Партийно-государственная (советская) дошкольная педагогика
Превращение школы в «орудие коммунистического перерождения общества». Основные принципы Единой трудовой школы • Становление системы общественного дошкольного воспитания. Всероссийские съезды по дошкольному воспитанию. Педология и педагогика в 20-е годы. Партийно-правительственные решения — создание нормативной базы дошкольных учреждений • Детские сады в годы Великой Отечественной войны • Развитие общественного дошкольного воспитания в послевоенный период • Педагогические исследования и создание АПН РСФСР. Опытно-экспериментальная работа 60—80-х годов и ее влияние на практику дошкольного воспитания • Реформа школы 1984 г. Деятели советской педагогики
Октябрьские события 1917 г. положили начало новому периоду в развитии отечественной образовательной системы, становлению советской педагогики, методологической основой для которой стала марксистско-ленинская философия. Политическое, социально-экономическое устройство советского общества требовало постановки и решения принципиально иных целей и задач в области образования.
Созданное в первые дни советской власти новое правительство — Совет Народных Комиссаров — наряду с другими первоочередными вопросами приступило к реформе народного образования.
На втором съезде Советов были назначены народные комиссары. Первым наркомом просвещения стал А. В. Луначарский. 29 октября 1917 г. им было опубликовано обращение, в котором определялись основные направления просветительской деятельности, а также структура управления народным образованием. На уровне правительства подчеркивалось, что как бы ни пришлось урезывать другие статьи народного бюджета, расходы на народное просвещение должны быть высокими: «Щедрый бюджет просвещения — гордость и слава каждого народа». Была поставлена цель — организация единой для всех граждан абсолютно светской школы в нескольких ступенях. «Идеал — это равное и возможно более высокое образование всех граждан».
Созданная 9 ноября 1917 г. Государственная комиссия по народному образованию ведала многочисленными вопросами. Она осуществляла общее руководство народным просвещением; ее председателем и исполнителем являлся народный комиссар. Среди ее 15 отделов был отдел дошкольного воспитания и помощи детям. В обращении от 26 ноября 1917 г. дошкольный отдел призвал всех работавших ранее и желавших работать в области дошкольного воспитания прийти и творить «подлинное народное дело».
Вместо старого Министерства народного просвещения был сформирован Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос, НКП) с 17 отделами, среди них был и дошкольный, который возглавила Д. А. Лазуркина. В декларации «О дошкольном воспитании» от 20 декабря 1917 г. подчеркивалось важное значение общественного, бесплатного воспитания детей, которое должно начаться с первого дня рождения ребенка. Отмечалось, что «система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования». Раннее общественное всестороннее воспитание послужит залогом к развитию творческой личности.
Правительственные учреждения приняли ряд постановлений, существенно повлиявших на структуру органов управления народным образованием. Постановлением от 21 января 1918 г. Государственной комиссией по народному образованию были ликвидированы учебные округа, дирекции и инспекции народных училищ. В январе — феврале была упразднена старая система управления народным образованием практически на всей территории России. Все учебные заведения были переданы Советам народных депутатов, а затем в ведение Наркомпроса. При местных Советах создавались отделы народного образования.
Ряд декретов — о ликвидации сословий, об отделении школы от церкви, о совместном обучении мальчиков и девочек, о введении нового правописания и т. п. — оказали непосредственное влияние на политику в области образования. В первые месяцы существования нового государства были проведены многочисленные съезды учителей, работников образования, на которых поднимались политические вопросы, выдвигалось требование связать учительскую деятельность с задачами социалистического строительства, обсуждались основные направления реформирования школы и т. п.
Не все работники образования поддержали нововведения, оказывалось активное сопротивление новой власти. Забастовки учителей в Москве, Петрограде и других городах потребовали от правительства серьезных мер по привлечению старого учительства к новой работе. Принятые меры (повышение зарплаты, создание учительских союзов и т. д.) позволили сгладить ситуацию.
Начало реформе школы было положено изданием следующих документов: 30 сентября 1918 г. на заседании ВЦИК было утверждено «Положение о Единой трудовой школе», а 16 октября 1918 г. государственной комиссией по просвещению опубликованы «Основные принципы Единой трудовой школы», в которых указывалось, что «вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собою одну школу, одну непрерывную лестницу». Таким образом, впервые в отечественной истории дошкольные учреждения были включены в государственную систему образования.
