Методика обучения химии как предмет в вузе
Лекция 1.
Методика обучения химии как наука
И учебный предмет в вузе
Предмет методики обучения химии, задачи методики обучения химии, методы исследования, современное состояние и проблемы
Методика обучения химии в школе - это педагогическая наука, изучающая содержание школьного курса химии, процессы преподавания, воспитания и развития учащихся в ходе изучения химии, а также закономерности ее усвоения учащимися.
Предметом методики обучения химии является общественный процесс обучения подрастающего поколения основам химической науки в школе.
Процессобучения включает три обязательных и неразрывных элемента - учебный предмет, преподавание и учение.
Учебный предмет - это то, чему учат учащихся; это содержание обучения.
В содержание химии как учебного предмета входит:
а) изучение основ химической науки, т. е. ее главных фактов и законов, а также ведущих теорий, объединяющих и систематизирующих научный материал и дающих ему научное объяснение;
б) ознакомление учащихся с основными методами и техническими приемами химии, с главнейшими применениями ее в жизни;
в) привитие ученикам практических навыков, соответствующих содержанию химической науки и необходимых для жизни и труда;
г) формирование высоконравственной личности.
Учебный предмет представлен программой, учебниками, книгами для практических лабораторных занятий, сборниками задач и упражнений. Учебный предмет отличается от науки, а учение - от познания тем, что, обучаясь, учащиеся не открывают новых истин, а лишь усваивают добытые и проверенные общественно-производственной практикой. В процессе обучения ученики не овладевают всем содержанием химической науки, а усваивают только ее основы.
Преподавание - это деятельность учителя, заключающаяся в передаче знаний, умений и навыков учащимся, в организации их самостоятельной работы по приобретению знаний и навыков, в формировании научного мировоззрения и поведения, в руководстве и управлении процессом подготовки учащихся к жизни в обществе.
Учение - это деятельность учащихся, состоящая в усвоении учебного предмета, излагаемого учителем или получаемого иными способами. В процессе учения присутствуют следующие этапы: восприятие учащимися учебного материала; осмысление этого материала; закрепление его в памяти; применение при решении учебных и практических задач.
Общей задачей методики химии как науки является исследование процесса обучения химии в школе, раскрытие его закономерностей и разработка теоретических основ совершенствования его в соответствии с требованиями общества.
Методика обучения химии, как любая наука, имеет свою теоретическую основу, структуру, проблематику и достаточно сложную систему понятий.
Теоретической основой методики преподавания химии являются теория познания, педагогика, психология в приложении к основам химической науки, которые должны усвоить учащиеся.
Структураметодики обучения химии как науки определяется с позиций единства трех функций учебно-воспитательного процесса, который в соответствии социальным заказом общества должен выполнять три важнейших функции: образовательную, воспитывающую и развивающую. Каждая из этих функций является предметом изучения отдельных областей научных знаний. Образовательная функция изучается дидактикой, воспитывающая - теорией воспитания, развивающая - психологией. Вместе с тем сложной структурой понятий является и сама химия. В процессе обучения все эти системы и структуры взаимодействуют между собой. Это взаимодействие настолько глубоко, что переходит в их взаимную интеграцию - возникает новая область знаний, использующая понятия всех четырех областей знаний, но уже в несколько измененной форме. Эта интегрированная наука и есть методика обучения химии.
Цель методики обучения химии как науки состоит в выявлении закономерности процесса обучения химии.
Основные задачи в этом направлении - изучить и оптимизировать: а) цели обучения; б) содержание, методы, формы и средства обучения; деятельность учителя (преподавание); в) деятельность учащихся (учение).
Цель методики обучения химии как науки состоит в нахождении эффективных путей усвоения учащимися школы основных фактов, понятий, законов и теорий, их выражение в специфической для химии терминологии.
Перед методикой обучения химии, как и перед любой другой наукой, стоят свои проблемы.
1.Определение целей и задач, стоящих перед учителем при обучении учащихся химии. Методика должна в первую очередь ответить на вопрос: каковы задачи химии в структуре среднего образования, то есть, для чего учить химию в средней школе? При этом учитывается логика развития и достижений химической науки, ее истории, психолого-педагогические условия, а также определение оптимального соотношения теоретического и фактического материала. Цель общего химического образования - обеспечить усвоение каждым молодым человеком знаний и умений, необходимых как для использования в повседневной и трудовой деятельности, так и для получения дальнейшего химического образования.
