должност­ные обязанности сотрудников, функции родительского комитета и другие вопросы. Все дошкольные учреждения, независимо от их нахождения и подчинения, обязывались работать на основе еди­ного Устава. До конца 80-х годов это был действующий документ. В 1949 г. в стране было введено всеобщее обязательное семилет­нее образование, что привело в последующем к широкому разви­тию системы средних специальных учебных заведений, в том числе педагогических училищ. Это создавало предпосылки для дальней­шего развития сети дошкольных учреждений, куда стали прихо­дить квалифицированные кадры. Партийно-правительственные документы 40 — 50-х годов были направлены на дальнейшее разви­тие системы дошкольного воспитания, встал вопрос о необходи­мости усиления педагогической работы в яслях, находившихся в ведении органов здравоохранения, осуществления преемственно­сти в работе яслей и детского сада. Жизнь подсказала рациональ­ность объединения под одной крышей учреждений для детей раннего и дошкольного возраста.

В постановлении «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинско­го обслуживания детей дошкольного возраста» (1959) поставлена задача создания единой системы воспитания детей дошкольного воз­раста. Признано необходимым «объединить с учетом местных ус­ловий и возможностей два типа дошкольных учреждений — ясли и детский сад — в единое дошкольное детское учреждение». Созда­ваемые ясли—детские сады находились в ведении органов народ­ного образования. Появление нового типа дошкольного учрежде­ния, получившего большое распространение, вызвало к жизни пе­ресмотр нормативной базы дошкольного воспитания: появились новые типовые проекты зданий, типовые штаты (впервые была введена должность воспитателя-методиста, руководившего мето­дической работой в детском саду), разработаны требования к ме­дицинскому обслуживанию, питанию детей раннего и дошколь­ного возраста, а также другие вопросы. Было издано «Временное положение о дошкольном детском учреждения яслях-саде» (1960), в котором были изложены основы организации подобных учреж­дений, воспитывающих детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и обеспечивающих «всестороннее развитие детей дошкольного воз­раста, их правильное физическое, нравственное воспитание и ум­ственное развитие».

В 60 —70-е годы последовательно решались вопросы улучшения оснащения и оборудования дошкольных учреждений, укрепления их ма­териальной базы, методического обеспечения. Это было вызвано все­возрастающими требованиями к качеству дошкольного образова­ния, выдвигаемыми наукой. Были разработаны нормативные до­кументы для дошкольных учреждений специального назначения (для детей с различными отклонениями в развитии). Утверждены положения об инспекторе и методисте по дошкольному воспита-

нию разных уровней, о системе повышения квалификации до­школьных работников и многие другие.

В 80-е годы в связи с реформой школы, наметившей переход к обучению в школе с шестилетнего возраста, произошли некото­рые изменения в системе дошкольного воспитания. Было призна­но, что там, где есть для этого условия, необходимо создавать объ­единенные учреждения «школы—детские сады», а в классах для ше­стилеток в школах — создавать условия, приближенные к детско­му саду. Часть дошкольных учреждений пошла по пути переподго­товки своих воспитателей к работе по программе первого класса школы. Остро встал вопрос об осуществлении более тесной пре­емственности в работе детского сада и школы. Был принят ряд мер по поддержке семей, воспитывающих детей, в частности были ос­вобождены от платы за детский сад семьи с маленьким достатком, введены льготы для многодетных семей. К середине 80-х годов в СССР охват детей общественным дошкольным воспитанием со­ставил на селе около 39%, а в городе свыше 70%. Значительное количество дошкольных учреждений находилось в ведении раз­личных ведомств, что позволяло поддерживать их материальную базу на более высоком уровне, чем в учреждениях, подчинявших­ся органам народного образования.

Реформирование системы дошкольного воспитания, начатое с конца 80-х годов и продолжающееся и сегодня, направлено на решение новых целей и задач обновляемого общества, вставшего на путь демократизации всех сфер жизни.

Несомненные успехи в создании единой системы обществен­ного дошкольного воспитания явились итогом многолетних целе­устремленных усилий общества и государства по решению слож­ных социально-педагогических задач: создание устойчивой ма­териальной базы, а также научно-исследовательских и учебных учреждений системы дошкольного воспитания, обоснование его содержания, разработка программных документов, регламен­тирующих жизнедеятельность детских садов и многое другое. Ра­бота в этом направлении начиналась с первых лет советской власти.