В соответствии с изложенными принципами новая школа должна быть народной, бесклассовой, бесплатной, доступной, единой, профессионально ориентированной, трудовой, светской, общей для всех полов. В такой школе должен быть обеспечен принцип индивидуализации обучения, организовано школьное самоуправление. Предусматривалось разнообразие типов школ, причем не только государственных, но и частных. Отмечалось, что будут созданы условия для творческого поиска содержания и методов образования: «Наркомпрос будет определять программный минимум, и таким образом перед русской школой не будут закрыты искания по нескольким путям. Школа не может быть единой в горизонтальном направлении, единой она должна быть в направлении вертикальном».
Процесс переустройства школы на предлагаемых началах был рассчитан на значительный период времени. Осознавая трудность реформирования школы, руководители народного образования считали важным провести хотя бы частичную реформу. Главное препятствие заключалось в недостаточном числе и плохом оборудовании школ, неподготовленности учителей, а также в недостаточной разработанности планов. На это и были нацелены усилия центральных органов управления образованием в первое десятилетие советской власти.
Становление общественного дошкольного воспитания проходило в тесной связи с тенденциями политической и социально-экономической жизни страны и имело свои особенности*.
Первый год работы дошкольного отдела НКП был посвящен организационным вопросам. В 1918 г. был разработан план «организации дела дошкольного воспитания». Дошкольное воспитание рассматривалось как одна из насущнейших задач времени, так как «общее физическое и духовное вырождение детей трудящихся классов, как последствие социально-экономических причин, а в последнее время — обречение этих детей на голод, благодаря безработице и продовольственному кризису, — все эти
* См.: Литвин Л. Н. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания в РСФСР (1917—1940): Автореф. дис.... докт. пед. наук. — СПб., 1993.
условия властно диктуют необходимость широкой и планомерной организации дела дошкольного воспитания в общегосударственном масштабе».
Деятельность дошкольного отдела была направлена на пропаганду дошкольного воспитания (лекции, доклады, показательные выставки, дошкольные музеи, детская и педагогическая литература и т.д.), подготовку дошкольных работников, организацию детских учреждений, которыми нужно было охватить всех детей до 8 лет.
Задача дошкольных учреждений была определена следующим образом: «Не только путем призрения дать детям с самого раннего возраста сносные условия существования, но наравне с тем дать этим детям общественное воспитание, в основу которого должна лечь идея дошкольного воспитания». Дошкольные учреждения должны строиться на основах единения школы, семьи и среды. В основе лежит свободное воспитание, приобщение детей к труду и творчеству, что даст простор развитию заложенных в них природой способностей и разовьет самостоятельность, творческую инициативу и социальные чувства.
При отделах народного образования рекомендовалось создавать дошкольные отделы, которые на местах должны были проводить политику Наркомпроса. Все создаваемые дошкольные учреждения должны были обслуживать детей как пролетариата, так и деревенской бедноты и организовываться «в городах и в местечках».
Предлагались следующие типы дошкольных учреждений:
• ясли — для детей раннего возраста, их цель — освобождение матери и рациональная постановка ухода, закладывающего основы крепкого физического и духовного здоровья;
• детский сад — для детей от 3 до 7 лет, где они проводят все рабочее время матери и получают пищу;
• площадки, где могут собираться дети разных возрастов, их цель — дать летом беспризорным детям улицы разумные занятия и развлечения под руководством взрослого;
• колонии (вывоз детей в дачную местность), создаваемые с целью поднятия общего физического и психического уровня детей, воспитание их в обстановке природы и свободного труда.
Таким образом, перед дошкольными учреждениями была поставлена задача решения социальных и педагогических проблем.
Трудности положения дошкольных учреждений усугублялись кризисом в экономике страны, недостатком топлива, продовольствия. В условиях начинавшейся гражданской войны и разрухи встала первостепенная задача — прежде всего сохранить детей. В связи с этим особым декретом СНК 4 февраля 1919 г. был учрежден Совет защиты детей, которому было дано особое право налагать «вето» через соответствующих наркомов на распоряжения ведомств, если они ведут к явному ущербу для детей. Одной
из важных задач государства было определено снабжение детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помощью и эвакуация в хлебородные губернии (Уфа, Казань, Сибирь и др.). 17 мая 1919 г. издан декрет о бесплатном питании детей до 14 лет, который затем был распространен на детей до 16 лет.
