Особенности речевого аппарата

Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне сформирован, но имеет некоторые особенности: голосовые короче, чем у взрослого, гортань также почти вдвое короче; менее гибкий и подвижный язык, он занимает вдвое большую, чем у взрослого часть полости рта.

Недостаточно совершенное функционирование центрального аппарата слуха и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что ребенок часто недостаточно тонко различает звуки речи на слух, а движения его речевых органов оказываются еще недостаточно согласованными. Ребенок не может контролировать положение органов артикуляции при произнесении.

Особенности развития звукопроизношения 3-ий год жизни

К 3-м годам ребенок в значительной степени овладевает речью, но она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Характерно:

- общая смягченность речи (лезетька);

- правильно и четко произносят гласные звуки (А, У, И, О). Могут нечетко
произносить Ы, Э;

- Ц отсутствует или заменяется Т ', С ';

- заменяетX на К;

- заменяет заднеязычные переднеязычными. Например, К, Г, как т,д;

- заменяет звонкие на глухие (ШУК вместо ЖУК).

4-ий год жизни

- твердые согласные произносятся без смягчения, правильно

- правильно произносят Э, Ы, X;

- появляется Ц;

- у некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (Ш, Ж,Ч, Щ, Л, Р);

- шипящие заменяют твердыми свистящими:

Ш - С(суба) Ж — 3 (заба) Ч — Ц (цасы) Щ—СС'(сенок)

- сонорные заменяют на 1 или Л ', Л, Р, Р ' — Л '

- с появлением шипящих наблюдается обратная замена, когда вновь появившийся
звук произносится в тех словах, где их употребление неуместно (капушта)

5-ыйгод жизни

- исчезает общая смягченность речи (наблюдается лишь у немногих);

- появляются шипящие: сначала они произносятся нечисто, но постепенно дети
ими овладевают;

- неустойчивость произношения (произношение звуков то правильное, то
неправильное, даже в одном и том же слове, сначала правильное, через некоторое
время неправильное); чрезмерное употребление вновь усвоенного звука;

- большинство детей владеет звуком Р, но не прочно. Пропуска Р не наблюдается,
чаще замена на Л, Л '.

Особенности еловопроизношения

трудно произносить 2-3-рядом стоящих согласных звука. Один из этих звуков либо выпускается, либо искажается, хотя изолированно ребенок владеет этими звуками.

в слове один звук уподобляется другому (трудный для произношения, легкому). Например, бабака, мамага. Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения, просто ребенок

легче уловил или запомнил звуки.

Сокращает слова за счет выпуска труднопроизносимых звуков,

целых слогов (тамвай, туба, бабан, атабиль, тефон).

Перестановки звуков и целых слогов (клювка — клюква, сафоль — фасоль, аплесин -апельсин, чедоман - чемодан)

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Основы развития связной речи закладываются в раннем возрасте в подготовительном этапе. В раннем возрасте ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь детей, сначала в виде звукоподражания, потом (к концу 1-го года жизни) слов, на 2-ом г.ж. простых предложений.

Происходит развитие речевого общения дегей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируется речевой слух.

На 1-м г.ж. голосовые реакции являются выражением эмоций, а не мыслей. С появлением в речи ребенка 1-ых слов, он начинает использовать их для выражения желаний и потребностей. Возникновение первых слов способствует тому, что ребенок начинает использовать слова для обращения к другому человеку, ребенок начинает вступать в сознательное общение со взрослыми.

В исследовании А.М.Леушиной было показано, что основная линия развития связной речи в дошкольном возрасте состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к контекстной.

Ый год жизни

Вмладшем дошкольном возрасте для детей характерны простейшие суждения и умозаключения о предметах и явлениях внешнего мира, об их наиболее конкретных признаках и состояниях

Суждения в этом возрасте обычно сводятся к описанию того, что ребенок воспринимает или делает в данный момент, делал в недалеком прошлом или будет делать в ближайшем будущем.

В этом возрасте дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. Но часто отвлекаются от содержания вопросов. Речь имеет ярко выраженный диалогический разговорный характер, т.е. она адресована, прежде всего, другому человеку, слушателю Речь ситуативная: ребенок не отделяет себя от слушателя, а как бы включает его в ту наглядную ситуацию, которая возникает для самого ребенка.

Высказывания детей короткие. Преобладает экспрессивное изложение.

Пересказ сказки отличается фрагментарностью, когда в изложении рядополагаются несколько эпизодов из сказки, особенно запомнившиеся ребенку, которые не всегда объединяются единым содержанием.

Ый год жизни

К концу 5-го года жизни содержание суждений и умозаключений детей значительно усложняются. В этом возрасте объектом внимания становятся не только непосредственно воспринимаемые ребенком предметы и явления, но и те, которые он никогда не воспринимал непосредственно, однако имеет о них представления на основе словесных описаний или восприятия картин.

5-летний ребенок в своих высказываниях говорит о давно прошедших событиях (о прошлогодней поездке на дачу), о событиях, которые наступят в будущем (поступлении в школу).

В связи с изменением содержания изменяется и форма выражения суждений и умозаключений.

К концу 5 г.ж. высказывания детей напоминают по форме короткий рассказ. Их ответы на вопросы во время бесед включают в себя гораздо большее количество предложений. Однако в диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие

неполные фразы, даже тогда, когда вопрос требует развернутого ответа. Нередко, когда вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание товарища.

Осваивают разные типы высказываний - описание, повествование. При составлении рассказов совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи. Это возраста «почемучек», поэтому речевая активность повышается. Наблюдаются некоторые ошибки: нарушается структура, последовательность связных высказываний, не умеют связывать между собой предложения, части высказывания. Рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого. Дети еще не могут отличить существенное от второстепенного.

Характерное отличие изложения сказки ребенком этого возраста заключается вобязательном выделении смыслового стержня сюжета при более или менее подробном изложении отдельных событий.

Дети 5-ти лет без дополнительных вопросов дают пересказ сказки, состоящей из 40-50 предложений.

Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т.е. речи, которая понятна сама по себе.

Ой год жизни

В диалогической речи могут пользоваться точным или кратким ответом в зависимости от вопроса. Старшиедошкольники более активно участвуют в беседе, разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Развивается умение отобрать нужные знания и найти целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Если в младшем и среднем возрасте дети только подводятся к самостоятельному высказыванию, то в старшем возрасте они овладевают основными типами монологической речи - пересказ, рассказ.

Средний объем высказываний 30-60 слов. Но если тема ребенка заинтересовала, то рассказ может состоять из 150-200 слов.

На занятиях по обучению рассказыванию, где связная речь организуется планом, ее несовершенства не всегда заметны. Если ребенок старшего дошкольного возраста рассказывает самостоятельно, то наблюдаются некоторые ошибки: неумение сконцентрироваться на теме, отсутствие соподчинения частей.

Наши рекомендации