Учет негативных факторов в профессиональной деятельности социальных работников
Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность социального работника являются когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы.
На развитие синдрома "сгорания" оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, а характер руководства может не соответствовать содержанию работы и т.д.
Существенную роль в "эмоциональном выгорании" играет ролевой фактор. Таким образом, появлению синдрома "сгорания" способствует наличие ролевого конфликта в деятельности социального работника.
Следующим неблагоприятным фактором являются профессиональные кризисы, неоднократно проявляющиеся в течение всей профессиональной деятельности, в том числе и у высокопрофессиональных специалистов. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может проявляться ощущение исчерпанности своих возможностей страх идти даже на оправданный риск, усиление защитных мотивов, снижение интереса к дальнейшему росту ли, наоборот, стремление занять место, не соответствующее уровню своей компетенции.
Риск возникновения "эмоционального выгорания" личности специалиста в социальной работе увеличивается в таких случаях:
-- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,
-- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
-- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
-- работа с '"немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,
-- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,
-- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,
-- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Деформация личности - это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование. Деформация является следствием "выгорания", когда защитные механизмы ослабевают на столько, что социальный работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения.
Имеют значение и производственные факторы. "выгорание" развивается раньше, если работник:
а) оценивает свою работу как незначимую;
б) не удовлетворен профессиональным ростом;
в) испытывает недостаток самостоятельности считает, что его излишне контролируют;
г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);
л) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании;
е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).
Личностные стрессы социального работника могут быть вызваны такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п.
В социальной работе можно выделить две группы отрицательных факторов:
Объективные (организационные и ролевые) - порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией. Это, например, переутомление, чрезмерная психологическая напряжённость в работе с клиентами, отрицательный социально-психологический климат в коллективе.
Субъективные - особенности личности.
Профессиональная деформация специалиста негативной направленности имеет достаточно широкий спектр своего проявления. Выделяют также профессиональную деформацию поведенческого, личностного и в итоге личностно-поведенческого характера.
Все поведенческие формы профессиональной деформации специалиста имеют особенности в проявлении в зависимости от сферы. Наиболее типичными позициями с негативной поведенческой деформацией являются:
A. Дуалистическая ситуативно-поведенческая (от лат. dualis -- двойственный) деформация -- это двойственное поведение социального работника, обусловленное ситуацией. Такой специалист на работе может быть корректно-предупредительным, уважительным, спокойным, но в домашних условиях совершенно другим: жестким, властным, неуважительным, не терпящим возражения и пр.
B. Б. Ситуативно-поведенческая деформация. Она возникает у специалиста в зависимости от ситуации. Другими словами, он напоминает хамелеона. Поведение такого человека связано со средой: местом, которое он занимает в ней (лидер или ведомый), восприятием его в ней, чувством дозволенности в самопроявлении, осознанием уровня своей вседозволенности и пр.
C. B. Повседневная форма проявления. Это самая грубая форма деформации человека. Она может быть результатом вседозволенности, бесконтрольности и безнаказанности по отношению к поведению и деятельности специалиста со стороны непосредственного окружения, руководства и личной самокритичности.