Ориентировочный тест школьной зрелости
/Вербальное мышление/ Йирасек С.: Диагностика психического развития.- Прага, 1978.- С. 263-264/
1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь - 0, неправильный ответ - - 5,
2. Утром мы завтракаем, а в полдень...?
Обедаем, мы едим суп, кашу, мясо - 0, ужинаем, спим и другие ошибки - 3.
3. Днем светло, а ночью...?
Темно - 0, неправильный ответ - -4.
4. Небо голубое, а трава..?
Зеленая - 0, неправильный ответ - -4.
5. Черешня, груши, сливы, яблок - это что?
Фрукты - 1, неправильный ответ - -1.
6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд и т.п. - 0, неправильный ответ - - 1.
7. Что такое Москва, Ленинград, Киев?
Города - 1, станции - 0, неправильный ответ - -1.
8. Который час? /Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть и пять минут двенадцатого/.
Хорошо показано - 4, показаны только четверть, целый час - 3, не знает часов - 0.
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - .... маленькая овечка - ...?
Щенок; ягненок - 4, только одно из двух - 0, неправильный ответ - -1.
10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них
одинакового?
На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти /достаточно одного подобия/- 1, на кошку /без приведения знаков подобия/ - 0, на курицу --3.
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Две причины /тормозить с горы, затормозить на повороте, остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды/ - 1, одна причина - 0, неправильный ответ - -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
2 общих признака /они из дерева и железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские/ - 3, одно подобие - 2, неправильный ответ - 0.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это млекопитающее или привидение двух общих признаков /по 4 ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям/ - 3, одно подобие - 2, неправильный ответ - 0.
14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали тут на столе?
У винта нарезка /резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки/ - 3, винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, у винта гайка - 2, неправильный ответ - 0.
15. Футбол, прыжки в высоту, плавание - это ...?
Спорт /физкультура/ - 3, игры /упражнения, гимнастика, состязание/-2, неправильный ответ - 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль --4, только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортное средство - это то, на чем мы ездим, передвигаемся - 2, неправильный ответ - 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними
разница?
Три признака /седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой/ - 4, одно или два различия - 2, неправильный ответ /у него палка, он курит и т.п./ - 0.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины /чтобы быть здоровым, закаленным, сильным, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и т.п./-4, одна причина - 2, неправильный ответ - 0.
19. Почему это аморально /плохо/, когда кто-то уклоняется от работы? Остальные должны на него работать /или другое выражение того, что кто-то другой несет ущерб/ - 4, он ленивый, он мало зарабатывает, и не может ничего себе купить - 2, неправильный ответ 0.
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
Так платят за перевозку /пересылку/письма - 5, тот другой должен
был бы уплатить штраф - 2, неправильный ответ - 0
Результаты теста - это сумма баллов /+ и -/, достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результата:
а/ 24 и больше - высокий;
б/ от 14 до 23 - средний;
в/ от 0 до 13 - ниже среднего;
г/ от -1 во -10 - низкий;
д/ -11 и меньше - очень низкий.
3. Определение степени владения ребенком мыслительными операциями
Для изучения операции сравнения проанализировать ответы ребенка по тесту Йирасека №№ 10, 12, 13, 14, 17.
Анализ данных. Может ли ребенок выделить линии /основания/ для сравнения. Если да, то, сколько в среднем /1,2,3, больше 3/. С какими вопросами он справился легче /при установлении сходства или различия/? Все ли основания выделены на основе чувственно воспринимаемых признаков или имеются основания по абстрактным признакам?
Для изучения операции обобщения проанализировать ответа на вопросы до №№ 5, 7, 15.
Анализ данных. Проанализировать ответы ученика и определить правильность выполнения. Определить, по каким основаниям делается обобщение признаков /например, по цвету, форме т.п./.
Дополнительный эксперимент проводится студентом по желанию или в том случае, когда трудно решить вопрос на основе анализа ответов ребенка по тесту Йирасека.
Студент заготавливает карточки с изображением животных, птиц, насекомых и раскладывает их по рядам: 1 ряд - воробей, голубь, дятел; 2 ряд - оса, лиса, стрекоза; 3 ряд - волк, бабочка, снегирь. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как можно назвать всех, кто нарисован в 1 ряду? На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Посмотри на рисунки в третьем столбике /не путать столбик с рядом/; что общего у всех кто там нарисован? /Все летают/. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? /В каждом столбике изображены птица, насекомое, зверь/. Задание взято из книги Г.С.Швайко «Игровые упражнения для развития речи" /М., 1988/.
Анализ данных провести аналогично тому, как делается по тесту Йирасек.
4. Определение развития отдельных познавательных процессов. Изучение процесса мышления.
Эксперимент 1. Противоположные понятия.
Инструкция. «Я буду говорить тебе слова, а ты будешь говорить слово, обозначающее что-нибудь обратное, противоположное. Если я говорю "большой", что ты скажешь? Дождаться ответа, если не ответит, то сказать "маленький".
