Индивидуально-дифференцированный подход в обучении

Разные учащиеся по-разному овладевают учебным материалом. Это различие зависит от того, что каждый ученик в силу специфическим для него как внешних так и внутренних форм развития обладает индивид. особенностями , каждый ученик неповторимая индивидуальность.

Сущность принципа состоит в изучении и учете в учебном процессе индивидуальных особенностей каждого ученика с целью максимального развития положительных и преодолении отрицательных индивидуальных особенностей. На этой основе увеличивается качество учебной работы, разностороннего развития уч-ся , расцвета их творческих особенностей и дарований.

Требования- учитывать в учебном процессе индивид. особенности уч-ся, не означает приспособление программ и общих требований об-я к особенностям каждого ученика. Это требование означает необходимость разрабатывать определенную с-му взаимодействия с учеником, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Необходимо включать в отношение всех уч-ся , независимо от их успеваемости, т. к каждый ребенок представляет собой проблему и имеет свои относительно более сильные и слабые стороны. Чаще всего он осуществляется к слабым и сильным ученикам.

Основой является

-глубокое изучение учителем своих учеников

-уяснить, что представляет ребенок в данный момент

-что он представлял собой в прошлом

-каким он будет завтра

Для этого необходимо

-получить краткие сведения о семье

-познакомится с особенностями физ-ого развития и состояние здоровья ребенка

-изучить особенности общего и умственного развития

-готовность учится в данном классе

-уровень познавательных способностей

-направленность интересов

-качества ЗУН по каждому предмету

Дифференциация(различие)

Диффер. обучение предполагает организацию школ и классов с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов. Диффер. учебной работы предполагает организацию этой работы группами уч-ся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивид. особенностями. Такая организация учебной работы на уроке позволяет каждому ученику заниматься разрешением посильной для него задачи. И тем самым создает оптимальные условия для развития каждого ученика и овладение ими ЗУН.

Дифференцированные группы д.б непостоянного состава, т.е временные и условные.

Покажите, на конкретных примерах из учебников начальной школы, как можно организовать дифференциацию учебной работы.

Билет 5

Физическое воспитание младших школьников. Здоровый образ жизни.Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения физиологических и психических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.Детство - самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение.Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.Полифункциональный характер физического воспитания проявляется в том, что - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств личности обучающегося, организация их общественно полезной деятельности, досуга, профилактика заболеваний, физическая и психо-эмоциональная тренировка, зрелище, коммуникация.Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:

- учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;

- занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;

- физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом. Данный процесс носить систематический характер. Только тогда он дает положительного результата.Формирование здорового образа жизни затрагивает разные стороны развития личности, таким образом, мы выделили следующие критерии: когнитивный критерий, мотивационно-потребностный, деятельностный и эмоционально-волевой.Рассмотрим эти критерии.Когнитивный критерий предполагает наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни. Данный критерий включает в себя понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. Кроме того, данный критерий позволяет оценить степень осведомленности о правилах использования различных методов сохранения и укрепления своего здоровья.Мотивационно-потребностный критерий предполагает наличие желания вести здоровый образ жизни, наличие интереса к своему здоровью.Деятельностный критерий предполагает наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. Данный критерий оценивает то, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей.Кроме того, мы считаем, необходимо выделить эмоционально-волевой критерий, так как эмоционально-волевая сфера играет очень важную роль в формировании здорового образа жизни. Уровень относительно данного критерия, определяется тем, насколько превалирует положительные эмоции во время занятий и мероприятий, при выполнении норм и правил здорового образа жизни, какие волевые усилия прикладывает младший школьник при выполнении таких действий, насколько такое поведение стало для него ценностным.

Наши рекомендации