Ретроспективный анализ влияния средств массовой коммуникации на нравственное становление личности. Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика

В недалеком прошлом человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. В XV веке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап в развитии науки и СМИ— изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке широко распространяются телевидение, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, к концу CC века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Наступивший CCI век уже имеет множество звонких характеристик. Его называют веком Единения народов, веком Компьютерной эры, веком Космического диалога.

Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, создается телевидение, которое предлагает каждой семье до 500 каналов, а Интернет создает возможности прорыва в мировое сообщество.

Можно, нажав кнопку сидя перед монитором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта, бронировать места в театрах или гостиницах и т. д.

В настоящее время происходят значительные изменения в информационной области: практически каждый человек имеет доступ к прессе, ТВ, видео, радио, многие "общаются" с компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации (СМИ) человек оказывается под воздействием множества информационных потоков. СМИ - элемент общественной системы, они в ряду механизмов самоуправления общества: участвуют в формировании массового сознания, предъявляя лицам разного рода нормы, ценности. СМИ играют большую роль в нашей жизни. Они выступают мощным средством управления общественным сознанием и одновременно субъектом непосредственного воздействия на общественное сознание. При этом они реализуют, в том числе, и воспитательную функцию - формируют мировоззрение, ценностные ориентировки, нравственные убеждения. СМИ относятся к таким воспитательным средствам, которые действуют практически на всех этапах формирования и развития личности (Носкова Л. Г.)

Одно из немногих достижений процесса демократизации в России - свобода средств массовой информации. Однако эта свобода породила и много недостоверной информации, а также материалов искажающих человеческие ценности и пропагандирующих насилие и агрессию. Информация все активнее превращается в объективно действующий фактор и составляющую процесса воспитания подрастающего поколения.

Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика

Исследование процесса нравственного воспитания в современных условиях показывает, что существуют устойчивые противоречия между потребностью общества в нравственной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности:

· ориентацией значительной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей;

· становлением в российском обществе новых ценностных ориентации и инерционностью присущих школе процессов;

· заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала, системы социальной информации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и ее социокультурной среды;

· потребностью педагогической практики в научном осмыслении инновационных процессов, происходящих в современной школе, и недостаточным количеством научных исследований, раскрывающих новые линии развития нравственного воспитания в условиях становления информационной цивилизации (Гладченкова Н. Н.).

Основой нравственных противоречий информационного общества является моральная дилемма, полученная в ходе кризиса, связанного с развитием техники, которую можно определить как результат вызова современному обществу, В этом смысле сама моральная дилемма является вызовом традиционной культуре, в которой проявляется несоответствие технического прогресса и нравственности общества.

Можно выделить следующие моральные дилеммы информационного общества (Филина О.А.):

· дилемма свободы и смысла,

· дилемма технофилии и технофобии,

· дилемма универсального и локального,

· дилемма информационного блага и информационного зла,

· дилемма свободы и ответственности работника СМИ.

Характер этих дилемм свидетельствует о духовно-нравственном кризисе современного человека, кризисе смысла его существования.

Особую значимость представляют моральные дилеммы информационного свойства, которые характеризуют нравственную логику современной информационной культуры:

1) противоречие между высокой информированностью общества и недостоверностью информации;

2) противоречие между изобилием информации, и ее избыточностью, ненужностью, бессмысленностью;

3) противоречие между широким распространением информации, и ее недоступностью;

4) противоречие между информационной насыщенностью современного человека и деструктивным влиянием информации на психику человека;

5) противоречие между свободой слова и мнения и манипуляцией сознания.

В целом, моральные дилеммы информационного общества создают два существенных противоречия: 1) противоречие между культурным и техническим развитием; 2) противоречие между техническим развитием и нравственностью. Следствием этого является необходимость развития информационной этики.

Ряд исследователей (Канарская В. И. и др.) предлагают принять кодекс информационной этики, для определения ориентиров нравственных ценностей личности:

· в сети необходимо подчинять свою информационную деятельность общему интересу всех действующих лиц, или всеобщему благу,

· для этики Интернета добродетель - это ставшее привычкой нравственное поведение в Сети,

· для сохранения целостности Сети нужны нравственные принципы и нормы,

· субъектом свободы в виртуальном мире становится личность,

личность обосновывает порядок в Сети исходя из представления человеческого достоинства и прав личности.

Наши рекомендации