Слова для предъявления: высокий, чистый, широкий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.
За ошибку считать, если ребенок будет давать ответ с "не-". Например, высокий - невысокий и т.п.
Анализ данных. Подсчитать в процентах правильность выполнения задания. Проанализировать, что делал ребенок в случае затруднения /давал ответ или молчал/. Проанализировать слова, вызвавшие наибольшие затруднения, и высказать вое предположение, почему?
Эксперимент 2. Четвертый лишний /на обобщение/.
Студент заготавливает карточки, на которых изображены следующие предметы: а/карандаш, портфель, тетрадь, шляпа; б/стол, стул, книжный шкаф, чайник. Перед ребенком выкладывается сначала один набор карточек, после выполнения - другой. Задача - убрать лишний предмет. Необходимо спросить ребенка, почему он убрал именно этот предмет, ответ записать.
Анализ данных. Проанализировать ответ ученика и определить правильность выполнения, обращая особое внимание на то, по какому основанию делается обобщение признаков.
5. Изучение кратковременной памяти.
Повторить ряд цифр: 3-1-7-5-9, 4-2-3-8-5, 9-8-1-5-7.
Цифры надо произносить, избегая ритмических ударений, каждую цифру несколько скорее, чем за 1 секунду. Не предупреждать заранее, сколько будет цифр. Точное название каждого ряда цифр - 1 балл, с неточностью - 0,5 балла, ошибочное - 0 баллов.
Повторить ряд из трех цифр в обратном порядке. Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову тебе три цифры, но ты повторишь их наоборот. Так, я скажу тебе: «1,2,3»,а ты скажешь: «3,2,1». Понял/а/? Слушай и повтори наоборот: 2-8-3, 4-2-7, 5-3-6.
Достаточно одного ряда цифр из трех правильно повторить.
Повторить фразу.
а/ Как смешно! Маленькая мышка пьет молоко на кухне
б/ Коля весело провел лето: он катался все дни на лодке.
в/ Мы пойдем гулять. Дайте мне нарядную шляпу.
Одна из трех фраз должна быть повторена без ошибок.
Высокий уровень - 9-6; средний - 4-5,9; низкий - 0-3,9.
6. Изучение воображения
Ребенка просят дорисовать следующие элементы так, чтобы что-нибудь получилось: треугольник, квадрат, окружность. После выполнения задания предложить нарисовать что-нибудь, чтобы вошли сразу три элемента в один рисунок.
Анализ данных. Вызвало ли затруднение задание? Если да, то с чем ребенок не смог справиться? Оценить оригинальность рисунков /чаще всего дети дорисовывают квадрат и треугольник до домика, а окружность до солнышка/.
7. Методики для изучения интеллектуальной готовности детей.
Студенту предлагаются методики, разработанные Л.И.Переслени, Л.Ф. Чупровым /см.: Определение уровня развития словено-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989,- № 5,- С. 154 - 158/.
1. Субтест на осведомленность – 5 проб.
1. Месяц зимы ... /сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март/.
2. В году ... / 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес./.
3. Отец старше своего сына ... /часто, всегда, никогда, редко, иногда/.
4. У дерева всегда есть ... /листья, цветы, плоды, корень, тень/.
5. Пассажирский транспорт... /комбайн, самосвал, автобус, тепловоз, экскаватор/.
Инструкция. Для первой пробы после первого прочтения: «Какое слово больше подходит?" При правильном ответе - 1 балл. Если ответ ошибочный: «Неправильно, подумай еще». При правильном ответе после второй попытки /перед второй попыткой экспериментатор читает пробу еще раз/ - 0,5 балла. При неправильном ответе со второй попытки - 0 баллов.
Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные 4 пробы субтеста.
2. Субтест на классификацию, сформированность понятий – 10 проб.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, пруд. 3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.5. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.6. Курица, утка, гусь, индюк. 7. окружность, треугольник, квадрат. 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Инструкция. Для первой пробы после первого прочтения: « Одно слово из пяти лишнее, не подходит. Его надо исключить». Второе прочтение: « Какое слово лишнее?». При правильном ответе задается вопрос: «Почему?» /для проб 1-6/. При правильном объяснении – 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. При ошибочном ответе предлагается подумать еще. При правильном – 0,5 балла, при неправильном – 0 баллов.
3. Субтест на словесно-логическое мышление, аналогию – 5 проб.
1. Огурец Гвоздика_______________
Овощ Сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Огород Сад______________________
морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
3. Часы Градусник_____________________
время Врач, стекло, больной, кровать, температура
4. МашинаЛодка__________________
Мотор Река, маяк, парус, волна, берег
5. Стол __Пол_____________________
Скатерть мебель, ковер, доски, пыль, гвозди
Инструкция: Для первой пробы после первого прочтения: « Надо подобрать к «гвоздике» такое слово, которое подходило бы к ней так же, как «овощ» к «огурцу». Второе прочтение: « Огурец / пауза/ - овощ, гвоздика - … /последовательно читается весь ряд из слов знаменателя/. Какое слово подходит?» Дополнительные вопросы не задаются.