2. Отбор содержания и конструирование построения учебного предмета химии в соответствии с задачами курса химии в средней школе и дидактическими требованиями к его преподаванию. Именно методика обучения химии должна ответить на вопрос: чему учить? Цели и содержание химического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках, учебных пособиях по химии. Постоянное развитие общества приводит к периодическому пересмотру целей и содержания образования в соответствии с выдвигаемыми обществом требованиями.
3. Методика должна разработать соответствующие методы обучения и рекомендовать наиболее оптимальные и эффективные средств, приемы и формы обучения. Решение этой проблемы позволит ответить на вопрос: как учить? Данная проблема, прежде всего, связана с преподаванием химии. Преподавание - это деятельность учителя, направленная на передачу химической информации учащимся, организацию учебного процесса, руководство их познавательной деятельностью, привитие практических навыков, развитие творческих способностей и формирование основ научного мировоззрения.
4. Исследование процесса учения со стороны учащихся в сочетании с их воспитанием и развитием. Методика разрабатывает соответствующие рекомендации в вопросах организации учебной и познавательной деятельности учащихся. Решение этой проблемы позволит ответить на вопрос: как должны учиться школьники? Данная проблема вытекает из принципа «учить учиться»; то есть, как наиболее эффективно помочь учащимся заниматься. Этот вопрос связан с развитием мышления учащихся и заключается в обучении их оптимальным способам переработки химической информации, поступающей от учителя или другого источника знаний (книга, радио, телевидение, компьютер и др.). Все эти проблемы должны решаться с позиции трех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.
Опираясь на важнейшие выводы, принципы и закономерности дидактики, методика преподавания химии решает важнейшие задачи развивающего и воспитывающего обучения на примере школьного предмета химии, уделяет большое внимание проблеме политехнического образования и профориентации учащихся.
В дополнении к дидактике, методика химии имеет специфические закономерности, определяемые содержанием и структурой науки химии и учебного предмета, а также особенностями процесса познания и обучения химии в школе.
Методика обучения химии как наука использует различные методы исследования: специфические (характерные только для методики химии), общепедагогические и общенаучные.
Специфические методы исследования заключаются в отборе учебного материала и методическом преобразовании содержания науки химии для реализации школьного химического образования. Используя эти методы, методисты определяют целесообразность включения того или иного материала в содержание учебного предмета, находит критерии отбора знаний, умений и навыков и пути их формирования в процессе обучения химии. Исследователи разрабатывают наиболее эффективные методы, формы, приемы обучения. Специфические методы позволяют разработать новые и модернизировать существующие школьные демонстрационные и лабораторные опыты по химии, способствуют созданию и усовершенствованию статических и динамических наглядных пособий, материалов для самостоятельной работы учащихся, а также оказывают влияние на организацию элективных и внеклассных занятий по химии.
К общепедагогическим методам исследования относятся:
а) педагогическое наблюдение;
б) беседа исследователя с учителями и учащимися;
в) анкетирование;
г) моделирование экспериментальной системы обучения;
д) педагогический эксперимент.
Педагогическое наблюдение за работой учащихся в кабинете химии на уроке и во время проведения элективных и внеклассных занятий помогает учителю установить уровень и качество знаний учащихся по химии, характер их учебно-познавательной деятельности, определить интерес учащихся к изучаемому предмету и т.д.
Беседа (интервью) и анкетирование позволяют характеризовать состояние вопроса, отношение учащихся к выдвигаемой в ходе исследования проблеме, степень усвоения знаний и умений, прочность приобретенных навыков и др.
Основным общепедагогическим методом в исследованиях преподавания химии является педагогический эксперимент. Он подразделяется на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводят обычно с небольшой группой учащихся. Его задача состоит в выявлении и предварительном обсуждении исследуемого вопроса. Естественный педагогический эксперимент протекает в условиях обычной школьной обстановки, при этом можно изменять содержание, методы или средства обучения химии.
Методика обучения химии как предмет в вузе.
Учебная дисциплина «Методика обучения химии» в вузе обеспечивает профессиональную подготовку учителя химии. От того, в какой мере учитель владеет методикой, зависят успех урока, совершенствование мастерства учителя, его авторитет среди учеников.
Главная задача методики обучения химии как учебной дисциплины - вооружить будущего учителя знаниями и умениями, необходимыми для работы в средней школе.