Главная трудность этого периода — отсутствие педагогических кадров. Впервые проблему подготовки кадров дошкольных работников взяло на себя государство. Основой стала курсовая подготовка: были созданы центральные курсы в Москве, а также краткосрочные курсы на местах, высшие и средние педагогические учебные заведения по подготовке дошкольных работников в Петрограде, Москве и некоторых других городах. Но квалификация провинциальных работников была еще крайне низка, что сказывалось на качестве работы дошкольных учреждений. Чувствовалась острая потребность в оборудовании, учебных пособиях, материалах для занятий, игрушках и т. д.
Не менее важной была методическая помощь начинающим педагогам в виде печатных материалов. До 1918 г. включительно выходил журнал «Свободное воспитание». В издаваемом с 1918 г. «Еженедельнике Наркомпроса» публиковались инструктивные материалы, материалы из опыта работы, консультации опытных дошкольных работников столичных городов, переводы произведений зарубежных авторов. С 1918 по 1922 г. издавался «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса», ставивший задачу «учесть всю педагогическую работу дошкольных учреждений». В 1919 г. был издан «Справочник по дошкольному воспитанию», где, в частности, была опубликована «Инструкция по ведению очага и детского сада». В ней определялись основные принципы организации детского сада. При ее составлении широко использовался опыт дореволюционных дошкольных учреждений Москвы и Петрограда. В приложениях давались рекомендации по проведению игр, приводился перечень песен и музыкальных произведений, используемых в работе с детьми, а также списки книг для детей и руководительниц и другой материал.
Необходимость подвести первые итоги дошкольной работы как в центре, так и на периферии, объединить дошкольных работников страны вызвала к жизни идею о проведении Первого Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию, который был созван в конце апреля 1919 г. Съезду предшествовали конференции заведующих губернскими дошкольными подотделами, на которых определились вопросы, вынесенные в повестку дня.
Состоявшийся за месяц до него VIII съезд РКП (б), на котором была принята программа партии, поставил перед дошкольными работниками конкретные задачи: в первую очередь улучшение общественного воспитания через создание сети бесплатных детских садов, очагов, яслей и раскрепощение женщины.
Основными вопросами съезда стали задачи дошкольного воспитания, связанные с новыми формами общественной жизни: определение основного типа дошкольного учреждения; подготовка дошкольных работников; организация детских учреждений для детей национальных меньшинств; организация дела дошкольного воспитания в государственном масштабе и др. С докладами выступили Д. А. Лазуркина, М. Я. Фрумкина, Л. К. Шлегер, Л. И. Чулицкая, С. Т. Шацкий, Е. И. Тихеева и др.
В докладе заведующей дошкольным отделом НКП Д. А. Лазуркиной подчеркивалась важность общественного воспитания с раннего возраста, была сделана попытка обосновать задачи классового воспитания: «Нам нужно воспитать не только человека, но и гражданина Советской республики, человека, который будет способен жить в будущей коммуне». Основной задачей учреждений по дошкольному воспитанию было названо «создание для детей дошкольного возраста нормальных условий жизни, способствующих гармоническому развитию членов трудового общества».
На съезде разгорелись оживленные споры и столкнулись разные точки зрения, не по всем обсуждаемым вопросам делегаты пришли к единодушному решению. В резолюциях съезда был определен основной тип дошкольного учреждения, которым был назван детский сад для детей 3 — 7 лет с шестичасовым пребыванием (при необходимости — более длительным пребыванием). Было оговорено, что количество детей на одну руководительницу не должно превышать 15 человек, в крайнем случае — 20. Основной формой подготовки кадров была определена система курсов, проводивших работу на основе практического метода (предложение С. Т. Шацкого). В резолюциях съезда определялись также требования к организации различных сторон дошкольных учреждений: ведение работы в детском саду на родном языке, связь с семьей, необходимость широкой постановки медицинской работы, которая включает «специально-лечебное и врачебно-педагогическое» направление, специальную подготовку врачей для работы в детских садах и т. д.
Значительным достижением съезда явилось принятие организационного плана решения задач дошкольного воспитания в общегосударственном масштабе. В соответствии с этим планом была предусмотрена большая организационная работа по развитию системы дошкольного воспитания, предусматривавшая самостоятельность местных органов управления дошкольным воспитанием; на дошкольный отдел НКП возлагалась обязанность координировать и объединять их работу, а также оказывать подотделам на местах всевозможную помощь. Были намечены мероприятия, направленные на пропаганду идей общественного дошкольного воспитания среди населения, широкое издание популярной и агитационной литературы, пересмотр всей существующей литературы и изучение вновь выходящих книг по всем вопросам дошкольного воспитания и т. д.