4. Субтест на обобщающее слово, сформированность понятий -5 проб.
1. Окунь, карась - … . Огурец, помидор -… 3. Шкаф, диван - … 4. Июнь, июль -…. 5. Слон, муравей - …. .
Инструкция. После первого прочтения: «Каким обобщающим словом их можно назвать?». Второе прочтение – пауза – ответ.
Оценка решений проб третьего и четвертого субтестов такая же, как для первого субтеста.
Критерии оценки успешности решения проб:
а/ наивысший – 25 -20 баллов;
б/ средний – 19 -16 баллов
в/ низкий – 15 – 13 баллов;
г/ очень низкий – 12 баллов.
После проведения исследования по изучению интеллектуальной готовности ребенка рекомендуется дать качественный и количественный анализ полученных данных. Количественный анализ заключается в определении уровня в соответствии с набранными баллами. Качественный анализ предполагает уточнение того, как ребенок справляется с тем или иным заданием, что вызвало наибольшие трудности.
На основе полученных в ходе экспериментов данных по изучению интеллектуальной готовности ребенка заполняется следующая таблица.
Таблица 1.
Ф.И.О. | Тест Керна-Йирасека | Физическая готовность | Интеллектуальная готовность | Выводы | |||||||||||||||
Итог | Итог | Итог | Выводы | ||||||||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | |||||||||||||||||||
Изучение личностной готовности
1. Определение отношения 6-7 –летних детей к школе и учению.
Необходимо провести с испытуемым ребенком беседу следующего содержания, взятую из работы Я.Л. Коломинского, Е.Н. Панько «Учителю о психологии шестилетнего возраста» / М., 1988. - С. 37/.
1. Хотел ли ты идти в школу? / Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе/.
2. Почему / по какой главной причине / ты хотел / не хотел/ идти в школу? /Осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу/.
3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился /тебя готовили/?/Выявляет, какие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе/.
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится /не нравится/ больше всего? /Выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей/.
5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты лучше занимался дома, как проводил свой день?/ Отсутствие или наличие у ребенка учебных ориентаций в ситуации необязательности посещения школы/.
6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты отел узнать, чем заняться? /Место школьных интересов среди всех остальных условиях свободного выбора /.
Ответы ребенка протоколируются. На основе анализа беседы делаются выводы о степени обоснованности и глубины интереса ребенка к школе.
П. Изучение общего понимания смысла жизненных ситуаций.
Предлагается провести с испытуемым следующий эксперимент.
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе фразы, а ты должен будешь, определить, глупые они или нет?»:
- Так как шел сильный дождь, Коля, чтобы не промокнуть, бросился в озеро.
После того как ребенок ответит положительно или отрицательно на вопрос, следует спросить: «Что глупого в этой фразе?» Аналогичная работа проводится еще с использованием трех фраз, которые приведены ниже:
- Этот мальчишка бросил в меня камнем и разбил мне глаз. Я очень благодарен ему за это.
- Ты очень хорошо отвечал на вопросы во время урока, поэтому я ставлю тебе «два», - сказала учительница.
- Ты опоздал на урок на 20 минут, я хочу тебя похвалить, ты очень хорошо сделал, - сказала учительница.
Первые две фразы относятся к повседневной жизни ребенка, две последующие по ситуации относятся к школе. На основе анализа ответов ребенка делается вывод о том, понимает ли он нелепости в приведенных фразах, как он решает ситуации с общежитейской и школьной тематикой.
Ш. Определение направленности ребенка на школу.
Следует провести эксперимент с использованием загадок на школьную тематику. Например,
1. В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопки – что угодно для души. /Пенал/.
2. В черном поле заяц белый прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? … /Мел/.
3.Грамоты не 0знаю, весь век пишу /ручка/.
4. Если ей работу дашь, зря трудился карандаш. / Резинка/.
5. Есть совсем другая птица, если сядет на страницу, то с поникшей головой возвращаюсь я домой. / «2»/.
6. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. /Дневник/.
Анализ данных. Провести количественный анализ о выполнении задания с точки зрения правильности. Сделать вывод о направленности ребенка на школьную тематику.
Результаты по изучению личностной готовности необходимо отразить в следующей таблице личностной готовности:
вид эксперимента | результат |
Проанализировав полученные данные по всем видам готовности ребенка к обучению в школе, студент в самом общем виде пытается определить, какова степень готовности испытуемого. В обобщенном виде можно выделить низкую, среднюю и высокую степень готовности в каждом направлении. Студент заполняет таблицу:
Итоговые данные о степени готовности испытуемого
вид готовности | уровень готовности | ||
низкий | средний | высокий | |
физическая интеллектуальная личностная |
Приложение 32