Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность
Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Вот почему еще раз подчеркнем, что воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляется иногда, а во влечении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.
Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.
Указанная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие, и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без желания, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически не развивает его.
Активность же ребенка в значительной мере зависит от его мотивации. Отсюда следует, что только, развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
3. Неразрывное единство образования и воспитания.Образование направлено на формирование общей культуры человека. На его основе происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний и способностей. На основе взаимодействия образования и воспитания происходит совершенствование человека, приобретая знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые в свою очередь требуют новых знаний и умений.
4. Целостность воспитательных влияний, предполагающая прежде всего единство целей, содержания и методов воспитания, также единство декларируемых социальных установок и реальных действий педагога, непротиворечивость педагогических требований, предъявляемых к ученику всеми субъектами воспитательного процесса.
5. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитываемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога вызывает у последнего отрицательные переживания и не дает положительного воспитательного эффекта. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к воспитанникам должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении.
6. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов, Когда намеченные цели не реализуются личность испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Нетрудно понять, что повторение подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над собой, теряет всякую активность. Например, школьник, отставший в учебе, совсем перестает учиться.
7. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.П.П.Блонский писал: «Нужно бороться не с учеником, у которого есть недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против этих недостатков». Но тогда чаще всего нужны не критика и осуждение, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении встречающихся трудностей.
Глубоко прав был А.С.Макаренко, когда утверждал, что, каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления недостатков.
В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.