Виды педагогических экспериментов

Естественный эксперимент представляет собой реальную практическую деятельность. Он проводится без нарушения хода образовательного или тренировочного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т.п., то есть все происходит в естественных, в обыденных условиях.

Модельный эксперимент отличается от естественного тем, что он проводится в относительно строго контролируемых условиях (для устранения побочных явлений), например на учебно-тренировочных сборах, где все испытуемые имеют практически одинаковые питание, режим тренировок и отдыха.

Лабораторный эксперимент проводится с одним или несколькими спортсменами (учениками) в искусственной изоляции от основной массы. Создаются особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.

Независимый эксперимент предусматривает проверку рабочей гипотезы путем последовательного применения сравниваемых методик на одной и той же опытной группе. В ход эксперимента вносят изменения, которые должны привести к переменам, т.е. к определенному предполагаемому результату.

В педагогических экспериментах, как правило, устанавливается (сравнивается) эффективность различных методик обучения или тренировок. Такие эксперименты называются сравнительными, поскольку всегда проводятся на основе сравнения двух сходных групп, классов, потоков - экспериментальных (с применением новой методики) и контрольных (с применением общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, методики). Сравнительные эксперименты по логической схеме доказательств делятся на прямые, перекрестные и многофакторные.

Научный эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеет целью получить тот или иной педагогический эффект впервые, согласно теоретически сформулированной гипотезе; в научном исследовании новое знание является целью эксперимента, выступает в функции цели. Определение педагогического эффекта в педагогическом эксперименте. При экспериментировании с технологией сотрудничества и развития новое знание является уже средством улучшения педагогического процесса, выполняет функцию средства. Применяя идеи педагогики сотрудничества, педагог-практик ставит целью получить тот результат, который он не мог получить ранее. По существу, эксперимент здесь представляет опытную работу по внедрению научных положений или повторению передового опыта. Однако это повторение или внедрение должно также считаться экспериментом (повторным, воспроизводящим), тем более что оно сопровождается новыми условиями.

Из факторов, оказывающих влияние на педагогический процесс, исследователя должны интересовать те, которые способны повлиять на объект эксперимента и нарушить экспериментальную ситуацию. Для устранения этого влияния их надо оценить и учесть. Наиболее часто используются и учитываются в практике экспериментирования следующие параметры и факторы:

· компоненты педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, включая состав педагогов);

· социальные характеристики объектов, демографические данные;

· канонические показатели педагогического процесса (успеваемость, посещаемость, дисциплина);

· специфические предметно-методические показатели (скорость чтения, число ошибок и др.);

· качества личности и коллектива (качества ЗУН, особенности психических процессов, способности и др.);

· условия педагогического процесса (режим, элементы организации, материальное оснащение и др.);

· действия участников педагогического процесса (мероприятия, встречи, собрания, беседы, официальные и неофициальные контакты и др.);

· отношения (мнения, оценки, точки зрения, суждения участников эксперимента) к учебе, к труду, к окружающему миру.

· Тема 18. Управление в системе педагогического взаимодействия

· Понятие «управление».

· Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг.

· Функции управления.

· Функции управления — это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда

· 1Общие функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

· 2Конкретные (специфические) функции отражают специфику той или иной организационной системы.

· * ресурсами.-управление запасами, управление финансами, управление персоналом и пр.;

· *процессами. -управление материально-техническим снабжением, управление сбытом, управление основным производством, управление вспомогательным производством и пр.;

· *результатами. -управление качеством, управление производительностью, управление затратами и пр.

· Сущность управления в педагогическом взаимодействии.

· Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов.

· Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

· Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенноевоздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

· Принципы управления.

· Принципы управления – это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также – важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления

· Общие принципы –относятся ко всем компонентам системы управления(принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода, принцип оптимальности управления и т..д)частные принципы-относятся к отдельным частям и элементам системы управления(принципы приоритета, принципы построения процесса организации, принципы формирования системы управления персоналом и.т.д.)специальные принципы – относятся к управлению конкретным видам(принципы управления инвестированием, принципы риск-менеджмента, принципы управления технологией и т.д.)

· Структура и функ­ции управления системой образования.

· Структура управления образованием в РФсформирована распределением административного ведения по уровням управления сраспределениям функций.

· Федеральный уровеньпредставленМинистерством образования РФ, которое является одновременно центральным органом управления образование в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования. Часть учебных заведений федерального ведения имеет двухзвенную систему управления, когда учебное заведение находится в административном ведении соответствующего министерства(ведомства), такие явл. учреждения профессионального образования. Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ характерна 4хзвенная структура управления: Министерство образования РФ-орган управления образованием субъекта РФ-орган власти муниципального образования-образовательное учреждение.

· Уровень управления образованием субьектов РФ региональный,предствавлен министерствами, комитетами, главными управлениями т.д. Основное отличие от федеральных органов состоит в том что они за некоторым исключением не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субьекта в федерации.

· Муниципальный уровеньуправления образованием представлен отделами народного образования. Органи управления образования данного уровня так же выступают как высше стоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по 2хзвенной системе.(реализуют отдельные функции управления)

· Есть 23 функции, кторые можно обьеденить в 6 групп.

· 1.Формирование и осуществление госуд. политики в сфере образования: законотворчество, разработка экономических программ, проектов бюджетов, налоговой и таможной политики и т.д.

· 2.Определение общих условий осуществения образовательного процесса.

· 3.Установление льгот, экономических нормативов, норм и правил.

· 4.осуществление функций адмиистративного ведения образовательных учреждений.

· 5.Контроль за исполнением законодательства РФ в области образования и федеральных компонентов государственых образовательных стандартов.

· 6.Реализация спецефическихфунцций(лицензирование, присвоение гос. наград и почетных званий в области образований и т.д.)

· Сущность и особенности управления в инновационном режиме работы образовательного учреждения.

·

· Инновация- это продукт коллективного интеллектуального труда, позволяющий использовать всё новое (идеи, изобретения, технологии, методы управления) для резкого повышения эффективности существующих или формирования перспективных направлений хозяйственной и социальной деятельности человека

· Продуктами инновационной педагогической деятельности является нововведение положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.

· В заведениях нового типа инновационная деятельность выполняет стабилизационную (закрепление и сохранение созданного ранее) и поисковую (направленную на изменение состояния системы) функции, которые отражают разные и взаимосвязанные уровни педагогической деятельности в процессе ее саморазвития - репродуктивный (восстанавливающий) и продуктивный (творческий).

· Инновационная педагогическая деятельность является одним из видов производительной деятельности. Специфика педагогического творчества заключается в том, что ее объектом и результатом является создание личности, а не образа, как в искусстве, или механизма, конструкции - как в технике. Педагогический процесс рассматривают как совместное творчество (сотворчество) педагога и воспитанника в ситуации педагогического взаимодействия, в процессе которой происходит педагогическое преобразования человека.

· Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

Наши рекомендации