В первые послереволюционные годы на государственном уров­не началась научная разработка вопросов дошкольного воспита­ния. В этих целях был создан ряд учреждений, занявшихся как под­готовкой кадров, так и научными исследованиями.

На базе Фребелевского института в Петрограде был организо­ван в 1918 г. Петроградский институт дошкольного образования (поз­же был объединен с ЛГПИ им. А. И. Герцена).

В 1918 г. в Москве открыт Институт дошкольного воспитания, который возглавил психолог К. Н. Корнилов (1879—1957). Это было научное учреждение, основными задачами которого были всесто­роннее научное изучение природы ребенка (педология), преимущественно в дошкольном возрасте; постепенное вырабатывание рациональных методов воспитания; широкое распространение зна­ний о природе ребенка и о методах воспитания. Институт состоял из четырех отделов: научного, учебного, информационного и из­дательского, а также медицинской и психологической лаборато­рии, опытного (экспериментального) детского сада и яслей. Ин­ститут занимался также организацией курсов по дошкольному вос­питанию. В 1921 г. Институт слился с Академией социального вос­питания, а возглавлявший его К. Н. Корнилов стал деканом со­зданного в этом же году педагогического факультета 2-го МГУ, где было открыто дошкольное отделение.

Другим центром, объединявшим дошкольную работу, был Цен­тральный музей дошкольного воспитания (Москва). Директором му­зея назначили Е. А. Аркина (1873 — 1948). Задачами музея стали: изучение и демонстрация истории развития систем дошкольного воспитания; централизация сбора, анализа и пропаганды лучших достижений дошкольной теории и практики. В 1919 г. в музее было три отдела: исторический; отдел, «рисующий фактическое состоя­ние и развитие дела дошкольного воспитания в разные эпохи, вплоть до настоящего времени»; отдел современных дошкольных учреждений. Позднее сложились два основных отдела: физическо­го воспитания, которым руководил Е. А. Аркин, и педагогический, который возглавляла Е. А. Флёрина.

Музей дошкольного воспитания был создан также в Петрогра­де на базе одного из детских садов. Он состоял из нескольких отде­лов, в которых были собраны материалы по развитию внешних чувств, обучению грамоте и счету, развитию речи ребенка; пред­ставлены детские игры и игрушки, детские развлечения и другие материалы, касающиеся устройства, оборудования, оснащения дет­ских садов, физического развития ребенка и т. д., имелись биб­лиотека, справочное бюро. Дошкольные работники могли не толь­ко познакомиться с содержанием постоянной экспозиции музея, но и брать на время нужные для детского сада предметы из пере­движного музея. Подобные музеи, создаваемые с целью ознаком­ления с практикой работы лучших дошкольных учреждений, ре­комендовалось иметь в крупных городах, а на местах организовы­вать специальные выставки.

В развитии теории и практики дошкольного воспитания 20-х го­дов можно выделить две тенденции*. Первая, являясь отражением принципов свободного воспитания, своими истоками уходила к «рус­скому наследству» отечественной дореволюционной педагогики. Это отразилось, в частности, на первых документах Наркомпроса по

* См.: Шикалова Т.Н. Становление и тенденции развития содержания до­школьного образования в отечественной педагогике 20-х годов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 1999.

дошкольному воспитанию. Так, Д. А. Лазуркина в 1918 г. отмечала: «Мы не подходим к ребенку с заранее намеченной программой, которую мы обязуемся выполнить, мы только учитываем те бла­гоприятные условия, при которых ребенку возможно развивать­ся гармонически»*. Эти же идеи можно проследить в работах К. Н. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, Л. К. Шлегер и др.

Вторая тенденция отражала стремление наполнить содержание образования идеологией марксизма и отвечала веяниям времени. Она положила начало научной разработке основ советской дошкольной педагогики.

Созванный Второй Всероссийский съезд по дошкольному воспи­танию поставил вопрос о пересмотре работы дошкольных уч­реждений. В рамках съезда работали секции: практики детского сада, подготовки работников, научно-врачебно-педагогическая. С докладами выступили Д. А. Лазуркина, П. П. Блонский и др.

Наши рекомендации