Информационное обеспечение системы профилактики
В структуру информационного обеспечения системы профилактики входят данные:
1. О несовершеннолетних и их семьях, проживающих на территории действия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: (о неблагополучных семьях; о детях, подлежащих устройству на усыновление, передачу на воспитание в патронатную семью, опеку, попечительство; о детях с ограниченными возможностями психического и физического развития; о детях, вынужденных покинуть образовательные учреждения; другая информация, дающая точное представление о характере, особенностях и динамике детского благополучия – неблагополучия).
2. О действиях, услугах и мерах, предпринятых субъектами системы профилактики в создании благоприятной среды проживания детей и в содействии решению проблем и трудностей детей, попавших в трудную или социально-опасную ситуацию, в том числе данные о качестве взаимодействия в системе профилактики.
Формирование различного рода информационных банков – чрезвычайно кропотливая, требующая соблюдения принципов конфиденциальности работа. Формирование информационного банка предполагает уточнение системы показателей и признаков, информация о проявлении которых собирается в банк. В этой работе участвуют учреждения различных ведомств.
Образовательные учреждения собирают информацию о детях, которые не посещали дошкольное образовательное учреждение; слабо успевают; систематически пропускают занятия; имеют опыт правонарушений; а также определенные отклонения в здоровье.
Органы управления образования интегрируют информацию о необучающихся, безнадзорных детях; детях-сиротах; детях из многодетных и малообеспеченных семей; правонарушителях; детях из семей беженцев.
Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют сбор информации в соответствии с ведомственными требованиями и концентрируют данные о правонарушителях; преступниках; осужденных, вернувшихся из мест лишения свободы; неблагополучных семьях; детях, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, непосещающих образовательные учреждения.
Лечебно-профилактические учреждения и органы управления здравоохранением собирают информацию обо всех новорожденных детях, состоянии их здоровья, патологиях и трудностях развития, детях- инвалидах и имеющих отклонения в здоровье.
Органы и учреждения социальной защиты населения концентрируют данные о детях-инвалидах; детях, получающих социальные пенсии; детях из многодетных, малообеспеченных семей.
Органы и учреждения занятости населения концентрируют информацию о несовершеннолетних, официально вставших на учет для поиска рабочего места, обладают информацией о родителях, долгое время не имеющих постоянной работы.
Комиссия по делам несовершеннолетних концентрирует информацию о несовершеннолетних, совершивших правонарушения, находящихся в трудной или социально-опасной ситуации, нуждающихся в особой поддержке и сопровождении со стоны субъектов системы профилактики. Именно в комиссии систематизируется информация о влиянии мер и действий, предпринятых субъектами системы профилактики по отношению к ребенку на основании решения комиссии, отслеживается успешность мер социально-педагогической и психологической реабилитации и восстановления ситуации благополучия несовершеннолетнего.
Роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав заключается в координации и контроле действий субъектов системы по сбору информации, в создании преемственной и доступной для деятельности специалистов совокупности информационных баз, обеспечивающих эффективное функционирование системы профилактики.
При формировании различных банков данных детей, нуждающихся в помощи и поддержке, должны быть уточнены следующие позиции:
- каковы основания постановки ребенка на учет;
- какие организации и специалисты осуществляют меры социальной работы по отношению к несовершеннолетнему;
- какие меры и действия предпринимаются для разрешения проблемы ребенка;
- что еще можно предпринять для оказания помощи ребенку.
Таким образом, функция информационного обмена и взаимодействия субъектов системы профилактики под руководством Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты из прав, обеспечивает базу для принятия адекватных решений в судьбах несовершеннолетних, попавших в трудную или социально-опасную ситуацию на различных уровнях общественно-государственной системы.
На первом (нижнем) уровне – в учреждениях, организациях, по месту жительства несовершеннолетних проводится сбор первичной информации о детях, находящихся в трудной жизненной или социально-опасной ситуации.
На уровне комиссий по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления осуществляется формирование банков данных различных групп детей, нуждающихся в поддержке, прогнозирование мер профилактической и социальной работы на территории локального масштаба.
На региональном уровне – в областных, краевых и республиканских межведомственных комиссиях и министерствах осуществляется систематизация получаемых данных, определяются ведущие проблемы и противоречия, стратегии семейной политики, разрабатываются региональные социальные программы.
На федеральном уровне на основе собираемой информации разрабатываются и утверждаются планы дополнительных неотложных мер по решению проблем детской безнадзорности и беспризорности, формируются межведомственные группы и комиссии, координирующие деятельность органов государственной и законодательной власти Федерации, разрабатываются национальные стратегии социальной и профилактической работы.
Создание единой информационной системы данных о детях, нуждающихся в поддержке и помощи, не самоцель. Важнейший принцип и задача функционирования информационных банков – периодическое обновление информации, характеризующей в динамике положение детей, включенных в банк и пополнение их новой информацией о детях, вновь попавших в трудную или социально-опасную ситуацию.