В первые годы была проведена значительная работа по созданию дошкольных учреждений в городах. Благодаря этому уже в 1920 г. в дошкольных учреждениях России воспитывались более 250 тыс. детей. Это были бесплатные детские сады на 20 — 50 человек, открывавшиеся на государственные средства. Среди них — детские сады с четырех- и шестичасовым пребыванием детей, незначительное количество очагов с более длительным пребыванием; детские площадки, детские колонии, детские дома, школы-детские сады, а также специальные детские сады для глухих и глухонемых детей.
Последствия военного коммунизма, гражданской войны (разруха, голод, топливный кризис и т.д.) привели к тому, что к 1921 г. у государства, продолжавшего поддерживать школу, не стало средств к расширению сети бесплатных дошкольных учреждений, и они были переданы в местные бюджеты, которые также были очень бедными. В результате в последующие годы отмечается резкое сокращение количества детских садов и очагов, и к 1924 г. только 42 тыс. детей были охвачены общественным дошкольным воспитанием. К сокращению сети детских садов подходили очень осторожно: закрытию подлежали в основном учреждения, где не выдерживались требования санитарии и гигиены, на очень низком уровне находилась педагогическая работа. Параллельно с этим началась большая организационная работа по прикреплению детских учреждений к промышленным предприятиям, положившая начало созданию ведомственной сети дошкольных учреждений.
Особое внимание проблеме сохранения существующих дошкольных учреждений было уделено на Втором Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, созванном в конце ноября 1921 г. в период новой экономической политики. Несмотря на сокращение сети детских садов, съезд подтвердил положение о том, что детский сад по-прежнему остается государственным и бесплатным. Было принято решение о пересмотре социального состава детей с целью наибольшего охвата детей рабочих. В связи с этим встал вопрос о создании типа детского учреждения, наиболее соответствующего нуждам трудящихся масс. Такими учреждениями, отвечающими потребностям времени, съезд назвал детский дом и длительный детский сад — очаг.
На Третьем Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (октябрь 1924 г.) были обсуждены вопросы, связанные с развертыванием дошкольной работы в деревне. С докладом выступила Н. К. Крупская, подчеркнувшая политическое значение решения данной проблемы: через детский сад подойти к крестьянке и показать ей путь к новой коллективной жизни. Были разработаны
неотложные меры по организации разных типов дошкольных учреждений, подготовки кадров, выпуска специальной литературы, включению в эту работу представителей общественных и политических организаций, сельского учительства.
После выхода инструкции НКП «Об открытии дошкольных учреждений за счет общественных организаций» (1924) и дополнения к ней от 13 февраля 1926 г. о праве открывать дошкольные учреждения различным группам населения, а также инструкции «Об организации трудовых коллективов из безработных работников просвещения» (1924) получили распространение детские сады, создаваемые домкомами, женотделами, фабричными и заводскими комитетами, группами частных лиц и т. д., что позволило несколько стабилизировать обстановку. Одновременно стали создаваться вечерние дошкольные группы при клубах и детских садах, детские летние и зимние площадки и другие «примитивные», дешевые дошкольные учреждения, нередко становившиеся основой стационарных детских садов. В промышленных городах получили распространение ночные группы, увеличивалось число детских садов-очагов с десятичасовым пребыванием детей и т. д. Необходимость упорядочить организационную сторону работы детских садов вызвала к жизни создание первого Устава детского сада (1924), в котором были определены требования к комплектованию дошкольных учреждений детьми и сотрудниками, оговорены вопросы материальной базы, управления, подчеркнута роль и функции Совета детского сада. С 1925 г. была введена плата за обучение в детских садах, которая определялась в зависимости от дохода семьи. Постепенно количество дошкольных учреждений стало увеличиваться, и в 1926 г. в дошкольных учреждениях РСФСР воспитывалось уже 60,8 тыс. детей, а в 1928 г. — 85,9 тыс.
