Тема: Педагогика как наука. Ее объект и категориальный аппарат

® Цели изучения:

-знакомство с понятийным аппаратом педагогики как целостной системой; анализ основных логических характеристик понятий; анализ разных трактовок содержания категорий «образование», «воспитание», «обучение», «развитие личности»; выделение содержательного ядра категорий.

- сформировать у студентов представление о педагогике как антропологической науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке.

- сформировать понятие о методологии педагогической науки; первоначальные представления об исследовании в педагогике, его специфике, инструментарии, этапах.

- сформировать интерес к исследовательской проблематике в педагогике; позитивное отношение к гуманитарному, антропологическому знанию; понимание его особенностей, а также проблем и сложностей, с которыми сталкивается педагог-исследователь.

® Основные понятия темы:

Педагогика; воспитание, образование, обучение; структура педагогики; индивид, индивидуальность, личность, структура личности; социализация личности, развитие личности.

Антропология, отрасли педагогической науки, ребенок с проблемами в развитии, дифференциация, реабилитация, коррекция, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.

Методология педагогики, методологическая культура. Методы педагогического исследования.

® Рекомендуемая форма изучения:лекция, семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие

® Основное содержание темы:

Чтобы определить педагогику как науку, необходимо вначале определить, что такое наука. Наука (научная деятельность) – это сфера человеческой деятельности, в которой добываются, осмысливаются, систематизируются объективные (достоверные) знания о действительности. Научное познание происходит в форме научного исследования, целенаправленного и систематического изучения объектов реальности с помощью специальных научных методов, процедур.

Педагогику как науку следует отличать от образовательной и воспитательной практики.

Принято различать объект и предмет науки. Объект – это область (сфера) действительности, которую изучает данная наука. Предмет – способ видения объекта с позиций этой науки.

Объект педагогики – воспитание, а ее предмет – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом.

Однако, есть и другая точка зрения, которая объектом педагогической науки считает образование (определяемое, как в Законе РФ «Об образовании» как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства»).

Категориальный аппарат любой науки – это система понятий, которые используются для описания, анализа исследуемых явлений, процессов, феноменов.

В педагогике используются межнаучные понятия (процесс, система и др.).

Основными понятиями педагогики (категориями) являются «воспитание», «образование», «обучение».

Педагогика как наука и как социальная практика. У науки как таковой есть научно-теоретическая и конструктивно-техническая функции. В большинстве областей научного знания эти функции поделены между разными дисциплинами (например, теоретическая механика и инженерное дело). В педагогике эти функции совмещены: она и описывает явление, устанавливая взаимосвязи в цепочке “причина - следствие”; и указывает, как поступать, определяя связи в цепочке “цель - средство”. Чистое знание ищет применения, практика основывается на знании – их взаимосвязь неразрывна. Таким образом, педагогика – “практическая наука о должном”, “наука об искусстве деятельности”. (С.И. Гессен).

В педагогической науке принято выделять ряд отраслей, классифицируя их по разным основаниям:

1.возрастная классификация отраслей: ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика специального образования, педагогика высшей школы, педагогика “третьего возраста”;

2.отраслевая классификация отраслей: военная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика и т.д.

3.дисциплинарная классификация: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, педагогическая технология, специальная педагогика, история педагогики, школоведение, частные предметные методики.

Специальная педагогика – раздел педагогики общей. Существует определенная специфика ее целей, задач, предмета исследования, связанные с понятием нормы и отклонения в развитии ребенка. Здесь рассматриваются консультационно-диагностическая и коррекционно-педагогическая работа, реабилитация ребенка с проблемами в развитии.

Педагогика относится к группе антропологических наук. Ее общетеоретической базой являются такие науки, как физиология, психология и философия. Особое значение сегодня приобретает связь педагогики с такими науками, как культурология, экология, кибернетика.

Понятие «методология» используется в науке в двух основных смыслах:

а) методология как «знание о знании» – анализ понятия «научное знание», путей познания, сущности научного факта, закономерности, концепции;

б) методология как система методов и исследовательских процедур, позволяющих получить научное знание.

Различают несколько уровней методологии. Содержание первого их них – философские знания.Второй уровень – общенаучная методология. (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.). Третий уровеньконкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике.

Методология педагогики – это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний о педагогической действительности, а также деятельность по получению таких знаний.

Методологическая культура – особая культура научного мышления, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, который пытается понять свою деятельность).

Методологическая культура ученого и учителя, по мысли В.В. Краевского, отличается тем, что первый получает, «производит» научные педагогические знания, а второй использует их в своей педагогической практике: при проектировании педагогического процесса, формулировании и решении педагогических задач и т.д.

Методы педагогического исследования – это способы сбора информации о педагогических фактах, а также анализа теоретических понятий, т.е., в целом, это способы решения научно-исследовательских задач.

Различают общенаучные и собственно педагогические методы, теоретические и эмпирические. В педагогическом исследовании используются собственно педагогические, психологические, социологические методы.

Одним из основных методов педагогического исследования является эксперимент, в ходе которого широко используются как теоретические методы (моделирование, теоретический анализ), так и эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.).

Логика педагогического исследования – это движение от цели, через эмпирическое описание ( в котором отражаются факты), к построению модели (теоретическое представление об объекте) и проекта будущей, усовершенствованной, педагогической деятельности.

Наши рекомендации