На Четвертом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1928) было отмечено, что «дошкольное воспитание, являясь одним из участков культурного строительства, направленного к созданию нового человека, раскрепощению и вовлечению трудящейся женщины в строительство страны, в значительной мере способствует разрешению общих задач культурной революции». Учитывая потребности населения, съезд посчитал необходимым взять линию на организацию длительных детских садов, а также при необходимости переводить дошкольные учреждения при предприятиях на двух-, трехсменную работу, организовывать вечерние, ночные и интернатные группы. Был поставлен вопрос о необходимости расширения «нулевых групп», непосредственно предшествующих школьному обучению. Взят ориентир на широкое вовлечение общественных сил и средств в создание «примитивных дошкольных учреждений»: дневных и вечерних детских комнат, уголков при клубах, домоуправлениях, общежитиях, избах-читальнях и т.д., детских площадок, частных
детских групп и других типов дошкольных учреждений, не требующих больших затрат. Намечены мероприятия по широкой пропаганде вопросов воспитания через средства массовой информации (радио, кино, периодическую печать), организации консультаций для населения, строительству зданий дошкольных учреждений.
Однако основная масса дошкольных учреждений была создана в городах европейской части России. Для огромных просторов Сибири, многих отдаленных уголков большой страны детские сады были в то время еще экзотикой.
Летом 1929 г. по инициативе комсомола Москвы Наркомпросом был организован «дошкольный поход», который послужил импульсом к развитию дошкольного воспитания на всей территории страны*. Он имел целью расширение сети дошкольных учреждений силами общественных организаций и частных лиц при минимальных затратах из госбюджета. Для создания материально-финансовой базы похода организовывались специальные мероприятия: в центре и на местах создавались поощрительные фонды, организовывались субботники, привлекались средства населения. Большую помощь периферии оказывали студенты дошкольных отделений педвузов, которые во время летних практик выезжали в отдаленные регионы страны, где были не только пропагандистами идей общественного дошкольного воспитания, но и непосредственными его организаторами. Проведение похода (1929 — 1932) совпало с принятием первого пятилетнего плана, коллективизацией и индустриализацией народного хозяйства, поэтому он имел важное политическое значение. Несмотря на огромные усилия и заметные успехи, основная задача похода, которая заключалась в стопроцентном охвате детей трудящего населения дошкольным воспитанием, не была выполнена. Сказались слабость материальной базы, дефицит специалистов. Тем не менее поход сыграл большую просветительскую роль, к дошкольному воспитанию было привлечено внимание общественных организаций, он способствовал вовлечению женщин в производственную и общественную жизнь страны.
С появлением пятилетних планов развития народного хозяйства в стране создание общественных дошкольных учреждений стало рассматриваться как одно из их направлений. В каждом плане обязательно предусматривалось увеличение сети дошкольных учреждений. В связи с этим встала проблема развития индустрии, обслуживающей эту сферу: разработка типовых проектов зданий, производство оборудования, мебели, игрушек и т. д. С 30-х годов на-
* См.: Медведева Г. А. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Российской Федерации с 1917 по 1932 г. (по материалам Алтайского края): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1992.
чалось строительство специальных помещений для детских садов удовлетворяющих санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям.
В 1938 г. был утвержден новый Устав детского сада, в котором определялись цели воспитания в детском саду — всестороннее развитие детей и воспитание их в духе коммунизма. Конкретизировались задачи работы, принципы комплектования, типы детских садов, их структура, определялись требования к питанию и помещению. Впервые было высказано, что заведующая и воспитатели должны иметь специальное образование.
Развитие сети дошкольных учреждений в последующие годы было связано с обстановкой в стране и регулировалось партийно-правительственными документами. Так, в годы Великой Отечественной войны были предприняты меры, направленные на увеличение дошкольных учреждений, рост наполняемости возрастных групп, что было связано с необходимостью сохранить жизнь и здоровье детей, высвободить женщин-матерей для работы на производстве. Местные органы власти, руководители предприятий обязывались изыскивать возможности для удовлетворения всех заявлений об устройстве ребенка в детский сад. В этот период появились такие типы учреждений, как санаторные и интернатные детские сады, сохранившиеся и в последующем. Огромная работа была проведена по эвакуации детских садов и семей с детьми из прифронтовых районов. Дошкольные работники с честью решали поставленные перед ними задачи. В действовавших дошкольных учреждениях этого периода не было зарегистрировано ни одной крупной эпидемии. Сеть дошкольных учреждений в отдельных районах страны возросла в 2—4 раза.
Ряд официальных документов, вышедших в 1944 г., был направлен на подъем рождаемости, поддержку семей, многодетных и матерей-одиночек. Все намеченные мероприятия опирались на развитие разных типов дошкольных учреждений. В послевоенные годы началось восстановление зданий дошкольных учреждений в оккупированных районах. Потребность в общественном дошкольном воспитании по-прежнему была чрезвычайно велика.
С 1 сентября 1944 г. был объявлен прием в школы с 7 лет, что позволило несколько разгрузить детские сады. В Уставе детского сада (1944) подчеркивалось, что «детский сад является государственным учреждением общественного советского воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет, имеющим целью обеспечить им всестороннее развитие и воспитание. Одновременно детский сад способствует участию женщин-матерей в производственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Были определены задачи детского сада, порядок открытия, структура, порядок приема, отчисления и перевода детей, определены должностные обязанности сотрудников, функции родительского комитета и другие вопросы. Все дошкольные учреждения, независимо от их нахождения и подчинения, обязывались работать на основе единого Устава. До конца 80-х годов это был действующий документ. В 1949 г. в стране было введено всеобщее обязательное семилетнее образование, что привело в последующем к широкому развитию системы средних специальных учебных заведений, в том числе педагогических училищ. Это создавало предпосылки для дальнейшего развития сети дошкольных учреждений, куда стали приходить квалифицированные кадры. Партийно-правительственные документы 40 — 50-х годов были направлены на дальнейшее развитие системы дошкольного воспитания, встал вопрос о необходимости усиления педагогической работы в яслях, находившихся в ведении органов здравоохранения, осуществления преемственности в работе яслей и детского сада. Жизнь подсказала рациональность объединения под одной крышей учреждений для детей раннего и дошкольного возраста.
В постановлении «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959) поставлена задача создания единой системы воспитания детей дошкольного возраста. Признано необходимым «объединить с учетом местных условий и возможностей два типа дошкольных учреждений — ясли и детский сад — в единое дошкольное детское учреждение». Создаваемые ясли—детские сады находились в ведении органов народного образования. Появление нового типа дошкольного учреждения, получившего большое распространение, вызвало к жизни пересмотр нормативной базы дошкольного воспитания: появились новые типовые проекты зданий, типовые штаты (впервые была введена должность воспитателя-методиста, руководившего методической работой в детском саду), разработаны требования к медицинскому обслуживанию, питанию детей раннего и дошкольного возраста, а также другие вопросы. Было издано «Временное положение о дошкольном детском учреждения яслях-саде» (1960), в котором были изложены основы организации подобных учреждений, воспитывающих детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и обеспечивающих «всестороннее развитие детей дошкольного возраста, их правильное физическое, нравственное воспитание и умственное развитие».
В 60 —70-е годы последовательно решались вопросы улучшения оснащения и оборудования дошкольных учреждений, укрепления их материальной базы, методического обеспечения. Это было вызвано всевозрастающими требованиями к качеству дошкольного образования, выдвигаемыми наукой. Были разработаны нормативные документы для дошкольных учреждений специального назначения (для детей с различными отклонениями в развитии). Утверждены положения об инспекторе и методисте по дошкольному воспита-
нию разных уровней, о системе повышения квалификации дошкольных работников и многие другие.
В 80-е годы в связи с реформой школы, наметившей переход к обучению в школе с шестилетнего возраста, произошли некоторые изменения в системе дошкольного воспитания. Было признано, что там, где есть для этого условия, необходимо создавать объединенные учреждения «школы—детские сады», а в классах для шестилеток в школах — создавать условия, приближенные к детскому саду. Часть дошкольных учреждений пошла по пути переподготовки своих воспитателей к работе по программе первого класса школы. Остро встал вопрос об осуществлении более тесной преемственности в работе детского сада и школы. Был принят ряд мер по поддержке семей, воспитывающих детей, в частности были освобождены от платы за детский сад семьи с маленьким достатком, введены льготы для многодетных семей. К середине 80-х годов в СССР охват детей общественным дошкольным воспитанием составил на селе около 39%, а в городе свыше 70%. Значительное количество дошкольных учреждений находилось в ведении различных ведомств, что позволяло поддерживать их материальную базу на более высоком уровне, чем в учреждениях, подчинявшихся органам народного образования.
Реформирование системы дошкольного воспитания, начатое с конца 80-х годов и продолжающееся и сегодня, направлено на решение новых целей и задач обновляемого общества, вставшего на путь демократизации всех сфер жизни.
Несомненные успехи в создании единой системы общественного дошкольного воспитания явились итогом многолетних целеустремленных усилий общества и государства по решению сложных социально-педагогических задач: создание устойчивой материальной базы, а также научно-исследовательских и учебных учреждений системы дошкольного воспитания, обоснование его содержания, разработка программных документов, регламентирующих жизнедеятельность детских садов и многое другое. Работа в этом направлении начиналась с первых лет советской власти.
В первые послереволюционные годы на государственном уровне началась научная разработка вопросов дошкольного воспитания. В этих целях был создан ряд учреждений, занявшихся как подготовкой кадров, так и научными исследованиями.
На базе Фребелевского института в Петрограде был организован в 1918 г. Петроградский институт дошкольного образования (позже был объединен с ЛГПИ им. А. И. Герцена).
В 1918 г. в Москве открыт Институт дошкольного воспитания, который возглавил психолог К. Н. Корнилов (1879—1957). Это было научное учреждение, основными задачами которого были всестороннее научное изучение природы ребенка (педология), преимущественно в дошкольном возрасте; постепенное вырабатывание рациональных методов воспитания; широкое распространение знаний о природе ребенка и о методах воспитания. Институт состоял из четырех отделов: научного, учебного, информационного и издательского, а также медицинской и психологической лаборатории, опытного (экспериментального) детского сада и яслей. Институт занимался также организацией курсов по дошкольному воспитанию. В 1921 г. Институт слился с Академией социального воспитания, а возглавлявший его К. Н. Корнилов стал деканом созданного в этом же году педагогического факультета 2-го МГУ, где было открыто дошкольное отделение.
Другим центром, объединявшим дошкольную работу, был Центральный музей дошкольного воспитания (Москва). Директором музея назначили Е. А. Аркина (1873 — 1948). Задачами музея стали: изучение и демонстрация истории развития систем дошкольного воспитания; централизация сбора, анализа и пропаганды лучших достижений дошкольной теории и практики. В 1919 г. в музее было три отдела: исторический; отдел, «рисующий фактическое состояние и развитие дела дошкольного воспитания в разные эпохи, вплоть до настоящего времени»; отдел современных дошкольных учреждений. Позднее сложились два основных отдела: физического воспитания, которым руководил Е. А. Аркин, и педагогический, который возглавляла Е. А. Флёрина.
Музей дошкольного воспитания был создан также в Петрограде на базе одного из детских садов. Он состоял из нескольких отделов, в которых были собраны материалы по развитию внешних чувств, обучению грамоте и счету, развитию речи ребенка; представлены детские игры и игрушки, детские развлечения и другие материалы, касающиеся устройства, оборудования, оснащения детских садов, физического развития ребенка и т. д., имелись библиотека, справочное бюро. Дошкольные работники могли не только познакомиться с содержанием постоянной экспозиции музея, но и брать на время нужные для детского сада предметы из передвижного музея. Подобные музеи, создаваемые с целью ознакомления с практикой работы лучших дошкольных учреждений, рекомендовалось иметь в крупных городах, а на местах организовывать специальные выставки.
В развитии теории и практики дошкольного воспитания 20-х годов можно выделить две тенденции*. Первая, являясь отражением принципов свободного воспитания, своими истоками уходила к «русскому наследству» отечественной дореволюционной педагогики. Это отразилось, в частности, на первых документах Наркомпроса по
* См.: Шикалова Т.Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 1999.
дошкольному воспитанию. Так, Д. А. Лазуркина в 1918 г. отмечала: «Мы не подходим к ребенку с заранее намеченной программой, которую мы обязуемся выполнить, мы только учитываем те благоприятные условия, при которых ребенку возможно развиваться гармонически»*. Эти же идеи можно проследить в работах К. Н. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, Л. К. Шлегер и др.
Вторая тенденция отражала стремление наполнить содержание образования идеологией марксизма и отвечала веяниям времени. Она положила начало научной разработке основ советской дошкольной педагогики.
Созванный Второй Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию поставил вопрос о пересмотре работы дошкольных учреждений. В рамках съезда работали секции: практики детского сада, подготовки работников, научно-врачебно-педагогическая. С докладами выступили Д. А. Лазуркина, П. П. Блонский и др.